Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 11:34, реферат
Проблема правового воздействия на экономические отношения всегда была актуальна для отечественной науки. В советский период и постперестроечные годы данной теме были посвящены монографии, статьи, многочисленные исследования.
Проблема правового
В вопросе соотношения
права и экономики важно
Традиционно считается, что
основоположники марксизма
Вообще, теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. В рамках западных учений экономическую и личную свободу индивида считали основополагающей, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает фактическое неравенство. Напротив, Ж.-Ж. Руссо отстаивал приоритет равенства перед индивидуальной свободой, свободой выбора, свободой экономической деятельности. В этом смысле концепция Руссо не совместима с либеральными социально-экономическим взглядами и в силу своей утопичности более всего тяготеет к социалистическим учениям.
Концепцию невмешательства
государства и права в
В самом общем виде можно сформулировать ряд положений либеральной концепции:
— следует опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению;
— не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической;
— невозможна замена конкуренции
координацией сверху. Это всегда приведет
к насильственному
— планирование возможно лишь тогда, когда оно способствует конкуренции, а не действует против нее;
— система, основанная на конкуренции, нуждается в разумном правовом механизме
Представители теории институционализма в частности, Дж. Коммонс, утверждали, что в экономических отношениях решающую роль играют правовые отношения. Например, величину стоимости он связывал не с процессом производства, а с юридической процедурой: стоимость его трактовки определяется соглашением сторон. Изучая судебную практику по экономическим спорам, Коммонс сделал вывод, что независимое правосудие, которое сформировалось в западной политико-правовой традиции в XIX — XX вв. с помощью решений по конкретным делам, может осуществлять контроль за экономикой. Такой подход можно было бы так же оценить как либеральный, если бы не основная идея концепции Коммонса государство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной экономики, и именно законодательная деятельность государства, работа различных правительственных комиссий способна уладить возникающие экономические противоречия. Ряд идей институционалистов были воплощены в жизнь, например, «Новый курс» Ф. Рузвельта в целом соответствовал подобным взглядам.
Ограничение экономической свободы граждан приводит к ограничению всех свобод и сосредоточению огромной власти в руках новоявленной бюрократии.
Именно бюрократия становится реальным собственником средств производства. Такова логика огосударствления собственности на средства производства при одновременном сокращении экономической свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно говоря, загоняются в подполье, появляется так называемая «теневая экономика». Она становится основой коррупции государственных служащих.
Сосредоточение всей основной
массы объектов собственности в
руках государства привело к
тому, что государство как
Планы развития народного хозяйства объявлялись законом. Но «законы» эти корректировались в ходе выполнения. К тому же они предписывали очень часто то, что никак не диктовалось экономическими потребностями. Соотношение права и экономики, как оно интерпретировалось сторонниками экономического детерминизма, сводившими право к проявлению политики, определяемой экономической структурой общества, на практике привело к обеднению (в понимании и значении) права в жизни общества. Ограниченность этой схемы в том, что она была именно схемой и не учитывала другие реалии человеческого существования.
Основные моменты соотношения права и экономики в рамках административно-командной системы:
Либералы считают, что мир плохо устроен, но «плохой мир лучше, чем хороший процесс». Поэтому либеральная точка зрения ориентирует не на революцию в общественных отношениях, а на эволюцию, которая медленно и постепенно улучшает положение человека. Западными экономистами уже давно разработана модель либерализации и свободы в экономике. Самое главное, она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, сдержанное от чрезмерных вмешательств государства в стихию рыночных отношений, связанных с производством товаров и услуг. Западная модель экономической свободы в ее соотношении с правовым регулированием состоит в следующем:
Государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, должно создавать условия, способствующие максимальному развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности, прогнозирования и планирования деятельности граждан;
Закон не может и не должен предусматривать все локальные ситуации, которые возникают в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Они слишком разнообразны и зависят от множества случайных обстоятельств, непредсказуемости мотивов и поступков отдельных индивидов, результатов их деятельности, стихийности рыночных отношений.
Либеральная модель правового регулирования ориентируется на принцип: «Государство — ночной сторож». Другими словами, государство всегда призвано охранять складывающиеся между хозяйствующими субъектами отношения, но не вмешиваться в их внутренние дела.
Было бы неверно представлять дело так, что экономические отношения являются предметом регулирования частного права и только. Публичное право в сфере экономики также имеет большое значение. Именно оно создает устойчивую основу здоровой экономики, закрепляя формы собственности, принципы «демократии со всеми ее сдержками и противовесами». Публичное право нельзя непременно отождествлять с авторитаризмом и тоталитаризмом.
При нормальном общественном развитии наблюдается своего рода соединение. Это проявляется:
1) в учете публичным
правом требований
2) в опоре частного права на публичное в части защиты от нарушений;
3) в перекрещивании сфер
регулирования, перемещении
4) во взаимодействиях
в методе правового
Частное право предопределяет сугубо правовые признаки экономических отношений в их рыночном варианте: равенство участников, свобода действий, самостоятельная ответственность, диспозитивность и альтернативность прав, возможность выбора в защите прав.
Предпринимательская деятельность понимается как вид самостоятельной производственной или коммерческой деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами на постоянной основе. Эта хозяйственная деятельность осуществляется для получения прибыли на основе существующего законодательства, под ответственность и риск предпринимателя. В рамках законодательства предприниматель свободен в выборе сферы предпринимательской деятельности, направлений и методов этой деятельности; принятии решений, выборе форм их реализации; установлении различного рода программ хозяйствования; выборе поставщиков материалов и каналов сбыта продукции; установлении источников финансирования, цен, размеров заработной платы; распоряжении прибылью.
Для выбора средств государственно-
Государственно-правовому
регулированию в большей
Рынок — система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию.
Обычно контроль государства
в экономической сфере
К прямому государственному контролю относят:
В отличие от таких экономических явлений, как спрос и предложение, которые проявляются вовне как результат человеческой деятельности, товарно-денежный оборот имеет конкретную форму проявления в конкретных человеческих поступках.
Информация о работе Проблема правового воздействия на экономические отношения