Правовые основы установления минимального размера оплаты труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2015 в 16:24, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследование нормативно-правовой базы установления минимального размера оплаты труда, особенностей применения минимального размера оплаты труда, судебной практики по данным спорам, а также провести логико-правовой анализ проблем связанных с установлением минимального размера оплаты труда.
Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи курсовой работы:
- раскрыть понятие и проанализировать нормативно-правовую базу установления минимального размера оплаты труда;
- рассмотреть особенности применения минимального размера оплаты труда в Российской Федерации

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 64.12 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

        Актуальность выбранной темы исследования обуславливается, во-первых, высокой степенью неравенства в распределении доходов, во-вторых, множеством спорных вопросов, связанных с особенностями установления минимального размера оплаты труда, в-третьих, необходимостью совершенствования правового регулирования порядка установления минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

        Цель курсовой работы – исследование нормативно-правовой базы установления минимального размера оплаты труда, особенностей применения минимального размера оплаты труда, судебной практики по данным спорам, а также провести логико-правовой анализ проблем связанных с установлением минимального размера оплаты труда.

        Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи курсовой работы:

  - раскрыть понятие и проанализировать нормативно-правовую базу установления минимального размера оплаты труда;

  - рассмотреть особенности применения минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

  - обозначить основные направления государственной политики в сфере правового регулирования минимального размера оплаты труда.

        Объект исследования – минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации.

        Предмет исследования – нормативно-правовые акты, практика рассмотрения трудовых споров, труды ведущих ученых по трудовому праву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТАНОВЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА

 

Минимальный размер оплаты труда – это гарантируемый Федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности)[1] .

Проанализируем историю установления минимального размера оплаты труда, принятие соответствующих международных правовых документов и других нормативно-правовых актов.

1.1 Международные  правовые акты

Практика законодательного регулирования минимальной заработной платы имеет длительную историю. Она возникла в 1896 году в Австралии, где были созданы советы по вопросам заработной платы из представителей предпринимателей, рабочих и общественности. Эти советы были уполномочены устанавливать справедливую минимальную заработную плату для всех отраслей. Затем Законы о минимальной заработной плате были приняты в Великобритании (1909 г.), Франции (1915 г.), Австрии и Норвегии (1918 г.), Германии (1923 г.), Испании (1926 г.) и других европейских странах[2] . Однозначного определения минимальной заработной платы не существовало. Но везде она определялась как «жизненная заработная плата» (living wages), «стоимость приличного существования для рабочих», «плата по потребностям». В 1917 г. в Федеральной Конституции Мексики (статья 123) было записано: минимальная заработная плата работника - главы семьи должна быть достаточна и соответствовать условиям проживания в каждом регионе страны для обеспечения нормальных жизненных условий, образования и досуга[3] .

Впоследствии названная практика была обобщена экспертами Международной организации труда (МОТ), и в 1928 г. принята Конвенция Международной организации труда № 26 «О создании процедуры установления минимального размера оплаты труда». Согласно этой Конвенции установленный минимум заработной платы является обязательным для соответствующих предпринимателей и трудящихся и не подлежит снижению ни по индивидуальному соглашению, ни (если только не имеется общее разрешение или разрешение, касающееся отдельного случая) - со стороны компетентного органа власти - по коллективному договору (статья 3). Трудящийся, на которого распространяются минимальные ставки и который получил заработную плату по более низким ставкам, имеет право получить в судебном порядке или посредством иной законной процедуры сумму, ему недоплаченную, при условии соблюдения такого срока давности, какой может быть установлен национальным законодательством (статья 4). Аналогичное правило содержится в Конвенции Международной организации труда от 22 июня 1962 года № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики».

Позднее статья 2 Конвенции Международной организации труда от 3 июня 1970 года № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» подчеркнула юридическое значение минимальной заработной платы: она не подлежит понижению, следовательно, работодатель не вправе платить работнику заработную плату ниже такого предела. Россией рассматриваемая Конвенция Международной организации труда, как, впрочем, и большинство других международных правовых актов, до сих пор не ратифицирована.

В соответствии с международными стандартами уровень минимальной зарплаты рассматривается как нижняя граница, гарантирующая удовлетворение основных жизненных потребностей не только трудящегося, но и его семьи. В Рекомендации Международной организации труда от 22 июня 1970 года № 135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» сформулированы критерии определения уровня минимальной заработной платы, процедура внесения в нее коррективов: «При определении уровня минимальной заработной платы необходимо принимать во внимание в числе других следующие критерии:

а) потребности трудящихся и их семей;

б) общий уровень заработной платы в стране;

в) стоимость жизни и изменения в ней;

г) пособия по социальному обеспечению;

д) сравнительный уровень жизни других социальных групп;

е) экономические факторы, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости»[4] .

Кроме того, в данной Рекомендации Международной организации труда сказано, что «установление минимальной заработной платы должно быть одним из элементов политики, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей».

При этом, как правило, список таких потребностей не определяется, а указываются возможные критерии их установления. Так, Хартия Европейского сообщества от 9 декабря 1989 года «Об основных социальных правах трудящихся» указывает: трудящимся должна быть обеспечена справедливая заработная плата, т.е. достаточная для того, чтобы обеспечивать приличный (удовлетворительный) жизненный уровень. Более того, устанавливается, что в случае производства удержаний из заработной платы должны быть приняты меры, позволяющие продолжать получение необходимых средств для работника и членов его семьи. Статья 3 Конвенции Международной организации труда № 131 при определении уровня минимальной заработной платы также предлагает учитывать потребности не только трудящихся, но и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимости жизни, социального пособия, сравнительный уровень жизни других социальных групп, экономические соображения, уровень производства и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости.

Итак, согласно международным правовым актам минимальная заработная плата должна устанавливаться, с одной стороны, с учетом интересов работников, а также членов их семей, а с другой - с учетом интересов экономического развития. Именно от социально-экономического положения страны в конечном итоге зависит определение критериев установления минимального уровня основных жизненных потребностей трудящихся.

Рассмотренные международные правовые акты непосредственно не называют жизненно важные потребности, необходимые для поддержания достойного уровня жизни. В отличие от актов Международной организации труда перечень последних содержит Всеобщая декларация прав человека 1948 г., принятая Генеральной Ассамблеей ООН. Так, в ней указывается, что каждый человек имеет право на жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» закрепляет право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Тем самым минимальный размер оплаты труда призван выполнять функцию обеспечения достойного уровня жизни.

Положениям о минимальной заработной плате дается сила закона, нарушение которого влечет за собой соответствующие уголовные и другие санкции. Тем самым устанавливается необходимость введения специальной правовой защиты минимальной заработной платы. Кроме того, для предотвращения нарушений в рассматриваемой области должны быть приняты также специальные меры, заключающиеся в проведении мероприятий, имеющих целью постоянно держать предпринимателей и трудящихся в курсе находящихся в силе минимальных ставок, а также в обеспечении официального надзора за действительно выплачиваемой заработной платой и др.

На основании проведенного анализа международных правовых актов выделим основные характеристики минимального размера оплаты труда:

1) минимальный размер оплаты труда должен устанавливаться с целью обеспечения достойного уровня жизни не только работника, но и членов его семьи;

2) критерии установления  минимального уровня основных  жизненных потребностей работников  могут быть различными, но при  этом необходим учет не только  интересов работников, но и интересов  работодателей. Последние, в свою  очередь, должны определяться общим  экономическим развитием страны;

3) допустимо установление  единого минимального размера оплаты труда по стране и дифференцированных размеров в зависимости от стоимости жизни в регионах, а также для отдельных групп населения;

4) в условиях правового  регулирования минимальный размер  оплаты труда не только на  законодательном, но договорном  уровнях важным представляется  установление обязанности работодателя по постоянному информированию работников в отношении действующих размеров минимальных заработных плат.

1.2 Российские  нормативно-правовые акты

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие, установление гарантированного минимального размера оплаты труда предусмотрено статьей 7, а вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда статьей 37.

В российской практике минимальный размер оплаты труда как гарантия права на заработную плату имеет свою историю. Эта гарантия была предусмотрена статьей 58 Кодекса Законов о труде 1918 года, в которой регламентировалось, что размер определяемого тарифными положениями вознаграждения не может быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Народным комиссариатом труда для населения каждой местности РСФСР. Таким образом, минимальная оплата труда была привязана в прожиточному минимуму определенной местности. А.Е. Пашерстник отмечал: «В период Гражданской войны в связи с жестким нормированием и натурализацией заработной платы система установления государственного минимума заработной платы потеряла практическое значение, но она была вновь восстановлена в 1922 году, с переходом к новой экономической политике»[5] .

Кодекс Законов о труде 1922 года (статья 59) также предусматривал установление обязательного минимума оплаты государственными органами на каждый данный период для соответствующих категорий труда. По Кодекс Законов о труде 1922 года минимальная заработная плата устанавливалась относительно дифференцированно на каждый данный период надлежащими государственными органами для соответствующих категорий труда (статья 59). Но, как отмечал К.М. Варшавский, фактически она устанавливалась нормами категории труда на каждый месяц в одинаковом размере для трудящихся всех категорий, но с разделением СССР на три пояса, соответствующих относительной дороговизне и трудностям местных бытовых и климатических условий[6] . При этом также учитывался минимальный потребительский бюджет семьи[7] .

В 1927 году С.Л. Рабинович-Захарин высказал сомнения в целесообразности централизованного порядка установления минимальной оплаты труда в СССР для всех нанимателей и всех работающих по найму. Он писал, что при такой чрезвычайной централизации государственного минимума оплаты труда со временем встанет вопрос о дифференциации минимума по различным категориям труда. При обширности территории СССР трудно установить из центра норму минимума, действительно отвечающую особенностям каждого района в каждый данный период[8] . Это положение актуально и сегодня. С ним связано, вероятно, и включение в Трудовой кодекс Российской Федерации статьи 133.1, устанавливающей порядок определения размера минимальной заработной платы в субъекте Федерации посредством заключения регионального коллективного соглашения. Как уже отмечалось, в связи со свертыванием новой экономической политики и централизацией правового регулирования оплаты труда после 1927 года ставки государственного минимума заработной платы по поясам (территориям) не устанавливались.

Возрожден был минимальный размер оплаты труда только в начале перестроечных 90-х годов в связи с внесением дополнений в Кодекс Законов о труде 1971 года (в редакции Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1). Определение минимального размера оплаты труда было введено Законом РСФСР от 19.04.1991 № 1028-1 «О повышении социальных гарантий для трудящихся». С 1 октября 1991 года минимальный размер оплаты труда составлял 180 рублей в месяц, в указанную сумму не включались доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. Он был единым для всей территории Российской Федерации, изменялся с довольно непоследовательной периодичностью и не соответствовал прожиточному минимуму.

1 января 1998 года Федеральным  законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации»  в качестве стоимостного эквивалента, предназначенного для обоснования  минимального размера оплаты  труда, был установлен прожиточный  минимум в целом по Российской  Федерации, приравненный к стоимости  потребительской корзины (пункт 1 статья 2 Федерального закона № 134-ФЗ), которая, согласно статьи 1 Федерального закона  № 134-ФЗ – это минимальный набор  продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Правительство Российской Федерации постановлением от 17.02.1999 года № 192 утвердило Методические рекомендации по определению минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности (потребительская корзина) для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры и дети) в России.

Информация о работе Правовые основы установления минимального размера оплаты труда