Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2014 в 17:05, курсовая работа
Цель работы - исследование проблем предпринимательства в России.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность предпринимательской деятельности
-рассмотреть объекты предпринимательской деятельности
-анализировать предпринимательскую деятельность в РФ
-рассмотреть основные проблемы предпринимательства.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства в России
1.1 Сущность предпринимательской деятельности.......................................4
1.2 Объекты и участники предпринимательской деятельности в РФ..........7
1.3 Основные функции предпринимательской деятельности.......................9
Глава 2. Анализ предпринимательской деятельности в РФ
2.1 Анализ роли и места малых и средних предприятий России(2002-2005)
2.2 Особенности развития предпринимательства в России........................14
2.3 Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России.....................................................................................................................20
Глава 3. Основные проблемы развития предпринимательства в России
3.1 Проблемы предпринимательства.............................................................27
3.2 Пути решения проблем предпринимательства.......................................33
Заключение.............................................................................................................38
Список литературы................................................................................................39
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства в России
1.1 Сущность предпринимательской
деятельности..................
1.2 Объекты и участники
предпринимательской
1.3 Основные функции
предпринимательской
Глава 2. Анализ предпринимательской деятельности в РФ
2.1 Анализ роли и места малых и средних предприятий России(2002-2005)
2.2 Особенности развития предпринимательства в России........................
2.3 Факторы, сдерживающие развитие малого
предпринимательства в России........................
Глава 3. Основные проблемы развития предпринимательства в России
3.1 Проблемы предпринимательства...........
3.2 Пути решения
проблем предпринимательства...
Заключение....................
Список литературы....................
Введение
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией, за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процессов на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Тема курсовой работы является не столь маловажной в настоящее время и имеет важное значение как для начинающих, так и для работающих предпринимателей, а также для руководителей предприятий и экономических служб, для студентов и для всех, кто проявляет интерес к современной экономической деятельности.
Цель моей работы - исследование проблем предпринимательства в России.
Задачи работы:
- рассмотреть сущность предпринимательской деятельности
-рассмотреть объекты
-анализировать
-рассмотреть основные
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства в России
1.1 Сущность предпринимательской деятельности
Часто предпринимательскую деятельность
называют бизнесом. За словом «предпринимательство»
стоит «дело», предприятие, производство
продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного
продукта).
Под предпринимательством, или предпринимательской
деятельностью, понимают инициативную
самостоятельную деятельность граждан
и их объединений, осуществляемую на свой
риск и под свою имущественную ответственность,
направленную на получение прибыли.
Предпринимательство — это не всякий
бизнес, это стиль хозяйствования, которому
присущи принципы новаторства, антибюрократизма,
постоянной инициативы, ориентации на
нововведения в процессы производства,
маркетинга, распределения и потребления
товаров и услуг.
Тогда как бизнес — это репродуктивная
деятельность в сфере организации, производства,
распределения и реализации товаров и
услуг без новаторства, без инициативы
в развитии инновационных процессов. Это
осуществление или организация из года
в год одного и того же производства, сбыта,
распределения или другой деятельности
в рамках апробированных технологий, норм
и правил для удовлетворения сложившихся
потребностей.
Предпринимательство обеспечивает освоение
новых перспективных производств, способствует
«вымыванию» устаревших.
Предпринимательство способствует развитию
конкуренции, увеличению «открытости»
национальной экономики, развитию ввоза
и вывоза капитала, а так же создает механизмы
координации, выработки стратегии развития
через рынок и конкуренцию, связи между
хозяйствующими субъектами.
Важнейшим признаком предпринимательства
является самостоятельность и независимость
хозяйствующих субъектов. В основе их
поведения лежат внутренние побуждения.
Каждый человек, становясь предпринимателем,
самостоятельно решает все вопросы деятельности
своего предприятия исходя из экономической
выгоды и рыночной конъюнктуры.
Следовательно, предпринимательство
как субъект хозяйствования и особый творческий
тип экономического поведения составляет
неотъемлемое свойство всех факторов
достижения экономического успеха.
Предпринимателем или субъектом предпринимательства
согласно принятому законодательству
могут быть граждане страны, признанные
дееспособными в установленном законом
порядке (не ограниченные в дееспособности).
Граждане иностранных государств и лица
без гражданства могут выступать в качестве
предпринимателей в пределах правомочий,
установленных законодательством.
Обладая самостоятельностью, предприниматель
берет на себя личную ответственность
за результаты деятельности. Заинтересованность
в сочетании с ответственностью заставляет
предпринимателя работать в жестком режиме.
Предпринимательство немыслимо без новаторства,
творческого поиска. Эффективно работать
может только тот, кто обеспечивает высокое
качество и постоянно обновляет продукцию.
Способность к принятию нестандартных
решений, творческий подход к оценке ситуации
всегда высоко ценились в деловом мире.
Характерным признаком предпринимательских
экономических отношений является хозяйственный
риск. Риск формирует особый способ мышления
и поведения, психологию предпринимателя.
Условия существования требуют от него
высокой деловитости и динамизма, духа
соперничества.
Предпринимателя характеризует то, что
он пытается создать что-то новое и отличное
от уже имеющегося, изменяет и преобразует
ценностные установки.
Еще один характерный признак предпринимательства
заключен в его принадлежности к относительно
кратковременным, тактическим способам
действия. Предпринимательство в узком
смысле слова не относится непосредственно
к экономической стратегии, рассчитанной
на долговременный период. Однако и в стратегических
проектах могут присутствовать предпринимательские
идеи и отдельные очаги предпринимательства.
Так, к примеру, если долговременный проект
ставит своей основной целью получение
прибыли, сопряжен с риском и ответственностью,
основан не на тривиальных идеях, его правомерно
считать предпринимательским. Однако
в большинстве случаев предпринимательские
действия вписываются в относительно
кратковременные сделки.
В настоящее время предпринимательство
рассматривается с разных точек зрения:
как стиль хозяйствования, как процесс
организации и осуществления деятельности
в условиях рынка, как взаимодействие
субъектов рынка и т.д.
Анализируя различные точки зрения по
этому вопросу, можно сделать вывод, что
предпринимательская деятельность –
это реализация особых способностей индивида,
выражающаяся в рациональном соединении
факторов производства на основе инновационного
рискового подхода. Предприниматель использует
в производстве новейшую технику и технологию,
по-новому организует труд, иначе руководит,
что приводит к снижению индивидуальных
затрат производства, на базе которых
устанавливается цена. Предприниматель
максимально эффективно налаживает маркетинговую
деятельность. Он лучше других определяет
рынок, на котором выгоднее всего закупить
средства производства, точнее "угадывает",
на какой продукт, в какое время и на каком
сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный
спрос. В результате он получает больше
прибыли, чем обычные бизнесмены. К тому
же предприниматель постоянно рискует.
Он не избегает риска, как это обычно делается,
а идет на него сознательно, чтобы получить
больший доход, чем другие — своеобразную
компенсацию за этот риск.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить
необходимые (базовые) и возможные (вторичные)
свойства предпринимательства. К необходимым
(базовым) следует отнести организационно-хозяйственное
новаторство и экономическую свободу.
Другие характеристики (риск, принятие
решений, владение ресурсами, лидерство
и т.д.) являются возможными (вторичными)
свойствами предпринимательства.
1.2 Объекты и участники
предпринимательской
Предпринимателем или субъектом предпринимательства,
согласно принятому законодательству[1], могут быть граждане страны, признанные
дееспособными в установленном законом
порядке (не ограниченные в дееспособности).
Граждане иностранных государств и лица
без гражданства могут выступать в качестве
предпринимателей в пределах правомочий,
установленных законодательством.
Наряду с индивидуальным и частным допускается
коллективное предпринимательство. В
роли коллективных предпринимателей (партнеров)
выступают объединения граждан, использующие
как собственное, так и приобретенное
на законном основании имущество. Официальный
статус предпринимателя приобретается
посредством его государственной регистрации
либо как участника индивидуального предпринимательства
(без применения наемного труда), либо
как предприятия (с допустимым привлечением
наемного труда в рамках, определяемых
законом). Предприниматель может выступать
при этом и как физическое, и как юридическое
лицо.
Законодательство о предпринимательстве
предусматривает возможность осуществления
предпринимательской деятельности с использованием
средств производства, имущества, ценностей
как самим их собственником, так и другим
субъектом, управляющим его имуществом
на праве хозяйственного ведения, предоставленном
собственником.
Объектами предпринимательства являются,
во-первых, инновационная (исследования,
разработки, технические услуги), во-вторых,
производственная (по выпуску товаров
и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая
деятельность. Главным критерием здесь
служит не отраслевая принадлежность,
а
________________________
[1] Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. - М.: Юристъ, 2008
содержание деятельности. В странах с
развитой рыночной экономикой соотношение
этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная
их часть (свыше 70%) связана с оказанием
технических, информационных и других
услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом
рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей
были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими
операциями.
Объектами предпринимательской деятельности
являются изготовленная продукция, выполненная
работа или оказанная услуга, т. е. то, что
может удовлетворить чью-либо потребность
и что предлагается на рынке для приобретения,
использования и потребления.
Объектами предпринимательской деятельности
является все, что способно приносить
прибыль. Это имущество, товары (вещи и
услуги), деньги и ценные бумаги, информация,
результаты интеллектуальной деятельности
(патенты, лицензии, произведения науки,
литературы, «ноу-хау»).
Объекты предпринимательской деятельности,
как правило, могут продаваться и покупаться
свободно. В виде исключения купля-продажа
отдельных объектов может быть запрещена
либо ограничена законом (например, торговля
оружием, наркотиками, ядами, природными
ресурсами территориальных вод и континентального
шельфа).
Различают недвижимое и движимое имущество.
К недвижимому имуществу (недвижимости)
относятся объекты, перемещение которых
невозможно без нанесения им существенного
ущерба. Это здания, сооружения, земельные
участки, насаждения, участки недр и т.
п. Сюда же относят воздушные и морские
суда. Недвижимое имущество подлежит государственной
регистрации. К движимому имуществу относят
такое, которое не может быть отнесено
к недвижимости. Оно не подлежит государственной
регистрации (например, мебель, бытовая
техника, деньги, ценные бумаги).
Объектами предпринимательской работы
являются также предприятия — имущественные
комплексы, осуществляющие предпринимательскую
деятельность. Предприятие или его часть
являются недвижимым имуществом и могут
продаваться и покупаться.
В имущество предприятия входит все,
необходимое для его деятельности: земельный
участок, здание, оборудование и сооружения,
сырье, готовая продукция, фирменное наименование,
товарные знаки, интеллектуальная собственность
(патенты, лицензии, «ноу-хау»).
1.3 Основные функции
предпринимательской
В рыночной экономике предпринимательство выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Отдельные ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.
1. Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка, действующих под ответственность юридического лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени и под свою имущественную ответственность. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства. Она осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода. Этот фактор также выступает как проявление общеэкономической функции в системе хозяйственных отношений.
2. Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствует история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.
3. Инновационная (творческо - поисковая) функция свойственна предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику. Она вытекает из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, из условий принятия решений.
4. Социальная функция заключается в возможности каждого дееспособного лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция предпринимательства больше выражается в формировании нового слоя людей - предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников. Однако одновременно растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от устойчивой деятельности предпринимательских предприятий.
5. Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т. д. Организаторская функция особенно четко появляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном» (сетевом) предпринимательстве, в создании народных предприятий.
6. Политическая функция предпринимательства состоит в том, что на определённом этапе своего развития, окрепший, количественно и качественно изменившийся слой мелких, средних, а иногда и крупных предпринимателей нуждается в том, чтобы эффективно доносить свои пожелания до исполнительной власти страны, снимать бюрократические препоны на пути развития своего бизнеса. Сверхкрупные компании работают с государством напрямую, а все остальные могут себе это позволить только объединившись в союзы.
Глава 2. Анализ предпринимательской деятельности в РФ