Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:52, реферат
Важнейшая особенность проектного финансирования состоит в том, что для реализации конкретного проекта создается специальная проектная компания (SPV, SPE), которая привлекает ресурсы (не только денежные) для реализации проекта, осуществляет реализацию проекта и рассчитывается с кредиторами и инвесторами проекта из средств (денежного потока), генерируемых самим проектом.
1. Введение………………………………………………………………1
2. Определение проектного финансирования…………………………2
3. Что тормозит развитие проектного финансирования……………...4
4. Развитие проектного финансирования в России…………………...8
5. Заключение…………………………………………………………...10
6. Список использованной литературы………………………………..11
Содержание.
Введение.
В России проектное финансирование
начало развиваться с середины 90-х гг.
20 века. В 90-ые гг. Россия участвовала в
нескольких международных проектах на
принципах проектного финансирования
(Морской старт, Голубой поток, Сахалин-2).
В этот период во многих российских коммерческих
банках были созданы подразделения проектного
финансирования, которые в основном занимались
инвестиционным кредитованием. При этом
в качестве заемщика рассматривалось
действующее предприятие, которому требовалось
финансирование инвестиционного проекта.
Вся процедура рассмотрения заявки и принятия
решения о кредитовании предприятия в
этом случае осуществлялась в соответствии
с нормативными документами Банка России
и действующими в банках регламентами
кредитования. Наибольшего прогресса
в развитии инвестиционного кредитования
и в последующем проектного финансирования
добились Сберегательный банк РФ, ВТБ,
Росбанк. В настоящее время проектное
финансирование, соответствующее современному
определению, принципам и моделям, применяется
в большинстве крупных коммерческих банков
России, а также в институтах развития
госкорпорации «Банк развития и внешнеэкономической
деятельности», Евразийском банке развития.
Проектное финансирование,
активно применяемое за рубежом, в российской
практике применяется пока недостаточно.
Причин тому несколько. К ним относятся:
упрощенное понимание термина «проектное
финансирование», отсутствие необходимой
законодательной базы проектного финансирования,
применения международных стандартов
ответственного финансирования; недостаточное
развитие и емкость российского фондового
рынка и применения проектных ценных бумаг,
отсутствие у банков возможности формировать
«длинные» обязательства, ограниченность
спектра финансовых инструментов, используемых
для финансирования инвестиционных проектов.
Определение проектного финансирования
Чаще всего в литературе и в
практике работы с инвестиционными проектами
под термином «проектное финансирование»
упрощенно понимается кредитование проектной
компании, созданной для реализации инвестиционного
проекта.
Такое упрощенное толкование приводит
к нескольким негативным последствиям.
Во-первых, у банков отсутствует стимул
к применению новых инструментов финансирования,
сокращается спрос на финансовый инжиниринг,
применение ценных бумаг и их производных.
Во-вторых, рассмотрение проектного финансирования
лишь как вида кредитования сокращает
глубину анализа проектных рисков при
проектном финансировании и сужает возможности
применения инструментов, обеспечивающих
их сокращение.
Современное определение
проектного финансирования намного глубже
и отражает основные особенности этой
формы финансирования проектов.
Ниже приведены несколько определений
проектного финансирования:
целевое кредитование заемщика для реализации инвестиционного проекта без регресса или с частичным регрессом кредитора на заемщика: обеспечение – денежные потоки проекта;
способ мобилизации различных источников финансирования и комплексного использования различных инструментов и оптимального распределения рисков;
финансирование отдельной хозяйственной единицы, при котором кредитор готов на начальном этапе рассматривать финансовые потоки и доходы этой хозяйственной единицы как источник погашения займа, а активы этой единицы – как дополнительное обеспечение по займу (Nevitt P.K.);
метод привлечения долгосрочного
заемного финансирования для крупных
проектов посредством «финансового инжиниринга»,
основанный на займе под денежный поток,
создаваемый только самим проектом (Yescombe
E.R.)
Наиболее известными
зарубежными специалистами в области
проектного финансирования являлись Nevitt
P.K. и Benjamin Esty.
Все приведенные определения
подчеркивают отдельные особенности проектного
финансирования, но не дают системного
представления о проектном финансировании
как специфической форме финансирования
проектов. Перечислим эти особенности
и сформулируем современное определение
проектного финансирования.
Важнейшая особенность
проектного финансирования состоит в
том, что для реализации конкретного проекта
создается специальная проектная компания
(SPV, SPE), которая привлекает ресурсы (не
только денежные) для реализации проекта,
осуществляет реализацию проекта и рассчитывается
с кредиторами и инвесторами проекта из
средств (денежного потока), генерируемых
самим проектом.
Вторая особенность проектного
финансирования заключается в практическом
отсутствии активов для обеспечения возврата
получаемых заемных средств на начальном
этапе инвестиционной стадии проекта.
Обеспечением возврата заемных средств,
привлекаемых SPV, является денежный поток,
генерируемый проектом. По мере освоения
средств на инвестиционной стадии проекта
создаваемые (приобретаемые) активы могут
оформляться в качестве залогового обеспечения.
Именно эта особенность позволяет отнести
проектное финансирование к наиболее
рискованным формам финансирования проектов.
Третья особенность проектного
финансирования состоит в использовании
провайдерами финансовых ресурсов для
проекта различных финансовых инструментов
(долевых, долговых, производных) и разнообразных
типов договоров. В структуре мировых
сделок проектного финансирования кредиты
составили (за 2009 г.) 73,5%, облигационные
займы -3,5%, участие в капитале проектных
компаний – 23%. Объем сделок, структурированных
на принципах PFI/PPP – государственно-частного
партнерства (долее – ГЧП), составил 29,1
млрд. долл. США (25%).
Учитывая перечисленные три
особенности можно дать следующее определение
проектного финансирования: – мультиинструментальная
форма финансирования специально созданной
для реализации проекта компании (SPV), при
которой будущие денежные потоки проекта
являются основным обеспечением возврата
заемных средств и выплаты доходов инвесторам.
Проектное финансирование
основано на прогнозах будущего развития
проекта и проектной компании, зависит
от эффективности функционирования проектной
компании и эффективной реализации проекта.
В проектном финансировании важны стратегия
развития соответствующего бизнеса и
стратегический менеджмент проекта. Поэтому
косвенным результатом применения проектного
финансирования является развитие стратегического
менеджмента проектов и компаний.
Что тормозит развитие проектного финансирования в России.
Современное проектное финансирование
требует применения большого количества
различных финансовых и нефинансовых
инструментов, разнообразной правовой
базы контрактов и договоров, проведения
конкурсов, тендеров, что обуславливает
значительные затраты проектной компании
на правовую проработку проекта и юридическое
сопровождение. Дополнительные расходы
ограничивают круг инвестпроектов, для
реализации которых целесообразно применять
проектное финансирование, проектами
большой капиталоемкости, сложности, с
большим сроком реализации.
Для финансирования таких
проектов необходимы «длинные деньги»,
«длинные гарантии», отсутствие которых
на российском финансовом рынке также
тормозит развитие и проектного финансирования,
и инвестиционного кредитования, и ГЧП..
«Длинные деньги» – это ресурсы, формируемые
пенсионными накоплениями населения,
страховыми резервами страховых компаний,
средства Фонда национального накопления
РФ и Резервного фонда РФ. «Длинные гарантии»
органов государственного или муниципального
управления ограничены действующим Бюджетным
Кодексом.
Учитывая запланированную
реформу в области формирования госбюджета
и сокращения госрасходов прежде всего
за счет сокращения госинвестиций в национальную
экономику, необходима либерализация
инвестиционной политики пенсионных фондов
и страховых компаний, а также внедрение
механизмов целевых долгосрочных внутренних
займов государства у Банка России для
реализации приоритетных программ развития
и модернизации российской экономики.
Сжатие господдержки развития
российской экономики несомненно отразится
на темпах ее развития и приведет к стагнации
всех рыночных механизмов обеспечения
реализации крупных инвестпроектов, включая
и проектное финансирование и ГЧП.
Тем более важно в этих условиях
развитие законодательной базы проектного
финансирования и ГЧП, от состояния которой
напрямую зависят перспективы реализации
крупных инвестпроектов на принципах
проектного финансирования даже в условиях
сокращения госинвестиций.
Существующее в российском
праве регулирование отношений в сфере
проектного финансирования в настоящее
время можно охарактеризовать как недостаточное
и фрагментарное. Основными законами,
регулирующими отдельные элементы в сфере
проектного финансирования, являются
Гражданский кодекс Российской Федерации,
Федеральный закон от 19.07.2007 № 197-ФЗ. «О
залоге», Федеральный закон от 16 июля 1998
г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»,
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №
208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный
закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах
с ограниченной ответственностью», Федеральный
закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О банкротстве»,
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №
39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности
в Российской Федерации, осуществляемой
в форме капитальных вложений» (с изменениями
и дополнениями).
В определенной степени
на развитие проектного финансирования
в России влияют федеральные законы N 115-ФЗ
21.07.05 «О концессионных соглашениях» и
N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд». Наряду с федеральными
законами в России более чем в 30 регионах
разработаны и работают региональные
законы о ГЧП. Однако перечисленные законы
не регулируют такие аспекты проектного
финансирования, как: обособление имущества
проекта с помощью специализированного
юридического лица – проектной компании;
предоставление имущества проекта в обеспечение кредиторам по проекту;
использование будущего дохода для погашения обязательств перед кредиторами стадии строительства;
коллективная реализация прав кредиторов;
защита денежного потока проекта.
В связи с недостаточностью
правового регулирования проектного финансирования
в российском праве российские спонсоры
и кредиторы вынуждены обращаться к инструментам
зарубежного права для заключения сделок
проектного финансирования. Инструменты
российского права используются в сделках
проектного финансирования в ограниченной
степени или не используются вовсе в силу
их неконкурентоспособности по сравнению
с инструментами зарубежного права.
В 2011 г. разработан и активно
обсуждался проект федерального закона
«О внесении изменений в Гражданский Кодекс
РФ и другие законодательные акты Российской
Федерации (в части развития проектного
финансирования)». Данный законопроект
предусматривает введение ряда новых
для российского законодательства понятий
и инструментов в области проектного финансирования:
специализированные хозяйственные общества (проектные компании);
соглашения кредиторов;
новый механизм уступки прав и обязанностей по оговору, в частности уступка прав на будущую выручку, денежный поток, создаваемые активы;
новые виды залогов (прав по договору, будущего объекта недвижимости, будущих прав);
управляющий залогом.
Главная цель создания
проектной компании – обособление имущества
проекта и использование этого имущества
для реализации проекта и предоставления
обеспечения кредиторам. Поскольку требования
кредиторов по проекту удовлетворяются
только за счет имущества проекта, необходимо
устранить возможность предъявления к
проектной компании требований со стороны
лиц, которые не вовлечены в проект. В законопроекте
данный вопрос решается путем введения
в федеральные законы «Об акционерных
обществах» (новая статья 2.1) и «Об обществах
с ограниченной ответственностью» (новая
статья 2.1) конструкции специализированного
хозяйственного общества (далее – СХО),
в уставе которого может быть предусмотрен
исчерпывающий список сделок, которые
вправе совершать СХО в целях реализации
проекта. При этом совершение СХО сделки,
которая не предусмотрена его уставом,
не влечет возникновения обязанностей
для СХО, что позволяет обезопасить имущество
проекта от притязаний со стороны лиц,
которые не участвуют в его финансировании
или реализации. Для защиты третьих лиц
от возможных злоупотреблений со стороны
органов СХО при совершении сделок в нарушение
положений устава СХО в законопроекте
вводится правило о том, что СХО использует
в своем наименовании слова «специализированное
хозяйственное общество», а иные лица
не вправе использовать такое наименование.
Это дает третьим лицам сигнал о том, что
их контрагент (СХО) может заключать только
ограниченный круг сделок.
Наиболее значимым имуществом
проекта является построенный/реконструированный
объект, а также доход, генерируемый таким
объектом. Но на момент предоставления
финансирования это имущество отсутствует,
и у кредиторов нет гарантий того, что
когда объект будет построен и будет приносить
доход, заемщик (проектная компания) предоставит
им объект и доход в качестве обеспечения.
Поэтому в законодательстве необходимы
нормы, которые предоставляют залогодателю
возможность предоставлять кредиторам
в залог имущество, которое появится у
залогодателя в будущем, включая будущие
права. Залог будущих прав по договорам,
которые проектная компания заключает
на момент предоставления финансирования
или заключит в будущем, обеспечивает
предоставление дохода по проекту в качестве
обеспечения кредиторам по проекту. Такими
договорами, например, являются договоры
о продаже продукции или оказании услуг,
производимых в рамках проекта, договоры
о предоставлении в аренду помещений объекта,
построенного в рамках проекта.
Существенной особенностью
залога будущих прав является тот факт,
что на момент заключения договора о залоге
проектной компании могут быть неизвестны
точные условия будущих договоров, конкретные
лица, с которыми будут заключаться такие
договоры, а также даты заключения договоров.
Соответственно для предоставления в
залог прав из будущих договоров у кредиторов
и проектной компании должна быть правовая
возможность описывать такие права в договоре
о залоге путем указания их родовых признаков.
Те же проблемы касаются и залога иного
будущего движимого имущества проектной
компании. Как и доход по проекту, объект
недвижимости еще не существует на стадии
предоставления финансирования на его
строительство. Поэтому кредиторам необходим
правовой инструмент, который бы позволил
предоставлять в обеспечение объект недвижимости
еще до начала его строительства. В сделках
долевого строительства многоквартирных
домов и иных объектов недвижимости таким
инструментом является договор долевого
участия в строительстве. В то же время
для развития рынка проектного финансирования
кредиторам необходим инструмент общего
действия, который можно использовать
в проектах с различными структурами финансирования.
В связи с этим в законопроекте (изменения
в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге
недвижимости)») предлагается общий инструмент
залога будущего объекта недвижимости
– договор о предоставлении ипотеки, в
котором так же, как и в договоре долевого
участия строительства, идентификация
строящегося объекта осуществляется на
основе земельного участка, на котором
строится объект. Кроме того, законопроект
(изменения в Федеральный закон «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним») вводит норму о внесении
записи об ипотеке в Единый государственный
реестр прав на недвижимое имущество и
сделок с ним на основании договора о предоставлении
ипотеки в момент регистрации права собственности
на строящийся объект недвижимости. В
новом законопроекте много новаций, стимулирующих
развитие проектного финансирования.
Однако требуется его доработка в части
уточнения определения проектного финансирования,
отражающего его мультиинструментальный
характер, предложения о введении специального
счета, аккумулирующего все потоки проектной
компании и обеспечивающего контроль
целевого использования средств проекта.
Выход этого закона придаст дополнительный
стимул к развитию проектного финансирования
в России.
Развитие проектного финансирования в России.
Важным направлением развития проектного
финансирования в России является внедрение
в практику работы финансовых организаций
принятых за рубежом стандартов в области
устойчивого развития (УР), корпоративной
социальной ответственности (КСО), ответственного
финансирования. Стандарты и политики
в области ответственного финансирования
банками (и другими финансовыми организациями)
инвестиционных проектов и программ развития
предприятий-клиентов определяют требования
к учету социальных и экологических рисков
и оценке социальных и экологических эффектов
деятельности предприятий, реализующих
финансируемые банками проекты. Применение
адекватных подходов к управлению социально-экологическими
рисками и стандартов ответственности
в финансовом секторе – неотъемлемый
элемент членства в Организации экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей
наиболее экономически развитые государства
Европы, Северной Америки и Австралии.
Особое значение применение таких стандартов
имеет для российских банков с госучастием
(Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк,
Газпромбанк), финансирующих масштабные
социально значимые инвестиционные проекты.
Всемирный фонд дикой природы (The World Wide
Fund for Nature – WWF) предлагает следующие меры,
направленные на повышение социально-экологической
ответственности и подотчетности российских
финансовых организаций, осуществляющих
проектное финансирование: гармонизация
внутренних процедур и политики российских
финансовых институтов с существующей
наилучшей практикой, включая такие международно
признанные механизмы социально-экологической
ответственности, как Стандарты деятельности
МФК, социально-экологические стандарты
ЕБРР и Азиатского банка развития, «Общие
подходы к вопросам охраны окружающей
среды при кредитовании экспорта, получившем
официальную поддержку» ОЭСР, Принципы
Экватора, Принципы ответственных инвестиций
ООН и ряд других. Данные механизмы могут
рассматриваться как отраслевые ориентиры
для деятельности в области кредитования
и портфельных инвестиций и российские
банки могут использовать их в качестве
основы для формирования собственных
подходов в сфере устойчивого развития;
раскрытие нефинансовой информации для
всех заинтересованных лиц, например,
в форме отчетов о корпоративной социальной
ответственности в соответствии с международными
стандартами; создание различных механизмов
обеспечения соответствия требованиям
и работы с жалобами, а также площадок
для открытого диалога с представителями
гражданского общества и местных сообществ,
в особенности в тех случаях, когда эти
группы выступают в роли заинтересованных
сторон, непосредственно затрагиваемых
финансируемыми проектами.
Использование дифференцированных
условий кредитования, включая размер
кредитных ставок, в зависимости от социальных
и экологических аспектов деятельности
заемщика или предлагаемого проекта, например
льготные (на больший период и/или под
меньший процент) займы для энерго- и ресурсоэффективных
проектов и более высокие ставки для энергоемких
и загрязняющих производств; различные
внутренние инициативы по устойчивому
функционированию офисов («зеленый офис»),
например использование бумаги из вторсырья,
применение таких схем экономии энергии
(и средств), как замена командировок телеконференциями,
создание систем экологического менеджмента
и их сертификация в соответствии со стандартами
ISO14000.
В целях
развития рынка инвестиционных проектов,
формирования профессиональной среды
для их реализации, Внешэкономбанк продолжает
выполнение в Москве и регионах образовательного
проекта «Подготовка специалистов – участников
инвестиционных проектов, реализуемых
при поддержке институтов развития, а
совместно с Финансовым университетом
при Правительстве Российской Федерации
– проектов повышения квалификации специалистов
органов государственного и муниципального
управления в области подготовки и реализации
проектов ГЧП.