Потребительская кооперация - система потребительских обществ и союзов потребительских обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 02:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследования социально-экономической сущности потребительского общества, его правомочия и функции.
Задачи изучения дисциплины: «Теория и история потребительской кооперации»:
1. изучение и свободное оперирование понятиями теории потребительской кооперации;
2. формирование знаний и умений по вопросам происхождения, сущности правовых, организационных, экономических и социальных основ потребительской кооперации;

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительская кооперация.docx

— 138.92 Кб (Скачать файл)

 

 

Обусловлено это тем, что значительная часть общества, особенно в аграрном секторе экономики (основной сфере деятельности организаций потребительской кооперации), имеет доходы ниже прожиточного минимума, ведет натуральное хозяйство, испытывает серьезные трудности в удовлетворении насущных материальных и духовных потребностей.

Поэтому развитие теории, управления деятельностью потребительской кооперации приобретает в настоящее время не только теоретическое, но и исключительно важное практическое значение.

Оценивая степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что имеющиеся многочисленные исследования не затрагивают важных теоретических, аспекты реструктуризации системы управления в потребительской кооперации, направленной на выполнение социальной миссии, развитие новых видов деятельности, формирование нового мышления управленческих кадров.

Актуальность реструктуризации управления хозяйствующими субъектами рынка в целом, ее особая значимость для системы потребительской кооперации, а также недостаточная исследованность этих вопросов определили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.

Целью курсовой работы является исследования социально-экономической сущности потребительского общества, его правомочия и функции.

Задачи изучения дисциплины: «Теория и история потребительской кооперации»:

1. изучение и свободное оперирование понятиями теории потребительской кооперации;

2.   формирование знаний  и умений по вопросам происхождения, сущности правовых, организационных, экономических и социальных основ  потребительской кооперации;

В данной курсовой работе 31 страница, 2 таблицы и 4 рисунка.

 

1.Потребительская кооперация - система потребительских обществ и союзов потребительских обществ

 

 В законе "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации дано следующее определение потребительской кооперации:

Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Потребительские общества могут учреждать и некооперативные организации - хозяйственные общества.

Основу системы потребительской кооперации составляют потребительские общества. В соответствии с Гражданским кодексом (часть 1) организационно-правовой формой потребительского общества является потребительский кооператив. Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

В законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» изложено следующее определение потребительского общества:

Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

В этом пространном определении отражены особенности потребительского общества как потребительского кооператива:

• потребительское общество - это ассоциация лиц, их членская организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства. Могут создаваться потребительские общества только физическими лицами, или только юридическими лицами; может быть и смешанное членство в потребительском обществе - такое общество создают и физические, и юридические лица;

• начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;

• потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;

• основная цель потребительского общества - его социальная миссия - удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.

Потребительские общества создаются по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого потребительского общества знают друг друга, знают семьи и их социальные нужды. Это в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей и принципов.

Потребительские общества классифицируются на виды по ряду признаков.

а) по территориальному признаку:

- сельское потребительское  общество - сельпо;

- городское потребительское  общество - горпо;

- районное потребительское  общество - райпо.

б) по социальному или профессиональному составу членов:

- рабочее потребительское  общество (рабочий кооператив) - рабкооп;

- рыболовецкое потребительское общество - рыбкооп;

- студенческое потребительское  общество - студпо;

- ученическое потребительское общество - учпо.

Потребительское общество, созданное в форме потребительского кооператива, является юридическим лицом и в соответствии со статьей 5 закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» обладает правомочиями, а именно потребительскому обществу разрешено:

- заниматься деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей пайщиков;

- осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано;

- иметь свои представительства, филиалы, создавать хозяйственные общества, учреждения и осуществлять свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- участвовать в хозяйственных обществах, кооперативах, быть вкладчиком в товариществах на вере;

-  создавать предусмотренные настоящим Законом фонды потребительского общества;

- распределять доходы между пайщиками в соответствии с уставом потребительского общества;

- привлекать заемные средства от пайщиков и других граждан;

- осуществлять в установленном уставом порядке кредитование и авансирование пайщиков;

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- обжаловать в судебном порядке акты государственных органов, акты органов местного самоуправления, действия их должностных лиц, нарушающие права потребительского общества;

- осуществлять иные права юридического лица, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом потребительского общества.

Потребительские общества - первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут созданы потребительские общества, то не будет и потребительских союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.

Союзы потребительских обществ, как и потребительские общества, являются юридическими лицами.

В соответствии со статьей 32 закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» учредителями союза могут быть только потребительские общества. Поэтому в статье 1 выше названного закона дано следующее понятие союза:

«Районный, областной, краевой, республиканский, центральный союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ».

Члены союза (потребительские общества) сохраняют самостоятельность и права юридического лица.

В законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (статья 1) изложено назначение союзов потребительских обществ:

Районный союз потребительских обществ - союз потребительских обществ района, созданный потребительскими обществами для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг.

Областной, краевой или республиканский союз потребительских обществ - союз потребительских обществ области, края или республики, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания потребительским обществам и районным союзам потребительских обществ правовых, информационных и иных услуг.

Центральный союз потребительских обществ России - союз потребительских обществ России, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного само-управления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.

Союз, как и потребительское общество, являясь некоммерческой организацией, может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан.

Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и в стране, а их социально-экономическая деятельность становится организованной и более защищенной в условиях рыночных отношений.

По организационному построению система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую вертикальную организационную структуру.

Традиционно в потребительской кооперации сложилась четырехуровневая организационная структура (Рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 





 



 



 

 

Рис. 1   Схема четырехуровневого организационного построения системы потребительской  кооперации Российской Федерации.

 

Конечно, в каждом субъекте Российской Федерации имеются свои особенности организационного построения потребительской кооперации. Так, в областном (краевом, республиканском) потребсоюзе могут создаваться городские потребительские общества (горпо), которые являются членами областного союза потребительских обществ.

В то же время наблюдается общая тенденция - преобразование четырехуровневой организационной структуры и формирование трехуровневой структуры организационного построения системы потребительской кооперации. В связи с переходом с 4-х уровневой структуры на 3-х уровневую организационную структуру большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы и продолжаются преобразовываться в районные потребительские общества - райпо (Рис. 2).

 

 

 

Райпотребсоюз

Потребительское общество

Потребительское общество

Потребительское общество





 


 


Рис. 2  Преобразование райпотребсоюзов и их потребительских обществ в райпо.

 

Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений заключается в том, что на основе концентрации капитала создается крупное потребительское общество.

Райпо объединяет пайщиков как любое потребительское общество, поэтому образует первый уровень системы потребительской кооперации.

Образование райпо способствует формированию трехуровневого организационного построения системы потребительской кооперации (Рис. 3).






 



 

 

Рис. 3 Схема трехуровневого организационного построения потребительской кооперации Российской Федерации.

Переход с четырехуровневого на трехуровневое организационное построение системы способствует сокращению количества потребительских обществ и их укрупнению.

В настоящее время следует рассматривать наряду с положительными и отрицательные стороны процесса реорганизации районных потребительских союзов и их потребительских обществ как юридических лиц и образование одного юридического лица - райпо. Практика показывает, что в настоящее время востребованы небольшие по объему капитала юридические лица. Поэтому в райпо и их союзах создаются новые малые юридические лица, к сожалению, не в форме потребительских кооперативов, а в форме некооперативных организаций. Так, в 2006 году по данным Центросоюза РФ в системе потребительской кооперации функционировало 3385 потребительских обществ, 159 районных и окружных союзов потребительских обществ и наряду с ними осуществляли деятельность общества с ограниченной ответственностью, созданные на базе предприятий потребительской кооперации:

Таблица 1

Организационная структура потребительской кооперации Российской Федерации на 01.01.2007 г

Наименование

потребсоюзов

 

Потребительские общества (без районных и городских)

 

Городские потребительские общества

 

Школьные и студенческие потребительские общества

 

Потребительские общества, созданные на базе предприятий потребкооперации

 

Районные потребительские общества

Итого потребительских обществ

 

Районные и окружные потребсоюзы

         

 

 
   

По системе Центросоюза

 

1489

 

136

 

9

 

902

 

849

3385

 

915

                                                    По потребсоюзам

                         

Информация о работе Потребительская кооперация - система потребительских обществ и союзов потребительских обществ