Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 12:06, контрольная работа
Одной из основных задач государства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценки уровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит в том, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какие существуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегда означают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Меры по улучшению уровня жизни, которые принимает государство, проводятся в рамках социально-экономической политики. Проблема в том, насколько полно государство использует свои ресурсы на создания благоприятной социальной обстановки, с какой степени перераспределение доходов происходит в интересах всего общества и отдельных групп общества. Социально-экономическая политика призвана повышать конкурентоспособность страны, в том числе и за счет улучшение человеческого капитала. Сущность, цели и задачи государственной социально-экономической политики современной России.
Введение
Сущность, цели и задачи государственной социально-экономической политики современной России
Сущность и содержание понятия «экономический потенциал» страны, его структура
Природные ресурсы и пути их рационального использования
Пути и механизмы рационального и эффективного использования потенциала страны
Заключение
Список использованной литературы
Тема 1. Потенциал социально-экономического развития современной России
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Тесты
1. Политика протекционализма была обоснована научной школой:
а) физиократов;
б) меркантилистов;
в) монетаризма;
г) неоинституционализма.
2. К методам косвенного
а) налоги;
б) лицензии;
в) государственные закупки;
г) ставка рефинансирования.
3. Приоритетами развития науки и технологий в РФ являются:
а) «живые» системы;
б) нанотехнологии;
в) информационно-
г) рациональное природопользование.
С лёгкой руки Адама Смита протекционизм XVI—XVIII вв. стали называть меркантилизмом. И хотя сегодня существуют два разных понятия — протекционизм и меркантилизм, но экономические историки применительно к эпохе XVII—XVIII вв. ставят между ними знак равенства[1]. А историк П.Байрох уточняет, что начиная с 1840-х гг. меркантилизм стал называться протекционизмом[2].
Методы косвенного регулирования оказываются в действии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование К основным формам государственного косвенного регулирования относятся:
- налоги;
- субсидии;
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных задач государства является улучшение уровня жизни населения, поэтому проблема оценки уровня жизни населения особенно актуальна в наши дни. Основной вопрос состоит в том, насколько взаимосвязаны экономическое и социальное развитие, какие существуют закономерности. Ведь высокие экономические показатели не всегда означают такие же высокие показатели в социальной сфере. Поэтому уровень жизни населения является одной из важнейших социальных категорий. Меры по улучшению уровня жизни, которые принимает государство, проводятся в рамках социально-экономической политики. Проблема в том, насколько полно государство использует свои ресурсы на создания благоприятной социальной обстановки, с какой степени перераспределение доходов происходит в интересах всего общества и отдельных групп общества. Социально-экономическая политика призвана повышать конкурентоспособность страны, в том числе и за счет улучшение человеческого капитала. Сущность, цели и задачи государственной социально-экономической политики современной России.
Экономический потенциал страны - ресурсы страны, которые при полном их использовании позволяют произвести максимальный валовой национальный продукт (ВНП). Составляющими экономического потенциала страны являются ее природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический, экспортный потенциал.
Экономический потенциал может рассматриваться также как обобщенная характеристика уровня развития экономики. В понятие экономического потенциала, таким образом, входят экономические ресурсы и экономические результаты.
Экономические ресурсы страны составляют все накопленные ею и располагающиеся как на своей территории, так и за рубежом материальные ценности, научные, интеллектуальные, информационные и трудовые ресурсы, включая предпринимательские способности, а также природные ресурсы. Они характеризуются общим объемом, структурой и качеством.
Экономические результаты отражаются в объеме, структуре, качестве и техническом уровне производимых товаров и услуг. Обобщенной характеристикой экономических результатов выступают ВВП, ВНП, национальный доход и их структура. Кроме того, в качестве показателей экономических результатов могут выступать физические объемы производства отдельных видов товаров, признаваемых на данном историческом этапе важнейшими.
Основными факторами, определяющими экономический потенциал, являются производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструктуры, трудовые ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать научно-технический прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере производства и потребления.
В начале третьего тысячелетия для России остро встал вопрос о выборе стратегических приоритетов страны. В самом общем плане стало очевидно, что ключевым направлением долгосрочной социально-экономической политики государства является последовательное улучшение качества и уровня жизни населения на основе повышения конкурентоспособности национальной экономики, ее выхода на траекторию устойчивого развития с последующим восстановлением экономической и политической роли России в мировом сообществе.
Социальную политику в широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
Социальная политика формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.
Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:
- достижение уровня и
качества жизни населения, соответствующего
национальным идеалам и
- обеспечение устойчивых
и высоких темпов
- обеспечение благоприятных
экономических условий для
- развитие человеческого
потенциала, гармонизация социальных
отношений (то есть обеспечение
условий для образования
Принципы
Социальная политика основана
на системе принципов, выражающих характер
требований к ее содержанию, формам и методам
разработки и реализации:
• гуманизм, социальная справедливость;
• системность, непрерывность, преемственность;
• сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
• открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие "обратной связи" органов управления с массами);
• демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
• действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
• адресность мер по социальной
защите населения, усиление социальной
помощи социально уязвимым и малообеспеченным
группам населения.
Цели
Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
1) обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;
2) обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;
3) создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
4) формировани
Безусловным приоритетом в области
социальной политики являются инвестиции
в человека.
Задачи
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных
2. Уменьшение нежелательных,
обусловленных рынком различий
между богатыми и бедными при
возникновении доходов и
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
На данный момент существует стратегия и концепция социально-экономического развития России до 2020 года. В данной концепции отражено понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития.
Приоритеты государственной политики:
1) инвестиции в человеческий капитал
2) подъем образования, науки, здравоохранения
3) построение национальной инновационной системы
4) развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики
5) развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний
6) реконструкц
Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Таким образом, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.
Планируется преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются:
1) сокращением численности населения и уровня занятости в экономике;
Информация о работе Потенциал социально-экономического развития современной России