Проблемы отклонения цены от равновесного уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. МИКРОЭКОНОМИКА……………………………………………
Отраслевой анализ………………………………………………
Спрос и предложение. Механизм становления рыночного равновесия……………………………………………………….
Производство и издержки в микроэкономике…………………
ГЛАВА 2. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ…………………………………….
2.1. Равновесная цена и равновесный объем…………………………
2.2. Устойчивость равновесия………………………………………..
2.3. Модели равновесия по Л. Вальрасу и по А. Маршаллу ……….
2.4. Типы рыночного равновесия……………………………………
ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ В МИКРОЭКОНОМИКЕ……….
3.1. Факторы, нарушающие рыночное равновесие……………………
3.2. Проблемы отклонения цены от равновесного уровня…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 135.57 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. МИКРОЭКОНОМИКА…………………………………………

    1. Отраслевой анализ………………………………………………
    2. Спрос и предложение. Механизм становления рыночного равновесия……………………………………………………….
    3. Производство и издержки в микроэкономике…………………

ГЛАВА 2. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ…………………………………….

2.1.   Равновесная цена  и равновесный объем…………………………

2.2.   Устойчивость равновесия………………………………………..

          2.3.   Модели равновесия по Л. Вальрасу и по А. Маршаллу ……….

2.4.   Типы рыночного равновесия……………………………………

ГЛАВА 3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ В МИКРОЭКОНОМИКЕ……….

          3.1.  Факторы, нарушающие рыночное  равновесие……………………

         3.2.  Проблемы отклонения цены от равновесного уровня…………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

В нашей стране в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, приватизацией и разгосударствлением собственности. В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции.

Цель работы: изучение рыночного равновесия, его элементов и факторов на него влияющих.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МИКРОЭКОНОМИКА

На сегодняшний день очень важно обладать знаниями в области экономики на всех уровнях – от законодательных до исполнительных органов, от специалистов до учащихся. Ведь экономика – это умение пользоваться жизнью, как остроумно заметил Бернард Шоу. Экономическая теория является главным составляющим в учебе гуманитарных профессий и различных других профессиональных подготовках студентов. Экономические знания – главное составляющая в образовании студентов как граждан с активной жизненной позицией.

    1. Отраслевой анализ

Отношения людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления изучает экономическая теория. Она так же выводит закономерности и последовательности на основе анализа соответствующих фактов экономической действительности. Экономическая теория служит фундаментом для построения различных практических исследований. Многие разделы экономической теории со временем становились самостоятельными экономическими дисциплинами. Для рассмотрения возьмем предмет изучения основных из них – микроэкономику. Микроэкономика связана с изучением поведения, а так же взаимодействия потребителя и производителя. При этом один человек может рассматриваться и как производитель (предприниматель), и как потребитель (покупатель). Но, что интересно, будучи покупателем, человек не обязательно должен быть потребителем приобретаемой продукции.

Экономическая теория – это модель, т.е. упрощенная картина экономической реальности. Экономическая теория выводит законы на основе двух уровней анализа: микроэкономического и макроэкономического. В процессе микроэкономического анализа исследуются конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма и экономические показатели деятельности отдельной фирмы. Микроэкономический анализ необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы.

Хозяйственная деятельность протекает на трех основных уровнях:

  1. На уровне отдельных экономических субъектов – микроуровень (микроэкономика).
  2. На уровне всего народного хозяйства – макроуровень (макроэкономика).
  3. На уровне всего мирового хозяйства – мегауровень.

Остановимся на первом из них:

Микроэкономика – это раздел экономической науки, включающий в себя проблемы функционирования рынков отдельных товаров, образования цены на этих рынках, закономерности поведения фирм и потребителей (покупателей), проблемы распределения доходов от производства товаров и услуг. Главными в микроэкономике выступают производители и потребители, а так же принятия ими решений в отношении объемов продаж, производства, цен, затрат, прибыли и др.

 

1.2. Спрос и предложение. Механизм установления

рыночного равновесия

Основу микроэкономики составляют спрос и предложение, они определяют цены на свободном рынке.

Спрос – те товары и услуги, которые потребитель, сталкиваясь с ограниченностью своих ресурсов, выбрал для покупки и за которые готов платить цену.1

Основу спроса составляет потребность. Потребность – это те товары и услуги, которые люди хотели бы приобрести бесплатно или на покупку которых

хватало бы денежных средств (см. рис. 1).


        P             D

 

 

                                        Q

Рис. 1. График спроса.

Предложение – это совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке или в пути, и которые могут или намерены продавать (производители, продавцы)(см. рис. 2).


 

P                       

                     S

       

                                Q

Рис. 2. График предложения

Спрос и предложение определяют равновесные (рыночные) цены, которые дают ответы на вопросы: ЧТО? КАК? ДЛЯ КОГО?

ЧТО? – (что будет произведено?) Рынок производит то, что пользуется спросом.

КАК? – (как это будет сделано?) Рынок поощряет снижение себестоимости и наказывает тех, кто этого не делает.

ДЛЯ КОГО? – (кто воспользуется произведенными благами?) Рынок ограничивает потребление дефицитных ресурсов, определяя, кому достанутся товары и услуги, а кому не достанутся.

При административном установлении цен равновесия на рынке не будет, на нем надолго сохраняется либо дефицит, либо затоваривание.2

На рынке для установление рыночного равновесия существует 2 основных варианта:

 1) избыток;

2) дефицит товара.

Избыток – это такая ситуация на рынке когда величина предложения товара при данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, т е борьба за покупателя. В выигрыше остается тот кто предлагает более выгодные условия реализации товара.

Дефицит – в этом случает величина спроса на товар по данной цене превосходит предлагаемее количество товара. В данной ситуации возникают соревнования уже между покупателями (возможность приобрести дефицитный товар). Побеждает тот кто предлагает большую цену за данный товар. Возросшая цена привлекает внимание производителей, которые начинают расширять производство, увеличивая тем самым предложение на товар. И тем самым система возвращается в состояние равновесия. Таким образом цена выполняет уравновешивающую функцию, стимулирует расширение производства и предложение товара при дефиците и сдерживая предложение, избавляя рынок от излишки.

Установление рыночного равновесия со стороны спроса.

Предположим, что равновесии на рынке было нарушено под воздействием каких-либо факторов. Например, рост доходов, т. е. произошло увеличение спроса и в результате его кривая сместилась из D1 в D2 , а предложение осталось неизменным (см. рис. 3).

Рис. 3. Рост доходов

Если цена данного товара не сместилась сразу после смещения кривой спроса, то всегда за ростом спроса возникает ситуация, когда при прежней цене Р1 количество товаров, которое каждый из покупателей теперь может приобрести (Qd) превышает тот объем, который могут предложить при данной цене производители данного товара (Qs). Величина спроса теперь будет превышать величину предложения данного товара, что означает превышение дефицита товара в размере

Df = Qd-Qs.

Дефицит товара приводит к конкуренции между покупателями за возможность приобретения данного товара, что приводит к увеличению цен.

По законам приобретения, реакцией продавцов на повышение цены будет – увеличение объема предлагаемого товара. И на графике это –передвижение точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой предложения до ее пересечения с новой кривой спроса D2. И будет достигнуто новое равновесие данного рынка (Е2) с равновесным количеством товара (Q2) и равновесной цене (P2).

Нарушение рыночного равновесия со стороны предложения.

Предположим, что под воздействием каких-то факторов произошло увеличение предложения, в результате кривая сместится вправо из положения S1в S2 , а спрос остался неизменным (см. рис. 4).

Рис. 4. Увеличение предложения

При условии сохранения рыночной цены на прежнем уровне (Р1), предложение приведет к избытку товара в размере: .

В результате возникает конкуренция приводящая к снижению рыночной цены с Р1 до Р2, и росту объема продаваемого товара(это перемещение точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой спроса до ее пересечения с новой кривой предложения). Что приведет к установлению нового равновесия Е2. С параметрами Q2 и Р2. Аналогично выявить влияние на равновесную цену и равновесное количество товара уменьшением спроса и уменьшением предложения.

1.3. Производство и издержки  в микроэкономике

Ограничение производственных возможностей возникает при ограниченности ресурсов. Каждая ресурсная единица обладает некоторой отдачей, характеризующей эффективность её производственного пользования. Отдача имеет свои пределы. Даже при самой лучшей, материалосберегающей технологии из тонны руды не получить тонны металла. Производительность людей, машин, оборудования также имеет верхний предел. В итоге при данном количестве ресурсов существует предельный объем выпуска продукции.

Максимально возможный объем производства определенного продукта (товаров, услуг) при заданных объемах и структуре располагаемых ресурсов, имеющихся либо выделеных для производства этого продукта, называют пределом производственных возможностей. Таким пределом обладают: предприятие, фирма, отрасль, экономика страны. В реальной действительности в мастабах экономики страны производят не один, а множество продуктов. В этом случае можно перераспределить ресурсы между разными товарами, в связи с чем будут изменяться производственные возможности выпуска каждого из них. Рассмотрение полной картины возможных выпусков всей гаммы производимых в стране товаров чрезвычайно затруднено, поэтому в экономической теории прибегают к рассмотрению двух продуктовой модели экономики.

Следуя этой модели, предположим, что выпускаются только два вида товаров: продовольственные и непродовольственные, и все имеющиеся ресурсы распределяются между этими товарами. Пусть общее количество ресурсов составляет 90 единиц. На выпуск продовольственных товаров затрачивается 3 единицы ресурса. Кроме того, при совместном выпуске экономится количество единиц ресурса, равное 5% произведения количества производимых единиц того и другого товара. Уменьшение суммарного расхода и ресурсов при совместном выпуске двух товаров есть следствие системного эффекта, согласно которому соединение элементов в систему дает дополнительное приращение результата. Поэтому при совместном производстве товаров на единицу каждого товара расходуется меньше ресурсов, чем при раздельном их производстве, в связи с возможностью лучшего, более полного использования ресурсов.3

Альтернативная стоимость прироста какого-либо товара определяется сокращением выпуска другого товара. Так что цена, которую мы вынуждены заплатить за увеличение количества одного товара, есть уменьшение количества другого, которым мы пожертвовали во имя первого. Таким образом, альтернативная стоимость товара определяется количеством другого товара, от которого приходится отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного.

Затраты, связанные с производством товаров называются издержками.

Издержки производства – это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретение факторов производства и их использованием. Практически у любой фирмы возможно разделить все затраты на две категории: постоянные и переменные.

Постоянные издержки (FC) – те виды затрат, которые практически не зависят от изменения количества выпущенной продукции. К ним относятся: арендная плата за помещение или оборудование, выплаты в погашение ранее полученных ссуд, а также возможные административные и иные накладные расходы. Другие виды затрат попадают в категорию переменных.

Переменные издержки (VC) – те виды расходов, которые изменяются прямо пропорционально объемам выпуска товаров. К переменным затратам относят: затраты на материалы, энергию, комплектующие изделия, заработную плату. Такое деление имеет большое значение для обозначения экономической стратегии фирмы и понимания механизмов её реакции на сигналы рынка.

Так же есть общие и средние издержки. Сумма постоянных и переменных издержек образует общие денежные затраты, необходимые для производства определенного количества продукции. Суммарные издержки увеличиваются по мере роста количества производимой продукции. Поэтому они являются возрастающей функцией объема выпуска (см. рис. 5). Где, TC – общие издержки, VC – общие переменные издержки и FC – общие постоянные издержки, С – величина издержек, а Q – количество товара.4

Рис.5. График издержек.

Таким образом, фирма должна следить не только за формированием общих издержек, но также предельных и постоянных издержек, сопостовлять их движение с динамикой предельного и среднего продуктов. И тогда производственная технология фирмы может получить оптимальную структуру, обеспечивающую формирование минимальных средних издержек производства, высокие темпы роста предельного продукта, быстрое снидение предельных издержек труда.

Итак, микроэкономика включает в себя проблемы функционирования рынков отдельных товаров, образования цены на этих рынках, закономерности поведения фирм и потребителей (покупателей), проблемы распределения доходов от производства товаров и услуг. Так же непосредственно с рыночными отношениями связаны спрос и предложение, являющиеся связующей частью между покупателем и производителем.

Информация о работе Проблемы отклонения цены от равновесного уровня