Прогнозирование экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Под экономическим ростом принято понимать качественное и количественное изменение результатов функционирования народного хозяйства. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. Экономический рост – важнейшая характеристика общественного производства при любых хозяйственных системах.
Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах. Но такой подсчет не дает полного представления об экономическом росте страны, ибо экономический рост — это не только количественное изменение объема производства, но и совершенствование продукта и факторов производства.

Содержание

1. Прогнозирование экономического роста
1.1 Сущность понятия «экономический рост»
1.2 Государственное регулирование экономического роста
1.3 Методы прогнозирования экономического роста
Задача 5
Задача 9
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

планирование и прогнозировани.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

   Государственное образовательное учреждение высшего

   профессионального образования

 

«Хабаровская  государственная академия экономики  и права» 

Факультет «Аудитор» 

Кафедра бухгалтерского учёта и контроля 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 

по дисциплине

 «Планирование и прогнозирование в условиях рынка» 
 

ВАРИАНТ № 10 
 

                           

Студент группы  БУ(ДС)-1                                     _________________ А. В. Гвоздева

                                                                                        подпись, дата

Номер зачётной книжки 1001030 

Руководитель     __________________                    _________________

                             уч. степень, уч. звание                        подпись, дата

Хабаровск 2012

 

      Содержание 

1. Прогнозирование  экономического роста 3
    1. Сущность понятия «экономический рост»
3
1.2 Государственное  регулирование экономического роста 4
1.3 Методы  прогнозирования экономического роста 9
Задача 5 13
Задача 9 14
Список  использованных источников 17

 
 

 

      1. Прогнозирование  экономического роста 

     1.1 Сущность понятия «экономический рост» 

     Под экономическим ростом принято понимать качественное и количественное изменение результатов функционирования народного хозяйства. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. Экономический рост – важнейшая характеристика общественного производства при любых хозяйственных системах.

     Свое  выражение экономический рост находит  в увеличении потенциального и реального  валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах. Но такой подсчет не дает полного представления об экономическом росте страны, ибо экономический рост — это не только количественное изменение объема производства, но и совершенствование продукта и факторов производства.

     Проблемы  экономического роста занимают в  настоящее время центральное  место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями  разных наций, народов и их правительств.

     Экономический рост есть составляющая экономического развития. Свое выражение он находит в увеличении реального валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения.

     Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный  экономический рост не всегда говорит  о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации. Несколько примеров.

     Структурные изменения в экономике страны могут привести к такой ситуации, когда стагнация или сокращение выпуска одних видов продукции  из-за падающего или неизменного  спроса на них сопровождается быстрым ростом других видов продукции. Так, в США в 80-х гг. не росло потребление стали, сельскохозяйственной продукции, легковых автомобилей, но одновременно увеличивался выпуск сложных изделий, например персональных компьютеров. Но и количественный рост выпуска компьютеров недостаточно отражал другие аспекты их производства: продажа персональных компьютеров в США за 1981-1988 гг. выросла по количеству с 1,1 до 9,5 млн. шт., по стоимости - с 3,1 до 27,7 млрд. долл., а доллар за это время обесценился на 25%. Таким образом, персональные компьютеры дешевели, хотя их технические характеристики и качество росли. При подсчете комплексного показателя экономического роста - валового национального продукта (ВНП) - вышеуказанные моменты привели к тому, что он не до конца отражал динамику экономического развития США за 80-е гг.

     Тем не менее, при всех недостатках экономический  рост остается наиболее употребимым  критерием экономического развития. 

     1.2 Государственное регулирование экономического роста 

     Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, контролирующего и исполнительного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями с целью стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. При современных условиях государственное регулирование является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в определенный период.

     История государственного регулирования экономики  начинается с конца средневековья. Основной экономической школой в тот период была школа меркантилистов. Она выступала за активное вмешательство государства в экономику. Для меркантилистов главным показателем богатства страны являлось количество золота. Поэтому они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт, запрещать вывоз капитала за границу, кроме межгосударственных спекуляций.

     Следующим ступенью представлений о роли государства  стала работа А. Смита «Исследование  о природе и причинах богатства  народов». В ней утверждалось, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». Так начиналась классическая теория. В соответствии с этим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, то есть делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает неэффективно. Адам Смит в своем описании системы рыночной экономики доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода торговли и конкуренции.

     Следующим этапом можно назвать кейнсианскую теорию. Она началась в 30-е года прошлого века, после глубокого спада экономики  США. Дж. Кейнс выдвинул теорию, в  которой опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса называют «кризисной», так как оно рассматривал экономику в состоянии депрессии. По этой теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал причиной капиталистических кризисов перепроизводство товаров, поэтому государство должно воздействовать на рынок для увеличения спроса. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через довольно серьезный барьер – неэластичность заработной платы. По мнению Кейнса, этого можно достигнуть изменением количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели можно назвать:

     высокую долю национального дохода, перераспределяемую через госбюджет;

     создание  обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

     широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов  для стабилизации экономической  конъюнктуры, сглаживания циклических  колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

     Модель  Дж. Кейнса позволила ослабить воздействие  циклических колебаний на экономику  в течении длительного времени  – более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х годов начало выявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими теориями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста, которые создавали бы возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились в первую очередь в результате роста цен на нефть. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

     Основой неоконсервативной модели являются концепции неоклассического направления экономической мысли. Происходил отказ от воздействия на воспроизводство через спрос, вместо этого использовали косвенные меры воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост они рассматривают как функцию от накопления капитала, которое происходит за счет двух источников: за счет собственных средств, то есть капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов). Вот почему в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности труда. Главными проблемами при этом являются высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, инфляция же приводит к удорожанию кредита, что затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы выступают за антиинфляционные мероприятия и налоговые льготы предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что усложнит борьбу с инфляцией. Таким образом, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ.

     Следующим комплексом мер будет реализация политики дерегулирования, то есть ликвидации регламентаций по ценам и заработной плате, либерализации (смягчения) антитрестовского законодательства и др.

     Итак, в неоконсервативной модели государство  может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

     Как уже сказано выше, в разные времена  участие государства в экономических процессах происходило по-разному, прямо или косвенно. В настоящее время практически все экономисты считают, что государство должно регулировать экономику, однако в какой степени и какими методами – нельзя точно сказать и по сей день. Можно сказать, что после того, как сложилась устойчивая мировая структура самостоятельных государств, мировое экономическое пространство разделилось на сферы влияния супердержав, его поддержка и регулирование процессов внутри страны стало абсолютно необходимым. При этом на определенном этапе влияние неоклассических подходов в управлении с ориентацией на саморегулирующие начала рынка усиливается, но это вовсе не означает понижение роли государства в экономических процессах. Просто регулирование становится более тонким, квалифицированным, основанным на предвидении и точном прогнозировании. 
 
 
 
 

     1.3 Методы прогнозирования экономического роста 

     Задача  экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы  выяснить перспективу ближайшего или  более отдаленного будущего в  исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации  текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз. Наиболее распространены для прогнозирования экономического роста факторные модели, то есть модели, в которых прирост продукта или абсолютный его выпуск ставится в зависимость от одного или нескольких факторов.

     Под методами прогнозирования следует  понимать совокупность приемов и  способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних  и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.В настоящее время насчитывается свыше 150 разных методов прогнозирования, на практике используется 15-20.

     Наиболее приемлемой для анализа динамики экономического роста можно назвать двухфакторную модель в форме производственной функции Кобба-Дугласа. Модель отражает зависимость общего выпуска продукции от двух факторов капитала и труда:

Информация о работе Прогнозирование экономического роста