Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа
Основная содержательная цель исследования состоит в разработке теоретико-методологической базы государственной поддержки, развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие основные задачи:
- характеристика государственного регулирования экономики Казахстана;
- разработка схемы комплексной организации финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
- выработка предложений по дальнейшему совершенствованию взаимоотношений финансово-кредитной системы с субъектами малого и среднего бизнеса, позволяющих более эффективно решать вопросы кредитования малого бизнеса, а также вовлекать в эти процессы дополнительные и альтернативные источника финансирования.
Введение
Первое десятилетие экономических преобразований в странах, сбросивших давление командно-административной системы управления, стало для них началом нового политэкономического обустройства в векторе мирового развития.
Радикальные и в целом последовательные рыночные преобразования в Республике Казахстан, как и во многих странах постсоветского пространства, позволили создать государство с динамично развивающейся рыночной экономикой, достичь стабильного роста ВВП, приемлемого уровня инфляции и относительной устойчивости обменного курса.
Банковские кредиты предоставляются на чрезмерно жестких условиях, что побуждает крупных отечественных промышленников обращаться за заемными ресурсами и консультациями к иностранным банкам, а предпринимателей среднего и малого звена - привлекать кредиты лишь, в крайнем случае. Банки не стремятся оказывать своим клиентам консалтинговые услуги в реструктуризации с целью повышения их кредитоспособности. Они в большей мере работают над поиском прибыльных проектов, тогда как их интересы зависят от экономической эффективности заемщиков.
Заемщики, в свою очередь,
не всегда соблюдают целевое и
эффективное использование
Следует учитывать, что решение задач, поставленных Стратегией развития «Казахстан - 2030», достижение устойчивого развития экономики в значительной мере предопределены годом реализации Программы индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года, программой развития села, что в свою очередь требует преобразования накопленных сбережений в инновации. Для этого необходимы инструменты свободного перелива капитала в перспективные отрасли, обеспечивающие экономическую защищенность инвестиций.
Представленная характеристика определяет социально-экономическую значимость финансов в устойчивом развитии национальной экономики и обусловливает необходимость теоретического осмысления закономерностей, проблем и перспектив его развития.
Несмотря на множество исследований, связанных с общественным воспроизводством, многие теоретические и методологические проблемы рыночной экономики в странах постсоветского пространства слабо изучены. В первую очередь это касается проблемы национального капитала.
Актуальностью дипломной работы является объективная необходимость в функционировании финансово- хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Цель и задачи. Основная содержательная цель исследования состоит в разработке теоретико-методологической базы государственной поддержки, развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие основные задачи:
- характеристика
- разработка схемы
комплексной организации
- выработка предложений
по дальнейшему
Предметом исследования
являются экономические отношения,
возникающие в процессе взаимодействия
отдельных звеньев финансово-
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых-экономистов и зарубежных исследователей, законодательные и нормативные акты Республики Казахстан.
Информационной базой исследования явились материалы Агентства Республики Казахстан по статистике. Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса. Министерства иностранных дел, Национального банка Республики Казахстан, отдельных банков второго уровня, субъектов малого бизнеса, а также материалы, опубликованные в официальных периодических изданиях.
В процессе исследования были использованы методы системного анализа, экономико-статистическая обработка информации, сравнения, обобщения, компьютерное программирование.
1. Теоретические аспекты развития малого и среднего бизнеса
1.1 Сущность и принципы развития малого и среднего бизнеса
Государственное регулирование предпринимательства призвано создать наиболее благоприятные условия для функционирования и повышения социально-экономической эффективности данного сектора экономики. Малое предпринимательство -- достаточно многогранное и сложное экономическое явление. Рассмотрим сначала тенденции развития малого предпринимательства, а затем систему государственного регулирования в этой области.
Понятие малого предпринимательства.
Предпринимательство - это особая инновационная
форма производства, которая в
соответствующих исторических и
социально-экономических
Создание новой экономической системы вызвало необходимость решения вопроса об оптимальном соотношении различных по масштабам производственно-коммерческой деятельности субъектов предпринимательства -- малых, средних, крупных (корпоративных) предприятий.
Выделяют количественный, качественней и комбинированный (экономический) подходы к определению малого и среднего предприятия.
При количественном подходе
для выделения малых
Качественный подход предусматривает использование следующих критериев: относительно небольшое число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау); сравнительно ограниченные ресурсы и мощности; организация хозяйственной деятельности на рисковой и инновационной основе, на полной экономической ответственности, на персонифицированном и гибком управлении. В соответствии с качественным подходом малое предприятие рассматривается не как уменьшенный вариант большой компании, а как организация, деятельность которой качественно отличается от деятельности крупных компаний высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой способностью к внедрению инноваций (в широком смысле), постоянным развитием, адаптируемостью к изменениям и др.
Комбинированный (экономический) подход основан на выделении таких признаков, как небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара; правовая независимость -- собственник сам контролирует свой бизнес; персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвует во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений.
Для различных целей и задач правомерно использование разных подходов. В экономической литературе и на практике малое предпринимательство выделяется преимущественно на основе количественных показателей.
Малое предпринимательство -- наиболее гибкая форма деловой жизни. Именно в этом секторе экономики создается основная масса идей, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса; тем самым крупное производство дополняется возможностями малого предпринимательства. Являясь производителями и потребителями товаров, малые предприятия (МП) имеют возможность чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
С другой стороны, малое предпринимательство в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры. Поэтому возникает необходимость выравнивания различия в объективных возможностях крупных и мелких предприятий путем соответствующих регуляторов.
МП вынуждены вести
Существенно и то, что неизбежная реструктуризация экономики объективно ведет к тому, что все большее число граждан вынуждено заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. В этих условиях поддержка со стороны государства неизбежна и разумна, так как сектор малого предпринимательства будет создавать новые рабочие места, обеспечит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малого и среднего предпринимательства способствует изменению психологии иждивенчества по отношению к государству и снимает с него ряд серьезных забот.
Дальнейшее проведение экономических реформ, становление рыночных отношений во многом зависят от развития МП, которые являются необходимым условием и слагаемым социально ориентированной конкурентной экономики. Без массового развития МП нельзя создать имманентную рыночному хозяйству многоукладную экономику, обеспечить многообразие и равноправие форм собственности и хозяйствования.
Малое и среднее предпринимательство в Казахстане развивается при слабой государственной поддержке, недостаточной правовой защите, чрезмерно высоких налогах и дорогих кредитах, отсутствии ясной и целенаправленной промышленной политики. Эффективной деятельности МП мешают бюрократизм и взяточничество многих чиновников, а также незавершенность процесса формирования многообразия форм хозяйствования. Указанные недостатки усиливаются размытостью прав собственности, несовершенством законов, нормативов и правовых актов, регулирующих предпринимательство в РК.
Кризисные явления осени 1998г. нанесли серьезный урон развитию малого бизнеса, его рыночным позициям, по существу, отодвинув этот сектор хозяйствования к рубежам 4--5-летней давности. Кризис также показал, что, хотя реформы формально создали сектор малого предпринимательства, тем не менее, государством пока не обеспечены достаточные условия для его стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности.
1.2 Важнейшие направления
- формирование инфраструктуры
поддержки и развития малого
и среднего
- создание льготных условий использования субъектами малого и среднего предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного
- поддержка внешнеэкономической
деятельности субъектов малого
и среднего
- организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
К настоящему времени в РК сложились и функционируют системы налогообложения малых и средних предприятий.
Общеустановленная система, при которой
малые предприятия и
помимо общих специальные льготы. Так,
по налогу на прибыль при определенных
условиях они пользуются «налоговыми
каникулами», а по НДС с -- необлагаемым
минимумом. Упрощенная система налогообложения
в форме единого налога на доход или выручку
малых предприятий. Единый налог на вмененный
доход для определенных видов деятельности.
Объектом налога здесь выступает потенциально
возможный доход (вмененный доход), исчисленный
на единицу физического показателя, который
корректируется повышающими (понижающими)
коэффициентами.
Были также приняты
программы поддержки малого и
среднего предпринимательства: «Программа
государственной поддержки