Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:48, реферат
Отраслевая структура промышленности опиралась прежде всего на местное сырье, что обусловило сильнейшее развитие двух отраслей — пищевой и текстильной промышленности. В пищевой промышленности наиболее развитым было винокурение, причем в вотчинных мануфактурах. Это было из-за того, что только дворяне имели право на винокурение на Беларуси. Развитию винокурения способствовали наличие дешевого сырья, рабочей силы и оборудования, а также близость рынка к месту производства — потребителями обычно выступали крестьяне тех вотчин, где было производство.
Промышленность на Беларуси в п.п. XIX в.
Промышленность на Беларуси в п.п. XIX в. была представлена тремя основными формами:
Общей тенденцией для Беларуси
было постепенное падение
Организационно можно выделить две основные формы промышленности на Беларуси:
Вотчинная промышленность располагалась в помещичьих имениях и базировалась на подневольном труде крепостных крестьян. Проникновение отношений найма в эту промышленность было крайне ограниченным. Эта промышленность пережила весьма глубокую эволюцию в п.п. XIX в. Помимо традиционных винокурен в имениях создавались суконные, полотняные, стеклянные, чайные, поташные и др. мануфактуры. Так, графу Г. Потемкину в Кричевском графстве принадлежали судоверфь, канатная и парусиновая мануфактуры. С 1797 по 1860 г. число вотчинных мануфактур в Беларуси выросло с 51 до 70, а стоимость их продукции – с 353 до 757 тыс. руб (в 2,1 раза). В конце 1820-х гг. появлились первые панские фабрики, число которых к 1860 г. составило 21, а стоимость продукции – 850 тыс. руб. К 1860-м гг. в помещичьей вотчинной промышленности начался кризис, вызванный общим кризисом крепостничества.
Иной ситуация была в новой
капиталистической
По своему размеру предприятия
Беларуси в основном были малыми —
с числом работников от 5 до 16 человек,
без парового двигателя, со стоимостью
производства в год до 1 тыс. рублей.
Такие предприятия в 1796 г. составляли
99% от всех, в 1860 г. — 96 %. Всего в 1860 г.
в Беларуси было 7,8 тыс. малых капиталистических
предприятий с 23,4 тыс. рабочих и
суммой производства в год в 14,1 млн.
рублей. Рядом с этими
Отраслевая структура
промышленности опиралась прежде всего
на местное сырье, что обусловило
сильнейшее развитие двух отраслей —
пищевой и текстильной
В вотчинной пищевой
Преимущественно в вотчинах
развивалось и текстильное
Развивались и иных сферы
производства. В мукомольной промышленности
были представлены различные сословия
и все формы организации
Со второй четверти XIX в. быстро развиваются свечная и мыловарная промышленность. Сырье — жир — на них обычно использовали местное или везли с Украины; продукцию сбывали в Беларуси, Украине, Польше. Здесь особо выделялся Альбрехтовский стеариново-свечной и мыльный завод, который был одним из оснащеннейших предприятий такого типа в мире. Также росла чайная промышленность, но ее расширение носило экстенсивный характер и не сопровождалось техническими новшествами.
Развитие торговли определяется кризисом ее средневековых форм, возрастанием специализации торговли, появлением нового типа участников рынка, более тесно связанных с производством. Происходил процесс упадка натурального хозяйства и появления капиталистического рынка.
В п.п. XIX в. торговля осуществлялась в основном по водным путям. В 1844 г. по рекам Беларуси было перевезено грузов на 8,8 млн. рублей, а в 1860 — на 18 млн. Особенно рос сплав леса — основного экспортного товара Беларуси. В сер. века только по Березинской водной системе сплавляли в год леса на 750 тыс. руб ежегодно, а по каналу Огинского — на 700 тыс.
Развитию торговли способствовала проводимая русским правительством протекционистская политика, наличие высоких таможенных пошлин. Но в 1850 г. были отменены таможенные пошлины между Царством Польским и остальной Россией, что привело к значительному упадку торговли на Беларуси. Особенно пострадала крупнейшая в Беларуси Зельвенская ярмарка, годовой оборот которой упал с 1,5 млн. руб. в 1850 до 730 тыс. руб. в 1851.
Важной формой организации торговли были ярмарки. По их количеству выделялись губернии Минская, Могилевская и Гродненская. Витебская губерния уступала им по числу ярмарок, но была наравне по обороту на них. Крупнейшими ярмарками были на востоке Бешенковичская и Гомельская, в центре — Минская, на западе — Приборовская, Зельвенцкая, Свислочская.
Города в Беларуси в
составе РИ делились на три категории:
губернские, уездные, заштатные. В зависимости
от категории зависел уровень
самоуправления в городе и его
статус. Присоединение Беларуси к
РИ и последовавшие изменения
АТД привели к изменению
Власти РИ боролись с частными городами — особенностью периода РП, которая затем сохранилась в Беларуси и в российский период. Эти города принадлежали крупным помещикам. Они пытались сделать их важными промышленно-торговыми центрами, но удалось это только графу Румянцеву в Гомеле. Царские власти проводили политику выкупа частных городов у их владельцев. К концу 1830-х только пять городов (Несвиж, Друя, Сенно, Слуцк, Ошмяны) из 43 в Беларуси оставались частновладельческими, а к концу 1850-х выкупили и их.
Местечки в Беларуси играли
роль, сходную с ролью городов.
От деревень их отличало право на ведение
торговли, ремесло, ярмарочную деятельность;
от городов — отсутствие системы
городского самоуправления и городских
прав для жителей местечек. По чертам
своей экономической жизни они
напоминали великорусские посады и
слободы. Важным отличием было то, что
большинство местечек были частновладельческими,
а панская администрация в
них подменяла собой все
В городах Беларуси наблюдалось представительство почти всех сословий феодальной РИ:
Год |
Дворяне, % |
Духовен-ство, % |
Граждане, % |
Военные, % |
Кресть-яне, % |
Разно-чинцы, % |
Всего, тыс. чел |
1808 |
7,6 |
1,5 |
82,1 |
1,4 |
5,4 |
2,0 |
191,7 |
1858 |
5,9 |
1,3 |
74,5 |
12,3 |
2,5 |
3,5 |
495,8 |
Граждане = купцы + мещане = основа всей городской жизни. Их права были весьма схожи. Купцы и мещане — податные сословия, но купцы были более привелегированы. Они платили вместо подушной подати гильдейские платежи в 1% от объявленного капитала. По реформе 1775 г. они были освобождены (кроме 3 гильдии) от рекрутчины. Мещане платили подушную подать, их забирали в рекруты, они несли ряд иных повинностей (подводная, постойная и др.) — их положение почти не отличалось от такового у крестьян-однодворцев.
Важной особенностью было то, что в Беларуси большинство населения городов — евреи. По X ревизии 1857 г. среди 2946 купцов Беларуси 2627 (89 %) были евреи. В 1860 г. в Минской губернии им принадлежало 377 из 395 купеческих магазинов; 1249 из 1325 мещанских магазинов. При этом в городах Беларуси в п.п. XIX в. возник и небольшой слой русского населения: чиновничество, офицеры, часть дворянства и отдельные представители купечества.
В п.п. 19 в. на Беларуси было активное строительство дорог и каналов, результатом чего стала более развитая по сравнению с остальной РИ (кроме Польши) система путей сообщения.
С 1817 г. в РИ началось строительство шоссейных дорог. К 1860-м гг. были построены шоссе Брест-Варшава (1823 г., 177 верст), Москва-Брест (1849 г., 1000 верст), Витебск-Смоленск (1855, 186 верст), Бобруйское шоссе (Могилев-Бобруйск, 1850, 107 верст), Белорусский тракт (шоссе Петербург-Киев). Эти шоссе имели большое экономическое и еще большее военное значение, позволяя быструю переброску войск.
Одновременно шло развитие системы каналов, которые стали венами белорусской торговли. В 1799-1804 гг. шла реконструкция и расширение канала Огинского. В середине века по нему ежегодно проходило более 200 судов и 500 плотов. Также был реконструирован Королевский канал, который с 1846 г. назывался Днепро-Бугским. Его важное значение отмечали не только торговцы, но и военные — быстрейший путь для русских войск между западным и южным театрами. В 1797-1805 гг. была построена Березинская система, которая связала бассейны Днепра и Западной Двины. В 1824-39 гг. была построена Августовская водная система, самая совершенная технически, связавшая Неман и Вислу. В итоге к 1860-м гг. все речные системы Беларуси были связаны искусственными путями, общая длина судоходных путей в Беларуси достигла 4000 км, а сплавных (по которым могли пройти только плоты) — в два раза больше.