Понятие, цели и задачи института контроля экономической концентрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:13, контрольная работа

Краткое описание

Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство. В частности, из обследованных Министерством юстиции США 80 стран, имеющих антимонопольное законодательство, около 60 осуществляют контроль за слияниями.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3.
Понятие, цели и задачи института контроля экономической концентрации как формы предупреждения и пресечения злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положениям на рынке…………………………………………………..4.
Сделки и действия, подлежащие согласованию с антимонопольным органом в целях контроля экономической концентрации, порядок такого согласования…………………………………………………….6.
Заключение…………………………………………………………………….10.
Литература……………………………………………………………………..11.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.41 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3.

  1. Понятие, цели и задачи института контроля экономической концентрации как формы предупреждения и пресечения злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положениям на рынке…………………………………………………..4.
  2. Сделки и действия, подлежащие согласованию с антимонопольным органом в целях контроля экономической концентрации, порядок такого согласования…………………………………………………….6.

Заключение…………………………………………………………………….10.

Литература……………………………………………………………………..11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство. В частности, из обследованных Министерством юстиции США 80 стран, имеющих антимонопольное законодательство, около 60 осуществляют контроль за слияниями. При этом детали режима контроля могут отличаться в зависимости от страны и типа сделок.

Контроль может быть предварительным (компании подают сведения о сделках  в антимонопольные органы до завершения этих сделок) или последующим (после  совершения сделок). Кроме этого, подача уведомления может быть обязательной или добровольной. Так, в Австралии, в которой не существует процедуры  обязательного уведомления, компания, тем не менее, может предпочесть  получить иммунитет от возможного судебного  преследования и предварительно подать заявку для формального утверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, цели и задачи института контроля экономической концентрации как формы предупреждения и пресечения злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положениям на рынке.

Контроль – составная  часть управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.

Цель контроля − объективное изучение положения дел в определенных отраслях деятельности предприятия и выявление отрицательно сказывающихся факторов.

Понятие экономического контроля подчеркивает распространение контрольных  функций только на сферу экономических  явлений, связанных с производственными  отношениями и распределением совокупного  продукта. Осуществляя действия в  сфере экономики, контроль является отражением характерных черт, присущих тому или иному типу производственных отношений.

Принципы организации  экономического контроля:

  • законность − означает непременное соблюдение правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующую среду контрольной деятельности;
  • объективность − означает достоверность результатов контроля, что в свою очередь требует системного подхода, честности, добросовестности и беспристрастности при проведении контрольных мероприятий;
  • профессиональная компетентность − предполагает наличие специальной профессиональной подготовки, необходимой для эффективного выполнения контрольных функций;
  • функциональная независимость − обусловлена необходимостью обеспечить объективность контроля и требует определенной свободы профессионального поведения контролеров, не обремененных служебной подчиненностью по отношению к проверяемым лицам, а также организационной и финансовой зависимостью;
  • ответственность − связана с неотвратимостью правовых последствий при нарушении правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие сферы контрольной деятельности;
  • действенность − означает воздействие контроля на экономику и выражается через эффективность мер, принятых по результатам его осуществления;
  • рациональность − соизмерение расходов на осуществление экономического контроля с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения, т.е. получаемая экономическая выгода от проведения контроля должна многократно покрывать связанные с этим расходы.

Задачи экономического контроля:

  • укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;
  • обеспечение сохранности принадлежащего организации имущества, денежных средств и выявление фактов недостач, потерь и порчи;
  • достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении организации;
  • выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;
  • проверка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;
  • выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

 

  1. Сделки и действия, подлежащие согласованию с антимонопольным органом в целях контроля экономической концентрации, порядок такого согласования.

Концентрация капитала и образование  монополистических структур – это  важная сфера контроля антимонопольных  органов. Образование монополистических  структур может быть результатом  создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующего субъекта, а также  приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций  и другого имущества. ФАС РФ осуществляет контроль за такого рода деятельностью. Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются такие действия, как:

1) слияние коммерческих организаций  (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их  активов (активов их групп лиц)  по бухгалтерским балансам по  состоянию на последнюю отчетную  дату, предшествующую дате представления  ходатайства (далее также - последний  баланс, в случае представления  в антимонопольный орган уведомления  последним балансом считается  бухгалтерский баланс по состоянию  на последнюю отчетную дату, предшествующую  дате представления уведомления), превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (далее - реестр);

2) присоединение коммерческой организации  (за исключением финансовой организации)  к иной коммерческой организации  (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их  активов (активов их групп лиц)  по последним балансам превышает  три миллиарда рублей или суммарная  выручка таких организаций (их  групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;

3) слияние финансовых организаций  или присоединение финансовой  организации к другой финансовой  организации, если суммарная стоимость  их активов по последним балансам  превышает величину, установленную  Правительством Российской Федерации  (при слиянии или присоединении  кредитных организаций такая  величина устанавливается Правительством  Российской Федерации по согласованию  с Центральным банком Российской  Федерации) (ст. 27 Закона «О защите конкуренции»).

В случае, если суммарная стоимость  активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли), права и (или) имущество, и  лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает миллиарда рублей или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает шесть миллиардов рублей и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превышает сто пятьдесят миллионов рублей, либо если одно из указанных лиц включено в реестр, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие сделки с акциями (долями), правами и (или) имуществом:

1) приобретение лицом (группой  лиц) голосующих акций акционерного  общества, если такое лицо (группа  лиц) получает право распоряжаться  более чем двадцатью пятью  процентами указанных акций при  условии, что до этого приобретения  такое лицо (группа лиц) не распоряжалось  голосующими акциями данного  акционерного общества или распоряжалось  менее чем двадцатью пятью  процентами голосующих акций  данного акционерного общества. Указанное требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его создании;

2) приобретение лицом (группой  лиц) долей в уставном капитале  общества с ограниченной ответственностью, если такое лицо (группа лиц)  получает право распоряжаться  более чем одной третью долей  в уставном капитале данного  общества при условии, что до  этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось  долями в уставном капитале  данного общества или распоряжалось  менее чем одной третью долей  в уставном капитале данного  общества. Указанное требование  не распространяется на учредителей  общества с ограниченной ответственностью  при его создании;

3) приобретение долей в уставном  капитале общества с ограниченной  ответственностью лицом (группой  лиц), распоряжающимся не менее  чем одной третью долей и  не более чем пятьюдесятью  процентами долей в уставном  капитале этого общества, если  такое лицо (группа лиц) получает  право распоряжаться более чем  пятьюдесятью процентами указанных  долей и т.д. (ст. 28 Закона о защите  конкуренции).

Антимонопольный орган должен быть уведомлен:

1) коммерческой организацией о  ее создании в результате слияния  коммерческих организаций (за  исключением слияния финансовых  организаций), если суммарная стоимость  активов по последним балансам  или суммарная выручка от реализации  товаров за календарный год,  предшествующий году слияния  коммерческих организаций, деятельность  которых прекращается в результате  слияния, превышает двести миллионов  рублей, - не позднее чем через  сорок пять дней после даты  слияния;

2) коммерческой организацией о  присоединении к ней другой  коммерческой организации (за  исключением присоединения финансовой  организации), если суммарная стоимость  активов указанных организаций  по последнему балансу или  их суммарная выручка от реализации  товаров за календарный год,  предшествующий году присоединения,  превышает двести миллионов рублей, - не позднее чем через сорок пять дней после даты присоединения;

3) финансовой организацией о  ее создании в результате слияния  финансовых организаций, если  стоимость ее активов по последнему  балансу не превышает величину, установленную Правительством Российской  Федерации (при создании в результате  слияния кредитной организации  такая величина устанавливается  Правительством Российской Федерации  по согласованию с Центральным  банком Российской Федерации), - не  позднее чем через сорок пять  дней после даты слияния;

4) финансовой организацией о  присоединении к ней другой  финансовой организации, если  стоимость активов по последнему  балансу созданной в результате  присоединения финансовой организации  не превышает величину, установленную  Правительством Российской Федерации  (при создании в результате  присоединения кредитной организации  такая величина устанавливается  Правительством Российской Федерации  по согласованию с Центральным  банком Российской Федерации), - не  позднее чем через сорок пять  дней после даты присоединения  и т.д. (ст. 30 Закона о защите конкуренции).

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Пока в значительной степени  отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать  в качестве приоритетного направления  развития законодательства (в широком  смысле слова).

Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств государственного регулирования, как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое  планирование, и т.д.

Только после того, как будет  создана правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, обобщен опыт их применения на практике, следует рассмотреть  вопрос о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики.

В настоящее время значительное число субъектов участвуют в формировании государственной экономической политики, ее реализации путем государственного регулирования экономики.

Информация о работе Понятие, цели и задачи института контроля экономической концентрации