Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 22:44, реферат
Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
1. Введение.....................................................................................................стр.2
2. Эволюция социальных институтов..........................................................стр.4
3. Классификация и функции социальных институтов..............................стр.6
3.1 Типология социальных институтов........................................................стр.6
3.2 Институционализация..............................................................................стр.8
3.3 Функции социального института............................................................стр.10
3.4 Дисфункции социального института......................................................стр.13
4. Основные социальные институты.............................................................стр.14
4.1 Институт государства................................................................................стр.14
4.2 Институт образования...............................................................................стр.16
4.3 Институт семьи..........................................................................................стр.19
4.4 Институт церкви........................................................................................стр.23
5. Институции..................................................................................................стр.27
Заключение...................................................
1. Введение......................
2. Эволюция
социальных институтов....................
3. Классификация
и функции социальных институтов....................
3.1 Типология
социальных институтов....................
3.2 Институционализация...........
3.3 Функции
социального института.....................
3.4 Дисфункции
социального института.....................
4. Основные
социальные институты.....................
4.1 Институт
государства...................
4.2 Институт
образования...................
4.3 Институт
семьи.........................
4.4 Институт
церкви........................
5. Институции....................
Заключение....................
Список литературы....................
1. Введение
Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, здравоохранения, институт государства и т. д. Первое, чаще всего употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Процесс институционализации включает в себя ряд моментов: 1) Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, дает возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать свое существование и т.д. Возникновение определенных общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации. 2) Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надиндивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством.
Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.
3) Третьим важнейшим элементом институционализации
является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института. Социальные институты - это организованные объединения людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
2. Эволюция социальных институтов
Возникновение институтов произошло в глубокой древности. Социальные институты, существующие в настоящее время, появились не сразу. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни с помощью выработки обычаев, традиций, устанавливающих определенные нормы и правила поведения в обществе. Так, первый институт экономики – производство – по мнению социологов, возник около 2 млн. лет назад. Но тогда это были лишь отношения, возникшие в обществе в связи с появлением первого орудия труда, созданное человеком.
Институту семьи антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей. Например:
- полигамия - многоженство
- полиандрия – редкая форма полигамии - многомужие.
- моногамия - существование брачной пары - мужа и жены.
- экзогамия - запрет на
браки между мужчинами и
- эндогамия - брак между
мужчинами и женщинами одной
и той же общественной группы,
рода (эндогамные группы – племя,
существовали в эпоху
- сожительство –
- нуклеарная семья - супружеская пара с детьми, не состоящими в браке.
- сложная семья (расширенная)
– совместное проживание
- а так же существуют эгалитарные, авторитарные, полные и неполные семьи и другие.
Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет.
Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, но некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.
Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института не основной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
3. Классификация и функции социальных институтов
3.1 Типология социальных институтов
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления на главные и неглавные различаются институты по времени своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Различают пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования);
5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).
Отсюда следует, что социальные институты классифицируются по следующим сферам жизнедеятельности общества:
1) экономическая сфера - отношения
в процессе материального
2) политические - отношения
между гражданским обществом
и государством, между государством
и политическими партиями. Институты,
относящиеся к политической
3) институты родства (брак
и семья) связаны с регулированием
деторождения, отношений между супругами
и детьми, социализацией молодежи.
Т.е. семейный – институт
4) Военный – институт,
организующий законное
5) институты образования и культуры Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы.
6)Социальная — отношения
между различными социальными
и возрастными группами; деятельность
по обеспечению социальной
7) религиозные институты
организуют отношение человека
к трансцендентным силам, т. е. к
силам сверхчувствительным, действующим
вне эмпирического контроля
3.2 Институционализация
Первое, чаще всего употребляемое значение термина «социальный институт» связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.
Институционализация — превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.
Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представителями институционализма были Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Кларенс Эйрс, Митчелл, Уэлси Клэр, Джон Кеннет и другие. Они считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов. В работах институционалистов не встретишь увлечения сложными формулами, графиками. Их аргументы обычно основаны на опыте, логике, статистике. В центре внимания не анализ цен, спроса и предложения, а проблемы более широкого плана. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами. Сосредоточив внимание на решении отдельных, как правило, значимых и актуальных задач, институционалисты не выработали общей методологии, не создали единой научной школы. В этом проявилась слабость институционального направления, его неготовность разработать и взять на вооружение общую, логически стройную теорию.
За любым социальным институтом стоит своя история его институционализации. Институционализация может касаться любой общественной сферы: хозяйственной, политической, религиозной и т.д.
Конкретными примерами институционализации могут являться: превращение народных собраний в парламент; изречений, творческого наследия мыслителя — в философскую или религиозную школу; увлечения каким-либо литературным жанром, направлением в музыке — в субкультурную организацию.
Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.