Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:53, творческая работа
Становление малого и среднего бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.
Сейчас, по истечении более 20 лет суверенного Казахстана, развитие экономики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский Национальный Университет имени Л.Н.Гумилева
Экономический факультет.
Творческая работа
Анализ стратегии “Казахстан 2050”.
“Развитие малого и среднего бизнеса”
Выполнили: Дюсенбаев Алмас,
Насыр Бахтиар,
Куттыгали Диас.
Группа: Э-22.
Становление малого и среднего бизнеса в Республике с первых дней экономических реформ является одним из приоритетов экономической политики государства. Предпринимательский класс выступает неотъемлемым атрибутом рыночной экономики, самостоятельным субъектом экономических отношений. Большая часть предпринимателей относится к так называемому среднему классу, который обеспечивает устойчивость не только экономики государства, базирующейся на рыночной системе хозяйствования, но и оказывает влияние на политические процессы в обществе, не допуская отхода от либеральных и рыночных ценностей.
Сейчас, по истечении более 20 лет суверенного Казахстана, развитие экономики и вместе с ней развитие малого предпринимательства можно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.
Первый этап - либерализация цен (1991-1992 гг.). Первые субъекты рыночной экономики - малые предприятия - появились в период либерализации в сфере торговли и услуг, то есть там, где был быстрый оборот денег. Крупные предприятия сразу обзавелись многочисленными малыми предприятиями по сбыту своей продукции, ремонту, обслуживанию основных и вспомогательных производств.
Второй этап — жесткая монетарная и реструкционная фискальная политика государства (1993-1995 гг.). На этом этапе для достижения макроэкономической стабилизации в стране упразднялись налоговые льготы, стимулирующие производственную деятельность. Упразднение налоговых льгот, направленных на стимулирование производственной деятельности и развитие малого и среднего предпринимательства.
Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла некоторая макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был принят Указ президента Республики Казахстан от 6. 03. 1997 г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства».
Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. В соответствие с этой программой, основными источниками финансирования проектов малого и среднего предпринимательства являются Государственный фонд содействия занятости, банки второго уровня, средства местных бюджетов, а также средства кредитных линий Азиатского Банка Развития и Европейского Банка Реконструкции и Развития.
Как было уже сказано развитие малого и среднего бизнеса является неотъемлемой частью развития и становления экономики Республики Казахстан. В соответствии с этим, нашим правительством страны было решено сделать одним из приоритетов стратегии “Казахстан 2050” развитие МСБ.
Значение малого и среднего
предпринимательства в экономике крупных
мировых держав огромно, именно оно является
основой для формирования среднего класса,
который всегда был базой для стабильного
экономического и социального развития.
Достаточно сказать, что в европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий. В США малый бизнес начал развиваться в эпоху Великой Депрессии, это развитие в немалой степени способствовало преодолению острого экономического кризиса. В Испании в 70-е годы начав формироваться, малый бизнес практически спас страну от безработицы и способствовал общему подъему экономики. Более 50% вновь создаваемых рабочих мест во Франции приходится именно, на долю малого бизнеса.
Как видим развитие малого предпринимательства играет огромную роль в стабильном экономическом развитии государства. В Казахстане развитию малого предпринимательства отводиться особая роль. Озвучивая содержание “Стратегии “Казахстан-2050” Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев заявил:”Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое. Во-первых, мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу”.
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства растет в нашей стране год от года. Об этом лучше всего свидетельствуют статистические данные.
Увеличивается и количество рабочих мест создаваемых субъектами малого и среднего бизнеса.
Но, к сожалению, существуют и проблемы препятствующие развитию предпринимательства. На сегодняшний день они выглядят следующим образом:
Всемирный банк проводит ежегодное исследование (Doing Business Report) в котором на основе 10 индикаторов оценивается простота ведения бизнеса в 183 странах. В число индикаторов входят: сложностью создания предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе энергоснабжения, регистрация собственности, налогообложение и.т.д.
На основе полученных данных каждой стране присваивается определенный рейтинг. В 2013 году Казахстан занял 49 место по сравнению с 56 местом в 2012 году, то есть буквально за один год наша страна поднялась сразу на 7 позиций.
Для сравнения в 2007 году мы занимали 80 место, в 2010 году 63. Анализ показывает, что по 7 из 10 основных индикаторов условий для ведения и создания предприятий малого и среднего бизнеса, Казахстан опережает средний показатель по региону Восточной Европы и Центральной Азии.
Прогресс идет быстрыми темпами, и условия ведения бизнеса в Казахстане улучшаются с каждым годом. Понятно, что многим хотелось бы ещё быстрых перемен и улучшений, но развитие и эволюция имеют свои законы. Довольно важным аспектом развития малого бизнеса является благоприятный налоговый климат Казахстана (13-е место), на фоне других постсоветских странам он является гораздо более мягким и щадящим.
Необходимо сказать, что в условиях острой внутренней и внешней конкуренции эффективное развитие малого и среднего бизнеса практически невозможно без государственной поддержки. Подобные программы существуют во многих странах мира и наша страна не исключение.
В 1997 году был создан Фонд развития предпринимательства “Даму”. Основной задачей его создания была эффективная реализация государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в Казахстане. В 2011 году при Министерстве экономического развития и торговли Республики Казахстан, был создан Комитет развития предпринимательства. За годы деятельности Фонда “Даму” было реализовано немало программ помощи предпринимателям.
Стратегия развития АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» на 2012-2022 годы разработана с учетом основных направлений государственной политики в индустриально-инновационной, социально-экономической и иных сферах по направлениям деятельности Фонда «Даму» и определяет его миссию, видение, стратегические направления, цели и задачи на 10-летний период.
В настоящее время Фондом реализуется 15 государственных программ непосредственной финансовой поддержки частного предпринимательства, и 11 консультативных программ направленных на обучение и подготовку предпринимателей. В качестве примера, с 2009 г. начата реализация программ повышения компетенции предпринимателей: Программа «Бизнес-Советник», начали открываться Центры поддержки предпринимательства, запущен Бизнес-портал, открыт Саll-центр, готовятся информационно-аналитические материалы.
В целях реализации послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 01.02.2010 г. и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года, была разработана комплексная Программа развития предпринимательства «Дорожная карта бизнеса 2020».
Основной целью программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики страны, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Реализация программы осуществляется
по четырем направлениям:
1) Поддержка новых бизнес - инициатив.
2) Оздоровление предпринимательского
сектора.
3) Снижение валютных рисков для предпринимателей.
4) Усиление предпринимательского потенциала.
Правительству следует акцентировать внимание не только на развитие предпринимательства, но и на решение проблем с которыми постоянно сталкиваются предприниматели. Создавая условия для малого и среднего бизнеса нельзя забывать и о постоянной поддержке со стороны государства. Конечно же и не стоит забывать о интересах страны и населения. Правительство должно умело лоббировать как своими интересами, так и интересами предпринимателей, не создавая причины ухудшения взаимоотношения между государством и частниками.