Проблемы развития рынка ювелирных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 11:35, статья

Краткое описание

По мере насыщения рынков, усиления конкуренции потребитель имеет возможность выбора из большего числа предложений. По этой причине постоянно растут требования к качеству, надежности, безопасности продукции. Потребитель становится чрезвычайно информированным, в том числе за счет активизации работы информационных каналов (интернет, электронная почта, телереклама, почтовая реклама и т.д.).

Вложенные файлы: 1 файл

статья Шипилова.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Актуальные  проблемы развития рынка  ювелирных товаров 

Российский  ювелирный рынок составляет сегодня  более $ 1 млрд., а потребность ювелирных предприятий в золоте оценивается в 20 тонн в год.

      В настоящее время ювелирная промышленность нашей страны - это более 500 предприятий. Из них 80 занимаются производством изделий с бриллиантами. Крупнейшими российскими центрами ювелирной промышленности являются Москва, Санкт - Петербург и Екатеринбург. Основу ювелирной промышленности России составляют 13 крупных ювелирных предприятий. Среди них - Санкт - Петербургский ювелирный завод, Екатеринбургский завод, Московский завод спецсплавов, , Московский экспериментальный завод , Уральская золотоплатиновая компания, - на них приходится 95% всех драгоценных металлов, используемых ювелирной промышленностью России. Международная промышленная финансово-торговая компания «Ювелирпром» объединяет наряду с крупными небольшие предприятия и фирмы, создающие уникальный Рынок в настоящее время отличают не только возросший интерес к построению розничных сетей, а также уменьшение доли посреднических компаний, но и постоянно увеличивающийся интерес к использованию нетрадиционных методов торговли. Наиболее успешно и быстро на ювелирном рынке развиваются Интернет-торговля и торговля по каталогам с доставкой товаров на дом или в офис. Оба эти метода принадлежат к так называемой нишевой торговле, ориентированной на группы покупателей с узкими потребностями или уникальным сочетанием потребностей. К преимуществам данного вида торговли относятся: невысокая конкуренция при более высокой прибыли, лучшее знание клиента, а значит, более полное удовлетворение его потребностей. Составление баз данных, содержащих подробные сведения о клиентах и их предпочтениях, является неотъемлемой частью нишевой торговли. Создание клиентских баз данных особенно актуально в сегодняшних условиях, когда маркетинговая деятельность парфюмерно-косметических компаний направлена на постоянное увеличение числа лояльных потребителей, установление с ними прочных отношений.

      По  мере насыщения рынков, усиления конкуренции потребитель имеет возможность выбора из большего числа предложений. По этой причине постоянно растут требования к качеству, надежности, безопасности продукции. Потребитель становится чрезвычайно информированным, в том числе за счет активизации работы информационных каналов (интернет, электронная почта, телереклама, почтовая реклама и т.д.).

      Для защиты своих интересов потребители  объединяются в различные союзы и ассоциации.

      К настоящему времени товарное насыщение  рынков приводит к усилению конкуренции, падению спроса и, как следствие, к снижению прибыли предприятий. В этих условиях акцент делается на удержание старых покупателей и на активный поиск новых.

      Усиление  конкуренции и борьба за рынки  сбыта становятся благом для покупателя. Чем выше уровень конкуренции, тем больше выигрывает потребитель.

      По  отношению к конкурентам компаниями разрабатывается стратегия соперничества или стратегия сотрудничества.

      Сегодня все производители ювелирных  изделий заинтересованы в розничных магазинах и в дальнейшем они будут играть доминирующую роль в торговле на территории любой европейской страны. Компании, которые занимаются только дистрибьюцией, постепенно отходят на второй план. Это обусловлено целым рядом причин:

      Во-первых, производитель старается напрямую выйти на потребителя, используя возможности прямого сбыта: телепродажу, продажу по каталогам и т.д.

      Во-вторых, все большее распространение  в Европе получает открытие производителями в странах своих представительств и, как результат, реализация продукции напрямую розничным продавцам. На сегодняшний момент эта тенденция получила свое развитие в Германии, где нет дистрибьюторов известных марок, а есть только филиалы, которые полностью или на 70% принадлежат головным компаниям. Все крупные производители стараются работать на рынках европейских стран именно таким образом. В России также происходят изменения, которые позволяют говорить об активной интеграции российского рынка в международный.

      В-третьих, все большее распространение получает система франчайзинга. При работе с розничными предприятиями следуют единой маркетинговой концепции в первую очередь в соблюдении магазинами единого фирменного стиля торговли: оформлении помещения для продажи и демонстрации товара, подборе и обучении персонала, проведении рекламной кампании. Розничный продавец гарантирует соблюдение фирменного стиля производителя. В свою очередь производитель принимает на себя расходы по рекламной поддержке и обучению персонала, предоставляет эксклюзивному партнеру товарный кредит и технологию.

      Производители ювелирных изделий приобретают  слитковое золото на мировом рынке  драгоценных металлов, крупнейшими  участниками которого являются биржи, расположенные в Лондоне и Цюрихе.

      В развитых капиталистических странах в ювелирных изделиях ценят искусство мастера - ювелира, в развивающихся странах - изделия с минимальными затратами труда, из золота высокой пробы (т.е. как средство инвестиций). Российский рынок ювелирных товаров перешел на новый качественный этап развития: цивилизованная розница укрепляет свои позиции, в организованном сегменте появляется конкуренция, при этом темпы роста рынка замедляются.

      Лидерами  в производстве ювелирных изделий  в странах Запада является Италия, в странах Востока - Индия.

           По запасам золота Россия третья в мире после ЮАР и США. До 75% разведанных запасов находится в месторождениях Сибири и Дальнего Востока. В коренных собственно золоторудных месторождениях сосредоточено 53,8%, в комплексных – 28%, в россыпных – 18,2%. Значительные запасы попутного золота учтены в медно-никелевых, медно-колчеданных и полиметаллических рудах месторождений Башкирии, Оренбургской области и Таймыра.

      Будучи  шестой в мире по производству золота (примерно 8% от производимого в мире) – ни самим этим количеством, ни его периодическими изменениями, Россия существенного влияния на мировой рынок золота не оказывает. А вот российские ресурсы и запасы драгоценного металла привлекают внимание многих золотодобывающих компаний, в том числе самых крупных. Особенностью минерально-сырьевой базы (МСБ) золота России, благоприятно отражающейся на конъюнктуре российского золотого рынка, является значительное количество недостаточно изученных ресурсов в виде перспективных площадей, рудных полей и месторождений. По этому показателю с ней могут сравниться только Китай, Монголия и страны Латинской Америки, тогда как ведущие золотодобывающие страны (США, Канада, Австралия) такими ресурсами не обладают. При сохранении позитивной динамики цены на золото мировая золотодобывающая отрасль будет стремиться охватывать все новые территории. Два наиболее привлекательных с этой точки зрения региона сейчас – это Россия (вместе с рядом стран СНГ) и Китай.

      Вместе  с тем, при значительных прогнозных ресурсах в России увеличивается дефицит разведанных и подготовленных к освоению запасов, особенно легкообогатимых богатых руд. Более 25% рудного золота сосредоточено в крупных месторождениях труднообогатимых золото-сульфидно-кварцевых руд с низким содержанием металла. Существенно отработаны крупные по начальным запасам месторождения Кубака, Куранах, Балей, Дарасун. Сегодня разрабатываются месторождения, известные еще с прошлого века, новых за последние 15–20 лет не открыто. Одним из немногих перспективных объектов геологической разведки в настоящее время является золото-серебряное месторождение Купол в Магаданской области, разведку которого ведет ОАО «Сусуманзолото» совместно с канадской компанией Bema Gold Corp.

        Вторая менее благоприятная  особенность МСБ российского  золота – значительный удельный вес  россыпного золота. При этом его  запасы в главных золотодобывающих регионах быстро истощаются, а разведуемые  и резервные месторождения отличаются низким качеством «песков», да и размещены преимущественно в труднодоступных районах Чукотки, Якутии, Магаданской и Иркутской областей. Россия – единственная страна-продуцент драгоценных металлов, в которой россыпные месторождения играют такую важную роль. До 1993 года доля коренного золота в общей добыче в России составляла всего лишь 17–18%. Но по мере истощения целых россыпных районов и провинций и с совершенствованием технологии извлечения золота из коренных руд структура его добычи меняется в пользу рудных месторождений.

        Прирост добычи золота в России сдерживается медленным  освоением крупных коренных месторождений золота, начало разработки которых откладывается на многие годы. Так, месторождение Сухой Лог в Иркутской области с запасами более тысячи тонн золота и стоимостью порядка 14 млрд долларов не передается в освоение с 2000 г. Претенденты до сих пор ждут условий акционирования.

      Причины взрывного роста цен на золото в последние 3 составляют по нашему мнению; во-первых, спрос на него стабильно подстегивают авиакосмическая, автомобильная и ювелирная отрасли промышленности, в первую очередь в азиатских странах, во-вторых, как инвестиционный актив, золото традиционно приобретает высокую ценность в моменты нестабильности на финансовых рынках и под влиянием политических событий кризисного характера. Так, инвестиционную привлекательность драгметаллов увеличивает продолжающаяся четвертый год девальвация доллара, на это также работает противостояние доллара и евро, рост инфляционных ожиданий.

      Для российской золотодобывающей промышленности благоприятная ценовая конъюнктура рынка золота особенно важна, не только как для одного из крупных продуцентов и экспортеров драгоценных металлов, но и потому что значительная часть ее золотых запасов сосредоточена в месторождениях труднообогатимых руд, размещенных в труднодоступных районах, освоение которых требует значительных инвестиций.  Проявлениями высокой конъюнктуры российского рынка золота являются активизация на нем национальных и зарубежных компаний и финансовых структур (активизация деятельности российских золотодобывающих компаний проявилась, в частности, в обострении их конкуренции при распределении объектов недропользования, реорганизациях, укрупнении компаний в результате слияния или поглощения мелких предприятий), во внедрении в золотодобывающую промышленность компаний-гигантов, владеющих огромными запасами других полезных ископаемых (нефти, газа, меди, никеля, алмазов), а также в повышении интереса к рыночной информации по золотодобывающей промышленности и состоянию ее минерально-сырьевой базы (так, рейтинг новостных лент по рынку золота на порядок превышает рейтинги новостей по другим сырьевым товарам).

      Внутренний  рынок России способен ежегодно поглощать 100 т золота в монетах, 50 т золота в «золотых сертификатах» и складских расписках (для рынка ценных бумаг) и 10 т золота в мерных слитках (а при отмене НДС значительно больше).

      Таким образом, при нормализации рынка  внутреннее потребление золота может  составить не менее 200т, что в ближайшее  десятилетие обеспечит реализацию всего добываемого золота. В связи с насыщением экономики валютой и ослаблением мировых позиций доллара усиливается интерес финансовых структур к золоту как форме накопления активов и их реализации. Значительно улучшила положение отрасли начавшаяся либерализация законодательства, в частности, отмена таможенных пошлин на экспорт драгоценных металлов, благодаря чему производители получили возможность самостоятельно выходить на мировой рынок.

Информация о работе Проблемы развития рынка ювелирных товаров