Пути повышения эффективности мясного скотоводства в КЧР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 15:11, реферат

Краткое описание

Уровень развития сельскохозяйственного производства и его эффективность зависит от природных, экономических, экологических, социально-демографических, культурно-исторических и других условий деятельности сельских товаропроизводителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Финиш.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

УДК

к.э.н., доцент Арова О.З., аспирантка Шевхужева С.А, кафедра «Организация производства и предпринимательство в АПК», Аграрный институт СевКавГГТА

Аннотация – Дальнейшее развитие мясного комплекса в КЧР должно быть нацелено на устойчивое развитие, базирующееся на использование инновационных подходов. Предлагается организационно-экономический механизм внедрения инноваций, производственного кластера, агрохолдинга.

Ключевые  слова: КЧР, мясное скотоводство, устойчивость, инновационный центр, кластер, агрохолдинг, концепция развития.

 

Пути  повышения эффективности  мясного  скотоводства в КЧР

      Уровень развития  сельскохозяйственного   производства  и его эффективность зависит от природных, экономических, экологических, социально-демографических, культурно-исторических и других условий деятельности сельских товаропроизводителей. [3 ] 

      Карачаево-Черкесская   Республика  традиционно считается аграрным регионом, поскольку ведущим сектором экономики является сельское хозяйство. Специализируется по разведению мясного скота. Агропромышленный комплекс Карачаево-Черкесской Республики производит от Российского объема: зерна - 0,13 %, молока - 0,7 %, мяса - 0,16 % и яиц - 0,32 %.

      Валовой объем производства таких кормовых культур как зерно, зернобобовые, сено многолетних трав, зеленый корм и сенаж в 2010 году по сравнению с 2000 годом уменьшился до половины и вместе с тем, имеем существенный рост поголовья овец (в 3,6 раза), КРС – в 1,6, свиней – 1,5 раза. Соответственно наблюдается и рост производства основных продуктов животноводства в 1,6-1,7 раза. Увеличение производства продукции животноводства происходит экстенсивными методами. Это обуславливается наличием в КЧР естественных пастбищ, большая доля которых приходится на альпийские и субальпийские луга. По оценкам специалистов потенциал  республики позволит содержать до 700 тыс. гол. скота и 1,5 млн. овец, а валовой сбор зерна - довести до 300 тыс. т. В республике развито отгонное скотоводство, что обеспечивает сокращение затрат на производство мяса в 1,5-2 раза. Использование горных пастбищ позволяет получить среднесуточные приросты скота до 900гр. без дополнительного скармливания  им концентратов.

      Продуктивность  скота и птицы остается одним  из самых низких показателей по России. Так, надой молока на одну корову составила в среднем 2120кг в год (4500 кг по России), средняя масса туши говядины -110 кг, что меньше общероссийских в 2 раза.

      Интегральным  показателем развития любого производства и особенно в рыночных условиях является эффективность производства. Рентабельность производства мяса скота сельхозорганизациями в среднем за 2005-2010гг по России составила - -22%, по КЧР - -12%, мяса овец и коз – 15%, (КЧР – 5%),  шерсти - -60% (КЧР - -45%).

     В условиях Российской рыночной экономики, мы наблюдаем монополию перерабатывающих предприятий и торговых организаций на установление цен на аграрное сырье. Это приводит к невозможности ведения расширенного воспроизводства через прибыль. На рынках сельхозпродукции увеличиваются объемы импорта. При использовании импорта необходимо помнить, что деньги, потраченные на закупку продовольствия, навсегда изымаются из оборота. Главным действующим звеном в создании продукции сельскохозяйственного назначения является сельхозпредприятие. Следовательно, необходимо добиваться таких условий для сельхозпредприятий, которые позволили бы им максимально реализовать имеющийся потенциал через разработку научно обоснованных рекомендаций по улучшению эффективности функционирования предприятия и создания необходимой институциональной базы.

     Экономическая эффективность предпринимательской  деятельности в АПК, это увеличение рентабельности производства созданием  специфического организационно-технологического менеджмента, способного обеспечивать  на основе оптимально сбалансированного сочетания факторов производства, заданные в количественном и качественном отношении объемы продукции, за счет рационального использования природных, материально-технических и трудовых ресурсов на базе совершенствования и создания экологически безопасных технологий, продуктов. Экономический смысл эффективности заключается в том, что именно она является  источником расширенного воспроизводства. Интегральным показателем, характеризующим экономическую эффективность сельхозпроизводства, является устойчивость  развития сельхозпредприятия.

     В проекте «Государственная программа  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» основной акцент делается на переход к устойчивому развитию. Под устойчивостью предприятия следует понимать  равновесное сбалансированное состояние экономических ресурсов, которое обеспечивает стабильную прибыльность и нормальные условия для расширенного воспроизводства, устойчивого экономического роста в длительной перспективе с учетом внешних и внутренних факторов. В теории устойчивости выделяют социальную, экономическую и производственную устойчивости. Именно производственная устойчивость способствует возникновению, как экономической, так и социальной. [2]. Показатель устойчивого развития производства - 30% рентабельность. Для достижения такого высокого показателя эффективности необходимо совершенствовать организационно-экономические и технологические подходы. Наиболее подходящим формированием, способный решать поставленную задачу является агропромышленный кластер. Кластерная политика региональной власти – это система мероприятий по формированию и поддержанию устойчивой региональной партнерской сети в конкурентоспособных видах деятельности во имя сохранения и укрепления их позиций на  рынках. Цель усилий региональной власти в кластерной политике – обеспечить конкурентоспособность экономики, ее более высокую производительность ради роста реальных доходов и занятости жителей региона. Для совершенствования инноваций, их внедрения в практику, а также с целью обучения их применению необходим инновационный центр, в данном аспекте – инновационный центр содействия развитию мясного подкомплекса в АПК КЧР. Анализ показывает, что эффект сегрегации с другими подобными структурами с другими республиками СКФО, Ставропольским краем не оправдываются, так как для каждого региона имеются свои особенности (природно-климатические, организационные, экономические, технологические). На рис. 1. представлена организационно-структурная схема инновационного центра АПК КЧР, на рис. 2 - структурная схема агропромышленного производственного кластера.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       - управление линейное;

                       - партнерские связи

      Рис.1 Структурная схема инновационного центра АПК КЧР (авторская разработка)

      Концептуальная  модель развития инновационной инфраструктуры в агробизнесе, без чего нельзя сегодня добиться устойчивого развития отрасли,  предполагает системную интеграцию важнейших элементов производственной инфраструктуры и научно-технической сферы, что обеспечит устойчивый поток эффективных нововведений в агропромышленное производство и, в конечном итоге, будет способствовать свободному продвижению необходимых качественных инноваций к хозяйствующим субъектам и логичному переходу инновационной продукции на рынок.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      За 2006-2011гг в республику было завезено до 2,5 тыс. мясного скота абердин-ангусской и лимузинской пород, созданы новые племенные хозяйства по молочному скотоводству  (СПоК племрепродуктор «Зубр» - швицкая порода и ООО фирма «Хаммер» - симментальская порода). В результате использования этих мер подготовлена база для дальнейшего развития  молочного и мясного скотоводства интенсивными методами. Республиканские органы государственной власти должны выполнять функцию эффективного коммуникатора, лидера кластерной сети. В этой связи деятельность региональных администраций сводится к эффективному согласованию интересов всех участников регионального кластера, созданию условий и непосредственному объединению фрагментов региональной экономики вокруг ключевой конкурентоспособной деятельности, которым является развитие мясного комплекса в республике.

     В целях эффективной реализации региональных кластерных инициатив должна быть создана  система консультаций и услуг для предприятий-резидентов кластера. Данная система должна быть ориентирована, прежде всего, на предоставление маркетинговой поддержки компаниям, оказание информационных услуг в области регионального законодательства для предприятий и инвесторов, а также на экспертную поддержку развивающимся и вновь открывающимся фирмами. Эту функцию нужно возложить на СКГГТА, как организацию консультационной службы, разработку проекта единой информационной системы, призванной эффективно управлять звеньями кластера, а также получать консультационные услуги, конструировать животноводческие помещения для скота, используя разработки, выполненные учеными аграрного института и института строительства. Базой для этого могла бы послужить реанимация завода железобетонных изделий. 

      Модернизация  АПК республики предусматривает организацию производства с высоким уровнем добавочной стоимости на основе внедрения современных технологий и повышения экологической чистоты. Минсельхоз КЧР ориентирует агропредприятия на производство органического мраморного мяса [7]. Более 80% животноводческой продукции в КЧР производится домохозяйствами ( далее по тексту ХН), такое положение сохранится и в перспективе. На быстрый рост производства мяса в сельхозпредприятиях не приходится рассчитывать. В этой ситуации возникает объективная необходимость в разработке программы, предусматривающей эффективное использование ХН. Для организации производства на базе ХН, предлагается создать инфраструктуру, позволяющую разработать и передать им технологии производства мяса (разработка технологии кормления и содержания с учетом затрат, управление качеством), организовать консультации и предоставления необходимой информации и т.д. Нужно также подготовить соответствующую законодательную базу, регламентирующую взаимодействие между домохозяйствами и другими структурными подразделениями, организационно входящими в вновь создаваемую структуру. ХН нужно обеспечить круглогодичной работой,  дать возможность по своему усмотрению другие виды продукции. Для включения ХН в развитии мясного скотоводства предлагается создание  агрохолдинга. Структурно, кроме ХН, в нее также предлагается ввести ООО фирма «Хаммер», являющийся центром по разведению специализированного мясного скотоводства в КЧР, РАПП «Кавказ-мясо», (переработка и реализация мяса), аграрный институт СКГГТА (разработка  программы племенной работы,  формирование соответствующей технологической культуры, организации консультационного обслуживания, организации маркетинговой службы и сбыта мяса). Важную роль при организации такого рода агрохолдинга играет планирование, ибо очень важно организовать ритмичную работу комбината, при этом план нужно доводить до многих реципиентов. Управление в агрохолдинге желательно организовать по форме акционерных обществ открытого типа. Предусматривается  интеграция домохозяйств  в более крупные производственные объединения (кооперативы, фермерские хозяйства). Реализация этого проекта позволит создать в течение года более 7, 5 тыс. дополнительных рабочих мест и обеспечит ежегодное поступление в бюджеты всех уровней более 1,6 млрд. рублей.

      Таким образом, предложенная программа имеет как производственную, социальную, так и экономическую эффективности, предлагает механизм организации агропромышленного кластера в КЧР, способного внедрять в производство законченные инновационные проекты, использовать агрохолдинг,  как организационно-экономический механизм, способствующий интегрировать интересы различных производственных групп. 

      Список  использованной литературы:

  1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (проект)
  2. Арова О.З., Джемакулова М.К-г., Шевхужева Л.А. Пути повышения эффективности деятельности предпринимательских структур в АПК (авторские с. 152-174) / Экономическая эффективность аграрного предпринимательства: Коллективная монография / под общей ред. к.э.н., доцента Белкиной Е.Н. и к.э.н. Айдиновой А.Т. - Ставрополь, ООО «Издательско-информационный центр «Фабула»», 2011. – 392с
  3. Топсахалова Ф.М-Г. Сельскохозяйственное производство Карачаево-Черкесской республики /Ф. М-Г. Топсахалова/ Экономист, 2009 №2 –С.69-79
  4. Официальный сайт Федеральной службы статистики РФ по состоянию на 7.03.2012 - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
  5. Официальный сайт Федеральной службы статистики КЧР по состоянию на 7.03.2012 - http://kchrstat.gks.ru/default.aspx
  6. Концептуальные предложения по изменению ситуации на Северном Кавказе (в КЧР) - http://www.protown.ru/russia/obl/articles/7558.html.

Информация о работе Пути повышения эффективности мясного скотоводства в КЧР