Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 21:57, контрольная работа
Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления.
В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества.
Введение ________________________________________________ 3
1. Общая характеристика системы местного самоуправления в РФ ___________________________________________________________ 4
1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ ______ 4
1.2. Законодательная основа местного самоуправления в России_______ 9
1.3. Анализ деятельности местного самоуправления в РФ ____________ 14
2. Анализ проблем организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе ________________________________ 19
2.1. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ ____________________________________________________________19
3. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации _________________________ 24
Заключение _____________________________________________ 28
Список использованных источников _________________________ 32
Оглавление
Контрольной работы по дисциплине «Региональная экономика»
на тему «Проблемы формирования местного самоуправления в РФ»
Введение
______________________________
1. Общая характеристика
системы местного
1.1. Понятие, задачи, структура местного самоуправления в РФ ______ 4
1.2. Законодательная основа
местного самоуправления в
1.3. Анализ деятельности местного самоуправления в РФ ____________ 14
2. Анализ проблем организации
местного самоуправления в Российской
Федерации на современном этапе ______________________________
2.1. Основные проблемы развития
системы местного самоуправления в РФ
______________________________
3. Пути и способы совершенствования деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации _________________________ 24
Заключение ______________________________
Список использованных источников _________________________ 32
Введение
Актуальность темы исследования состоит в том, что одной из важнейших народнохозяйственных проблем является становление местного самоуправления в России. Решение этой ключевой проблемы предполагает улучшение деятельности системы местного самоуправления.
В условиях углубляющейся социально-экономической реформы возрастает роль местного самоуправления как фактора демократизации общественной жизни, необходимой предпосылки становления гражданского общества. Сейчас становится все более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого имеет большое практическое значение для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Местное самоуправление является важнейшим элементом конституционного строя демократических стран. Оно представляет собой ту специфическую "ветвь власти", которая, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой - наиболее полно учитывает интересы населения. Органы местного самоуправления укрепляют государственную власть, делая ее более гибкой и эффективной. Они наиболее доступны для людей, максимально приспособлены к использованию ресурсов для удовлетворения потребностей населения.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления в России.
Предмет исследования – проблемы становления местного самоуправления в Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотреть современные проблемы становления местного самоуправления в Российской Федерации.
1. Общая
характеристика системы
1.1. Понятие,
задачи, структура местного
Местное самоуправление в Российской Федерации - это способ организации и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления "не входят в систему органов государственной власти". В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.
Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
Главная цель создания системы местного самоуправления - улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Основными задачами местного самоуправления являются:
1) Выявление социальных
целей, приоритетов и потребностей
проживающего на данной
2) Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах;
3) Укрепление финансово-
4) Создание необходимых
условий для высокоэффективной
деятельности всех
5) Обеспечение многообразия
форм участия населения в
6) Формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов;
7) Повышение инвестиционной привлекательности территории.
Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.
Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 8).
Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Он принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и т. д.), отражающую исторические, культурные, социальные, экономические, национальные и иные местные традиции.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
В целом, структура местной администрации во всех муниципальных образованиях строится на общих принципах в соответствии с функционально-отраслевым распределением полномочий по решению вопросов местного значения между структурными подразделениями. Вместе с тем она представляет собой достаточно динамичную систему, которая по мере изменения стоящих перед муниципальным образованием задач, условий жизни граждан, других факторов подвергается новациям.
В настоящее время определяющим фактором, положенным в основу формирования структуры местной администрации, является ее компетенция в соответствии с предусмотренными федеральным законом вопросами местного значения и распределением полномочий между органами местного самоуправления, закрепленным в уставе муниципального образования.
Выделяют шесть групп вопросов, которые входят в компетенцию местной администрации:
1) вопросы социально-
2) вопросы муниципального хозяйства;
3) финансовые вопросы;
4) социальные вопросы;
5) административно-
6) исполнение переданных государственных полномочий.
Пять первых групп вопросов присутствуют во всех муниципальных образованиях независимо от типа. Шестая группа вопросов относится только к муниципальным районам и городским округам, которые вправе осуществлять отдельные государственные полномочия.
При определении структуры местной администрации и распределении полномочий между ее подразделениями необходимо исходить из следующих принципов:
- целесообразность и логика,
четкое разграничение
- избежание дублирования и параллелизма;
- полнота охвата и избежание пробелов в решении вопросов местного значения местной администрацией в целом;
- результативность, что предусматривает возможность оценки (измерения) достигаемого результата работы;
- достаточность обеспечения,
что предполагает
- системность и взаимосвязь
с другими подразделениями, т. е.
учет при описании функций
подразделения его
- структурирование, т. е. разделение
функции структурного
- эффективность, что означает достижение обозначенной цели и решение задач подразделения с наименьшими затратами;
- недопущение принципа создания структур "под людей";
- унифицированный подход
к формированию структур и
определению штатной
Использование программно-целевых методов в построении организационной структуры администрации требует проведения сложной работы по регламентации деятельности структурных подразделений. Помимо проведения анализа распределения функций внутри администрации и пересмотра существующих положений о структурных подразделениях, необходимо описать и утвердить в регламенте администрации систему взаимодействия между структурными подразделениями, порядок прохождения управленческих решений и основные административные процессы (цепочки функций, осуществляемых различными структурными подразделениями во взаимодействии, приводящие к решению поставленных задач).
Таким образом, деятельность по внесению изменений в организационную структуру местной администрации требует грамотной экспертно-аналитической работы, а также правового (разработка и поддержание в актуальном состоянии документов, регламентирующих организацию и деятельность администрации) и кадрового (переподготовка и повышение квалификации служащих, подготовка кадрового резерва) сопровождения.
1.2. Законодательная
основа местного
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
Правовая база местного самоуправления – это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует. Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена гл. 8 "Местное самоуправление" (ст. 130-133).
Правовую основу местного самоуправления в России образуют:
1) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г.
Россия, подписав вышеназванную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления:
- обеспечение права и
способности органов местного
самоуправления
- основные полномочия
органов местного
- органы местного
- осуществление государственных
полномочий должно
- предоставляемые органам
местного самоуправления
2) федеральные Конституционные
законы и федеральные законы (Федеральный
закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
"Об общих принципах
Информация о работе Проблемы формирования местного самоуправления в РФ