Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:30, реферат
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.
Реферат по экономике на тему:
Проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России
Введение
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
История развития малого и среднего бизнеса в России
Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Принципиальная схема управления предприятиями в условиях централизованного управления экономикой представлена на рисунке 1 (прил. 1). Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.
Централизованное управление
экономикой имело своей целью
обеспечение прогрессивных
К 80-м годам двадцатого
столетия экономика России оказалась
в кризисной ситуации, что требовало
проведение ряд реформ, которые ознаменовали
переход от командной плановой экономики
к рыночной экономике. Так в середине
80-х годов партийные и
В конце 80-х годах происходит
зарождение и деятельность центров
научно-технического творчества, временных
творческих коллективов при общественных
организациях, распространение бригадных
подрядов, формирование эмоционально-психологических
основ предпринимательской
К началу 90-х сфера деятельности
малого бизнеса расширяется, количество
людей, принимающих в нём участие,
увеличивается; предпринимательство
приобретает характер активного
многочисленного движения. Создаются
кооперативы. Целью развития малого
бизнеса является насыщение внутреннего
рынка потребительскими товарами. В
данном периоде происходит накопление
и перераспределение капиталов,
обретаются начальные знания, навыки
работы малого предприятия. Началась подготовка
к проведению так называемой малой
приватизации, которая создавала
необходимую базу для реального
перехода к рыночным отношениям, повышения
экономической эффективности
В 1991 - 1992 гг. произошли коренные
изменения в отношении
Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участием малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и длительного пользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.
К 1995 году порядка 65% всех российских
частных предприятий стали
С 1997 года совокупный прирост
числа малых предприятий
Таким образом, если подвести итог, то можно выделить три периода развития малого бизнеса в нашей стране:
1. период интенсивного
становления
2. период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);
3. период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).
Понятие и сущность малого бизнеса в России
Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
в оптовой торговле - 50;
в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30;
в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
В ряде научных работ под
малым бизнесом понимается деятельность,
осуществляемая субъектами рыночной экономики
при определенных, установленных
законом, государственными органами и
другими представительными
Малый бизнес - это базовая
составляющая рыночного хозяйства,
которая является наиболее совершенной
формой производственно-экономических
отношений, при которых предприниматель,
работая в условиях полной хозяйственной
самостоятельности и
Малые и средние предприятия
различаются по форме собственности,
организационно-правовой форме, отраслевой
и территориальной
По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.
В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель - это получение прибыли.
По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.
По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.
По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.
По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.
По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.
Главными особенностями
малого и среднего бизнеса являются:
деятельность в хозяйственной сфере
с целью получения прибыли, экономическая
свобода, инновационный характер, реализация
товаров и услуг на рынке, гибкость.
А так же ограниченность его масштабов
вызывает особый, личностный характер
отношений между хозяином и работником,
что позволяет добиваться действительной
мотивации работы персонала и
более высокой степени его
удовлетворенности трудом. Относительно
небольшие рынки ресурсов и сбыта
не позволяют фирме оказывать
сколько-нибудь серьезное влияние
на цены и общий отраслевой объем
реализации товара. В малом бизнесе
присутствует персонифицированный
характер отношений между
Зачастую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России