Развитие государственно-частного партнерства в условиях инновационной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 17:17, реферат

Краткое описание

В настоящее время в рамках экономической глобализации усиливается тенденция к активизации отношений между государством и частным бизнесом в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности.
Реализация курса на инновационное развитие страны и преодоление тенденций разрушения научно-производственного потенциала требует от России серьезного наращивания инвестиционной активности.

Вложенные файлы: 1 файл

РФ Развитие государственно-частного партнерства в условиях инновационной экономики.docx

— 22.74 Кб (Скачать файл)

Развитие государственно-частного партнерства в условиях инновационной экономики

В настоящее время в рамках экономической глобализации усиливается тенденция к активизации отношений между государством и частным бизнесом в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности.

Реализация курса на инновационное развитие страны и преодоление тенденций разрушения научно-производственного потенциала требует от России серьезного наращивания инвестиционной активности.

В современных условиях важным является рациональный выбор сферы приложения высоких технологий и приоритетного их развития.

С учетом сложившихся обстоятельств и мировых тенденций в настоящее время в России развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности, как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.

ГЧП представляет собой юридически закрепленную форму взаимодействия между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, оказываемых государственными и муниципальными органами, учреждениями и предприятиями в целях реализации общественно-значимых проектов в широком спектре видов экономической деятельности.1

Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. При этом рациональное использование государственного капитала является необходимым условием удовлетворительной динамики как развитой, так и развивающейся рыночной экономики. С другой стороны, именно частное предпринимательство отличает мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Использовать преимущества обеих форм собственности без глубоких социальных перемен и потрясений как раз и оказывается возможным в рамках разнообразных форм и методов государственно-частного партнерства. В настоящее время, при непосредственном участии бизнеса, в России создан достаточно обширный спектр институтов развития и форм ГЧП: торгово-промышленные палаты, особые экономические зоны, технопарки, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО «Российская венчурная компания» и т.д. Задача развития ГЧП может быть успешно решена не только за счет эффективного взаимодействия власти и бизнеса, но и при активном участии в инвестиционном процессе институтов развития, финансовых организаций, в том числе международных.

Решающее значение для успешного проведения актуальных реформ модернизации экономики придаётся совершенствованию системы регулирования и поддержки ГЧП. Во многом это связано с созданием отлаженной системы международного и межрегионального информационного обмена, накопления и реализации знаний по проблемам ГЧП, а также с высокими темпами улучшения состояния инфраструктуры по стране в целом.

Развитие профессионального образования и обучения сегодня должно строиться на основе эффективного партнерства государства и бизнеса. Плюсы такого сотрудничества - это единые стандарты обучения и дополнительная финансовая поддержка, с одной стороны, и знания, максимально приближенные к запросам бизнеса, - с другой.2

Таким образом, государство получит развитый конкурентный рынок образовательных услуг, бизнес сможет влиять на качество подготовки специалистов, а учебные учреждения - привлекать дополнительное финансирование и реализовывать инновационные образовательные программы.

ГЧП в образовании позволит обеспечить для государственной системы образования:

    • развитие рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг;
    • апробирование применения новых для образовательных структур организационно-правовых форм альянса с бизнесом;
    • выработку предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы реформирования профессиональной школы;
    • тиражирование передового опыта;
    • отработку механизмов многоканального финансирования;
    • апробацию и широкое внедрение механизмов взаимодействия вуза и работодателей;
    • совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности (отработка содержания и методик администрирования, подготовки и повышения квалификации управленческих специалистов).

Инвестор в свою очередь получит возможность:

  • участвовать в учебно-научной и управленческой деятельности учебного заведения в соответствии с передовым международным опытом с позиций конечного потребителя результатов труда учебного заведения и инвестора;
  • создавать и совершенствовать образовательные стандарты, учебные планы и программы, подготавливать высококвалифицированные кадры с учетом потребностей рынка труда;
  • создавать и развивать на базе учебных учреждений образовательно-производственно-технологические инфраструктуры для обеспечения инновационной деятельности компаний;
  • привлекать студентов и профессорско-преподавательский состав к выполнению в процессе обучения научно-исследовательских работ и к подготовке проектов под решение проблем конкретного бизнеса.

Образовательные учреждения смогут:

  • создавать дополнительные возможности для многоканального финансирования и процесса развития материально-технической базы учебного заведения;
  • создавать новую модель интегрированного образовательного комплекса (качественный менеджмент, новая инфраструктура, технологии и направления подготовки студентов и преподавателей);
  • разрабатывать новые модели учебно-научной, производственной и институциональной интеграции;
  • повышать финансовую обеспеченность научных исследований ученых, преподавателей и студентов образовательного учреждения;
  • развивать конкурентоспособный рынок образовательных услуг.

В заключении можно выделить следующие приоритетные направления для развития ГЧП в России:

  • формирование благоприятных условий развития ГЧП;
  • усиление нормативно-правового обеспечения ГЧП;
  • усиление эффективной государственной поддержки и гарантий цивилизованному бизнесу;
  • обеспечение государственной поддержки в реализации инновационно-инвестиционных проектов;
  • создание единого государственного органа по вопросам ГЧП;
  • развитие эффективной инфраструктуры ГЧП;
  • более тщательная проработка проектов с обеих сторон с участием общественности и институтов рынка;
  • развитие института благотворительности;
  • усиление функции торгово-промышленных палат и поддержка их взаимодействия с торгово-промышленными палатами зарубежных стран.

Таким образом, на темпы развития проектов ГЧП оказывает влияние общая экономическая и политическая ситуация в стране. Экономический рост последних лет, политическая стабильность, повышение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитие законодательной базы в стране, рост благосостояния населения создают в целом благоприятную среду для расширения практики ГЧП, которое становится одним из значимых институтов многосекторной экономики смешенного типа в России. Большой оптимизм в осуществлении программы инновационно-инвестиционного развития страны в формате ГЧП придает выступление Президента РФ Д.А. Медведева на Президиуме Госсовета России 27 марта 2008 года: «Малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса», а вы знаете те задачи, которые мы сами для себя сформулировали, с которыми некоторое время назад выступил В.В. Путин, - чтобы к 2020 году численность малого бизнеса составляла 60-70% от населения нашей страны в среднем. Кроме того, развитие малого бизнеса - это один из решающих факторов инновационного обновления. Обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности.3

 

1 Дерябина, М. Государственно-частное партнерство: теория и практика. 29 Апрель, 2010. – Режим доступа: http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html. - свободный.

2 Воротников, А.М. О развитии государственно-частного партнерства в российских регионах // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2 (43), Июль 2010.

3 Калашникова, Е. Развитие государственно-частного партнерства в России. Доклад на конференции «Благотворительность - лучшие традиции российского общества» // ДелоРус и Александро-Невская Семья . - 17.02.2009

 

 


Информация о работе Развитие государственно-частного партнерства в условиях инновационной экономики