Профессия экономист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:35, реферат

Краткое описание

Существует множество различных трактовок понятия «экономика».
Она может быть как домашней хозяйственной деятельностью людей, так и национальным хозяйством.
Во-первых, экономика является совокупностью общественных отношений, связанных с производством, распределением и потреблением различных благ и услуг, которые удовлетворяют потребности, как отдельной личности, так и государства. Человечество может продолжать развиваться лишь благодаря этим непрерывным производственным процессам.

Вложенные файлы: 1 файл

осн часть.docx

— 31.58 Кб (Скачать файл)

     Введение 
     Существует множество различных трактовок понятия «экономика». 
Она может быть как домашней хозяйственной деятельностью людей, так и национальным хозяйством.   
     Во-первых, экономика является совокупностью общественных отношений, связанных с производством, распределением и потреблением различных благ и услуг, которые удовлетворяют потребности, как отдельной личности, так и государства. Человечество может продолжать развиваться лишь благодаря этим непрерывным производственным процессам. 
     Во-вторых, экономика – это та или иная производственная система, хозяйство отдельного города, района, края, страны и т.д. 
     В-третьих, у любой науки существует свой предмет исследований. Экономика, безусловно, является наукой, исследующей то, как люди пользуются имеющимися ограниченными ресурсами для удовлетворения своих безграничных потребностей.  
     Общетеоретической и методологической базой для всех экономических наук служит экономическая теория, которая определяется как наука о производственной деятельности людей и способах использования ограниченных ресурсов для производства различных товаров и методов распределения их. Предметом экономической теории является всегда актуальная проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.        
     Целью данной работы является определение роли экономической науки в практической деятельности экономиста. 
     Задачи работы: рассмотреть роль экономики с теоретической и практической точки зрения. 
 

 

 

     1. Определение  экономики 
     Экономика - это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества.  
     Экономика проникает во все сферы жизни общества. Простые рабочие, пенсионеры, предприниматели - все они вступают в эти определённые экономические отношения и совершают действия, которые связанные с экономикой. Во всех этих действиях можно выделить следующие стадии: 
     1) Производство - создание продукта, товара, осуществление работ(например, строительных) и услуг.  
     2) Распределение, в ходе которого происходит, как правило, обмен результатов производства на деньги или иную продукцию.  
     3) Потребление - конечное использование результатов производства.    
     Постоянно повторяющиеся процессы производства, распределения и потребления называются циклом производства. Для его непрерывного осуществления человек, как главная фигура экономики, активно воздействует на окружающую среду и других людей, создавая тем самым себе необходимые условия жизни.  
     Производство, потребление и распределение экономического продукта происходит в различных границах и масштабах. В связи с этим выделяется микроэкономика (на уровне отдельных предприятий, фирм, семей, людей) и макроэкономика (на уровне страны или мира, государственный сектор экономики). 
     Единый хозяйственный комплекс состоит из отдельных отраслей. Они бывают:  
      1) Производственные, т.е. занятые собственным материальным производством, таким как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и т. д.  
      2) Непроизводственные, создающие услуги, информацию,  духовные продукты, например, образование, культура, искусство, здравоохранение и т. д.  
 
   1.1 Главные вопросы экономики  
     Экономика призвана решать ряд жизненно важных вопросов: Что именно производить? В каком количестве? Как? Для кого? Какие ресурсы нужны производству и как согласовать экономическую деятельность многих людей?  
Будучи научной дисциплиной, экономика изучает способы и методы хозяйствования, которые удовлетворяли бы потребности людей путём создания необходимых жизненных благ.  
     Каждый человек и само общество в целом имеют определённый ряд потребностей. Например, один человек нуждается в пище, а другой в транспорте. Все возможности удовлетворения этих различных потребностей, называемых ресурсами, всегда ограничены. Следовательно, отдельные люди, социальные группы и общество в целом постоянно будет сталкиваться с выбором: какие именно потребности удовлетворять в первую очередь, а какие можно потом и от чего и вовсе отказаться. Наиболее рациональные пути данного выбора изучает дисциплина экономика. Знание всех законов экономики, внутренних взаимосвязей её отдельных частей позволяет действовать рационально и с наибольшей выгодой.    
 
   1.2 Предмет, функции и методы познания экономических процессов  
     Экономика, как наука, исследует мир общества, совместную жизнь в нём людей. Практически у каждой социальной науки есть своя сфера и направленность. В центре внимания экономической теории - хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребление благ. Главная суть такой социально-экономической эффективности состоит в том, чтобы общество всегда могло получить максимум необходимых жизненных благ при минимальной затрате ресурсов, потерь и социальных издержек таких как: безработица, бедность, кризис и т.д. Смело можно сказать, что предметом данной науки будет являться хозяйственная жизнь общества и пути достижения в ней максимальной социально-экономической эффективности. 
     Из многочисленных функций экономической теории можно выделить самые основные, их четыре: 
     1)Эмпирическая функция – экономические исследования носят эмпирический характер, т.е. основываются на живом, практическом опыте. Ученые постоянно ведут сбор и обработку экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами производства. 
     2) Познавательная или теоретическая – состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Эта функция проявляется в том, что ученые систематизируют эмпирические знания, выделяют закономерности и принципы экономики, предоставляют полученные знания в виде определений, терминов, понятий, а так же теорий. 
     3) Методологическая функция помогает предвидеть ход научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные хозяйственные решения.  
     4) Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства. 
     Правильное выполнение указанных функций достигается посредством осуществления творческого применения научных методов исследований. 
     Изучая хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания: 
     1) Наблюдение и сбор фактов(то есть преднамеренное и целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) 
     2) Эксперимент – проведение искусственного научного опыта. 
     3) Моделирование – изучение социально-экономических явлений по теоретическому образцу. 
     4) Метод научных абстракций – выделение наиболее важных, существенных процессов и мысленное отвлечение от второстепенных деталей. 
     5) Анализ и синтез – изучение социально-экономических явлений как по частям, там и в целом. 
     6) Системный подход – объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей единого целого. 
     7) Индукция и дедукция – движение мысли от частных фактов к общему выводу и наоборот. 
     8) Исторический и логический метод – изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, сопровождающиеся логическими обобщениями. 
     9) Графический метод – отображение различных хозяйственных явлений путем схем, таблиц, диаграмм и т.д.  
 
     2 Профессия экономист 
     Экономистом является специалист в области экономики и эксперт по экономическим вопросам, работающий в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельностью. В организациях экономисты участвуют в разработке системы бюджетирования, осуществляют контроль исполнения бюджета, а также подготовку и формирование периодической и управленческой отчетности. Должностные обязанности представителей этой профессии заключаются в исследовании, планировании и экономическом сопровождении финансово-хозяйственной деятельности компании. 
 
     2.1 История профессии 
     Много веков назад возникла профессия экономиста, когда начали существовать основные экономические понятия такие как: деньги, товар, обмен. Словом "oiconomia" древние греки обозначали управление хозяйством (oicos - домохозяйство, дом и nomas - закон). Таким образом, этот термин можно употреблять для обозначения теории и практики наиболее эффективного ведения хозяйства. За прошедшие столетия функции экономиста заметно изменились и расширились.  
 
     2.2 Специфика профессии 
     Экономист обязан: 
     1) Разбираться во всех законах экономической науки и законах развития общества. 
     2) Уметь анализировать статистические данные и давать им верную интерпретацию. 
     3) Уметь предвидеть ход событий с учетом действия всевозможных постоянных и временных факторов. 
     4) Владеть математическим аппаратом.  
     5) Иметь повышенную компьютерную грамотности. 
     6) Не терять всей широты мышления, вписывать конкретные события экономической жизни в более широком смысле и давать им правильную оценку. 
     7) Владеть английским языком.  
     8) Иметь способность к логическому мышлению, которую иногда называют математическим складом ума. 
     9) Быть высокоорганизованной личностью, внимательной к мелочам и приверженной к порядку и аккуратности. 
     10) Уметь брать на себя ответственность. 
 
     2.3 Роль экономики в практической деятельности экономиста 
     Для человека, выбравшего профессию экономиста, экономика будет неотъемлемой частью его жизни. Она пронизывает все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Обеспечивает нас всеми материальными условиями существования, такими как продукты питания, одежда, жилье и иными предметами потребления. Экономисты должны контролировать хозяйственную деятельность организации, работать над эффективной экономией и производительностью труда, выявлять резервы, предупреждать потери и т. д. Экономисты являются связующим звеном между экономикой и обществом и, конечно же, являются непосредственно частью общества. Практическая деятельность экономистов заключается  в том, что они должны уметь контролировать экономику и не всегда осознанно помогать в хозяйственной деятельности другим людям. Ни одно предприятие не сможет вести свою деятельность без специального плана. Именно экономист задаёт вектор движения совместных усилий всех работников. Нужно правильно расставлять приоритеты и цели, чтобы получить максимальную прибыль с наименьшими потерями. Дж. Кейнс, известный экономист и основатель кейнсианского направления в экономической теории однажды провозгласил тост за экономистов, делающих цивилизацию возможной. И это было очень точным высказыванием т.к. успешное распределение ресурсов увеличивает эту возможность, хоть и не является гарантом прогресса цивилизации. Смотреть на вещи с точки зрения экономиста - это означает систематизировать хорошо известные всем явления с помощью таких понятий, как спрос, альтернативная стоимость, предельный эффект и сравнительная выгода. Экономист знает реальный мир не лучше, а может быть и хуже инженеров, механиков, технологов и т.д. Зато экономисты знают, как различные могут быть вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет им лучше понимать то, что они видят, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей.  
     Так как экономика затрагивает практически все сферы, начинающий экономист имеет большой выбор в плане своей последующей деятельности:  
     1) В госучреждениях, которые занимаются решением основных экономических проблем 
     2) В любых предприятиях аграрной или промышленной отрасли 
     3) В образовательных учреждениях любого профиля при осуществлении преподавательской деятельности 
     4) В предприятиях и организациях, осуществляющих крупный, средний и малый бизнес 
     5) В финансовых организациях, к которым относятся налоговые органы, банки, социальные фонды, страховые агентства 
     6) В научно-исследовательских институтах 
Экономисты могут быть учеными-теоретиками, изучать экономику, как науку и вносить свой собственный вклад в её развитие. Но работа экономиста не заключается только в теоретических исследованиях. Следует сказать, что в основном экономисты именно практики. Их работа заключается в планировании, исследовании и руководстве хозяйственной деятельностью предприятий. Важность работы экономиста в организации сложно переоценить. Целью её является определение приоритетов, правильная их расстановка и получение, в результате, максимальной доходности, при сокращении затрат до минимума. Обязанностью этого специалиста является анализ работы предприятия в разрезе экономических показателей. Его главная задача – это повышение эффективности деятельности предприятия. С одной стороны, разнообразие профессиональной деятельности может показаться сложным. А с другой стороны – это дает людям с высшим экономическим образованием возможность выбрать свое направление деятельности и без ущерба для карьерных перспектив пробовать себя в том или ином направлении.

     Заключение 
     Таким образом, экономика играет главную роль не только в практической деятельности экономиста, но и затрагивает иные сферы деятельности людей, которые в той или иной степени зависят от экономических процессов.

 

     Список использованных источников: 
- Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. 
- Исаев О.Г. Экономика. – М.: Издательство Астрель, 2003.  
-   http://ru.wikipedia.org 
-   http://modern-econ.ru 
-   http://www.moeobrazovanie.ru 
       

 


Информация о работе Профессия экономист