Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 04:08, реферат
Региональный бизнес естественно создается, основываясь на географические, политические, экономические и другие аспекты. Взяв за основу экономику Красноярского края, можно утверждать, что малому бизнесу «есть, где развернуться». Это обширная территория края, его высокий природно-ресурсный потенциал, а так же поддержка в развитии малого бизнеса местными органами управления. Стоит отметить, что многие ведущие отрасли современной экономики начинают свое развитие именно через малый бизнес, который оперативно реагирует на запросы локальных рынков и предлагает продукцию высокой степени обработки, ориентируясь на внутренний спрос. Не стоит забывать о быстром развитии научно-технического прогресса, вследствие, которого и возрастают потребности потребителей.
Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края 4
2. Сущность малого бизнеса 7
3. Факторы развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края 10
4. Современное состояние малого бизнеса в Красноярском крае 14
5. Меры государственной поддержки 16
Заключение 18
Библиографический список 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева»
(СибГАУ)
Заочное отделение Института непрерывного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Региональная экономика
на тему:
Развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края: сущность, факторы, современное состояние, меры государственной поддержки.
БЭЗУ 14-01
Руководитель:
канд. эконом. наук, Цветцых А.В
Дата сдачи: «_____»________20___г.
Дата защиты: «____»_________20__г.
Оценка:__________________
Красноярск 2015 г.
Содержание
Введение 3
1. Развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края 4
2. Сущность малого бизнеса 7
3. Факторы
развитие малого бизнеса в
экономике Красноярского края
4. Современное состояние малого бизнеса в Красноярском крае 14
5. Меры государственной поддержки 16
Заключение 18
Библиографический список 19
Введение
Малый бизнес в России постепенно, но развивается. Набирает обороты, завоевывает свое место в структуре экономики и является органической ее частью. Рассмотрим структуру малого бизнеса на примере Красноярского края. Выявим его сущность, факторы и современное состояние. А так же рассмотрим меры государственной поддержки регионального предпринимательства. Малый бизнес является основным звеном рыночной системы страны. Осуществляя самостоятельную деятельность, он влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, обеспечивает регион не только выпускаемой продукцией, но и рабочими местами, то есть увеличивает занятость населения, а так же путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Значит, решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. В нашей стране и других экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Так если малый бизнес играет не последнею роль в современном обществе, то с уверенностью можно сказать, что данная тема является актуальной для рассмотрения и анализа.
Региональный бизнес естественно создается, основываясь на географические, политические, экономические и другие аспекты. Взяв за основу экономику Красноярского края, можно утверждать, что малому бизнесу «есть, где развернуться». Это обширная территория края, его высокий природно-ресурсный потенциал, а так же поддержка в развитии малого бизнеса местными органами управления. Стоит отметить, что многие ведущие отрасли современной экономики начинают свое развитие именно через малый бизнес, который оперативно реагирует на запросы локальных рынков и предлагает продукцию высокой степени обработки, ориентируясь на внутренний спрос. Не стоит забывать о быстром развитии научно-технического прогресса, вследствие, которого и возрастают потребности потребителей. Поэтому и малому бизнесу есть, куда расти и развиваться.
1. Развитие малого бизнеса в экономике Красноярского края
Малое предпринимательство играет особую роль в социально-экономическом развитии муниципального образования. Его становления и развитию способствовали осуществляемые в нашей стране экономические реформы. Малый бизнес способен компенсировать сокращение рабочих мест на крупных предприятиях и предоставлять новые, позволяет наиболее эффективно удовлетворять, зачастую очень быстро изменяющийся внутренний спрос населения на разнообразные товары и услуги, сдерживая инфляцию. А также выплачивая налоги, обеспечить поступления в бюджеты всех уровней. Малые предприятия дополняют деятельность крупных и средних предприятий, ориентирующихся, на наиболее масштабные и емкие рынки сбыта, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывая, местные условия. Именно поэтому особая роль и отводится малому бизнесу, учитывая современные экономические условия, связанные с кризисными явлениями, а поддержка предпринимательства занимает важное место в комплексе антикризисных мер Правительства РФ.
Россия характерна социально-экономической неоднородностью своих регионов, что приводит к сильной территориальной дифференциации в уровне развития малого предпринимательства. На современном этапе Красноярский край представляет собой территорию с выгодным географическим положением, развитыми промышленным, научно-образовательным и историко-культурным комплексами. В связи с этим малое предпринимательство является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития региона. Создание эффективной системы поддержки малого бизнеса должно опираться на статистический анализ и прогнозирование динамики важнейших индикаторов развития этого сектора экономики в отдельных регионах и федеральных округах, на статистическое оценивание происходящих структурных сдвигов и изменений в малом предпринимательстве. Поэтому является актуальной задача статистического анализа развития малого предпринимательства в Красноярском крае с целью получения прогноза на будущее.
Чтобы увидеть более точную картину развития малого бизнеса в Красноярском крае, стоит начать рассматривать тенденцию роста с начала 2000 гг., где количество малых предприятий составляло около 300 организаций на 100 тыс. человек населения края. На период финансового кризиса рост малого бизнеса естественно снизил темпы своего развития, но после окончания возобновил темпы роста, и после 2007 г. количество предприятий на 100 тыс. человек переросло за 500 предприятий. Но и не стоит забывать про тот фактор, что и прирост населения за эти годы тоже существенно вырос. За период 2008-2009 гг. количество малых предприятий в Красноярском крае имели стабильные показатели и значительные уменьшения или увеличения не наблюдались. Возможно это явление было связанно с финансовым кризисом того самого периода. [2]
Если же подробно рассмотреть последние данные официальной статистики распределения индивидуальных предпринимателей Красноярского края по видам экономической деятельности, то сможем наблюдать такую картину.[4]
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Всего |
80607 |
84324 |
85022 |
72883 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2965 |
3371 |
3291 |
2997 |
рыболовство, рыбоводство |
213 |
201 |
193 |
164 |
добыча полезных ископаемых |
8 |
8 |
7 |
8 |
обрабатывающие производства |
4765 |
5004 |
5011 |
4290 |
из них: |
||||
производство пищевых продуктов, включая
напитки, |
657 |
718 |
693 |
633 |
текстильное и швейное производство |
1131 |
1124 |
1073 |
808 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
29 |
32 |
34 |
26 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
843 |
874 |
883 |
753 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская |
306 |
312 |
318 |
270 |
производство кокса и нефтепродуктов |
1 |
1 |
1 |
1 |
химическое производство |
25 |
32 |
31 |
23 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
83 |
80 |
81 |
64 |
производство прочих неметаллических
минеральных |
201 |
218 |
235 |
201 |
металлургическое производство и производство |
417 |
432 |
458 |
426 |
производство машин и оборудования |
162 |
204 |
188 |
186 |
производство электрооборудования, электронного |
198 |
199 |
208 |
193 |
производство транспортных средств и оборудования |
12 |
14 |
15 |
12 |
прочие производства |
700 |
764 |
793 |
694 |
производство и распределение
электроэнергии, |
53 |
51 |
57 |
55 |
строительство |
2046 |
2344 |
2612 |
2306 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
46005 |
46042 |
45836 |
39725 |
в том числе: |
||||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт |
3409 |
3482 |
3531 |
3069 |
оптовая торговля, включая торговлю через
агентов, |
3600 |
3609 |
3653 |
3142 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
38996 |
38951 |
38652 |
33514 |
гостиницы и рестораны |
1569 |
1640 |
1720 |
1611 |
транспорт и связь |
7194 |
9272 |
9488 |
7423 |
из них: |
||||
связь |
285 |
303 |
298 |
246 |
финансовая деятельность |
393 |
413 |
433 |
348 |
операции с недвижимым
имуществом, аренда |
8921 |
9489 |
9874 |
8621 |
из них: |
||||
научные исследования и разработки |
25 |
31 |
26 |
18 |
государственное
управление и обеспечение военной |
2 |
4 |
4 |
- |
образование |
605 |
617 |
655 |
541 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
508 |
529 |
586 |
540 |
предоставление прочих коммунальных, |
5320 |
5302 |
5225 |
4228 |
из них: |
||||
деятельность по организации отдыха
и развлечений, |
696 |
734 |
758 |
691 |
предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства |
33 |
30 |
30 |
24 |
Проанализировав данные таблицы, можно сделать определенные выводы. Что ведущими отраслями малого бизнеса являются розничная торговля товаров, оптовая и розничная торговля продовольствий; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. Наименьшее количество предприятий государственного управления и обеспечения военной безопасности, социальное страхование, а в конце 2013 года они совсем ушли с малого бизнеса Красноярского края. Постоянным и единственным производителем кокса и нефтепродуктов в крае является компания «Алтея». Пик максимального количества малых предприятий пришлись на 2011-2012 г. А в 2013 индивидуальных предпринимателей стало значительно меньше, даже по сравнению с 2010 г., когда показатели не были особо высокими.
2. Сущность малого бизнеса
Малое предпринимательство один из ведущих секторов который определяет темпы экономического роста страны, состояние занятости населения, качество и структуру валового национального продукта. Развитие малого бизнеса во многом зависит от политики внутренней и внешней политики государства. Также способствует формированию гибкой смешанной экономики, созданию адекватной модели хозяйства, что способствует развитию конкурентного рынка.[5] Что же такое малое предприятие и в чем его сущность. Малое предприятие – это небольшая фирма, управляющим которой является независимый владелец. Также эта фирма не занимает доминирующую позицию на рынке в своей отросли. Отвечает определенным нормам закона, критериям по числу работников, которые работают на фирме за отчетный период и доходу, который она получает.
Основной перечень показателей и критериев, по которым предприятие можно отнести к субъекту малого бизнеса:
1. Численность работников
2. Размер уставного капитала
3. Величина активов
4. Величина оборота (прибыль, доход)
24 июля 2007г.
был принят Федеральный закон
Российской Федерации. N 209-ФЗ "О
развитии малого и среднего
предпринимательства в
Из первой статьи становится понятно, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. (Статья 1N 209-ФЗ)
Так же для определения сущности малого бизнеса стоит ознакомиться с его основными понятиями. (Статья 3 N 209-ФЗ)
1) субъекты
малого и среднего
2) федеральные
программы развития субъектов
малого и среднего
3) региональные
программы развития субъектов
малого и среднего
4) муниципальные
программы развития субъектов
малого и среднего
5) поддержка
субъектов малого и среднего
предпринимательства (далее также -
поддержка) - деятельность органов
государственной власти