Развитие международной торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика отросль.docx

— 25.37 Кб (Скачать файл)
  1. Развитие международной торговли России

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении  к Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению  России к ГАТТ, преобразованная после  учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации  к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

На современном этапе  в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель  Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС – как один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. – Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Согласно установленным  процедурам переговоры по системным  вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных  заседаниях РГ, переговорах по сельскому  хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях  с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и  услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших  партнеров.

Основой для проведения переговоров  являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения  российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям.

1. Переговоры по тарифным  вопросам. Их цель – определение  максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин  по всей Товарной номенклатуре  внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО. К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры. В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.

 

Уровень таможенной защиты сельского  хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет  право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2–2,5% годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты. Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1%, конечный уровень – 7,6%, уровень в настоящее время – 10,0% (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8%, 11,5% и 12,9%.

2. Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике. Помимо обсуждения  тарифных аспектов, эти переговоры  охватывают вопросы допустимых  объемов внутренней господдержки  аграрного сектора (AMS) в рамках  так называемой «желтой» корзины  (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных  субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер. 22 апреля 2008 г. состоялась очередная многосторонняя встреча по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001–2003, 2004–2006 гг.

3. Переговоры по доступу  на рынок услуг имеют своей  целью согласование условий доступа  иностранных услуг и поставщиков  услуг на российский рынок.  К настоящему времени переговоры  со всеми заинтересованными членами РГ завершены.

4. Переговоры по системным  вопросам посвящены определению  мер, которые Россия должна  будет предпринять в области  законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте  присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению к  ВТО проводится с представителями  российских деловых кругов. Начиная  с 2000 года, представители Минэкономразвития  России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные  встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.

 

На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий  присоединения России к ВТО. Некоторые  из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития  России. Из общего числа исследований можно выделить несколько работ: «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета РАН, 2002 г.; «Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО» Государственного Университета – Высшей Школы Экономики, 2003 г.; «Анализ и оценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации к ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007 г.

Общие выводы независимых  экспертов показывают, что системных  проблем присоединение к ВТО  не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной  перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных  уже сейчас. Однако влияние этого  фактора на темпы роста экономики  в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто  не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как  изменения валютных курсов, состояние  мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо  в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что  в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет  оказывать безусловное положительное  воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию  на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для  проведения внутренней политики в сфере  регулирования внешней торговли.

2. Развитие интеграционных процессов в торговле

На смену разъединительным и обособленческим настроениям приходит вполне осознанное стремление к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках общей организационной формы.

Формирование интегрированных  торговых систем позволяет объединить гибкость рыночной организации торговой деятельности с эффектом централизованного  руководства, высокий потенциал  частной инициативы с преимуществами крупной коммерческой структуры.

Внутри отрасли сформировались мощные побуждающие к интеграции мотивы, решающим из которых является усиление конкуренции как со стороны зарубежных поставщиков услуг, так и между отечественными предпринимателями.

Анализ современных тенденций  развития интеграционных процессов  на потребительском рынке страны показывает, что это движение будет  происходить по достаточно традиционной схеме - от простых моноотраслевых объединений к сложным межотраслевым.

С учетом анализа мировой  торговой практики можно предположить, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения  таких видов объединений, как  цепные торговые организации, кооперативные  объединения торговых структур, добровольные оптово-розничные цепи.

Цепные торговые организации, как вид добровольного объединения, в принципиальном плане могут  формироваться как в оптовом, так и в розничном звене  торговли. Однако наиболее характерной  структурой они должны стать для  розничного звена, включая массовое питание.

Сущность данного объединения  состоит в том, что крупное  торговое предприятие заключает  договор с малыми или средними торговыми структурами, на основе которого последние в качестве филиалов или  самостоятельных единиц получают право  на реализацию определенных видов товаров  на конкретном товарном рынке под  торговой маркой головного предприятия.

Кооперативные объединения  торговых структур или объединения  ассоциативного типа в отличие от цепных объединений стремятся обеспечить собственную стабильность не за счет использования известной торговой марки какого-либо головного предприятия, а на основе формирования образа новой  торговой группы с одинаковой концепцией торгового развития (магазины со смешанным  ассортиментом и невысокими ценами, магазины специализированные с особыми формами торгового обслуживания, универсальные магазины, предлагающие новые формы торгового обслуживания и т.п.).

Принципиальной особенностью работы таких объединений является опора на согласование и централизацию  выполнения наиболее важных функций  своей хозяйственной политики: согласование закупочно-сбытовой политики и централизация  функций товароснабжения.

В массовом питании кооперативные  объединения наиболее целесообразны  при организации обслуживания в  общеобразовательных учреждениях. При этом предприятия-доготовочные в школах, там где это необходимо, могут учреждать на договорной основе заготовочные структуры.

Оптово-розничные объединения  призваны координировать функции оптовой  и розничной торговли на принципах  общей коммерческой стратегии унифицированного товарного ассортимента, общей сбытовой политики.

Вместе с тем рассмотренные  варианты интегрирования торговых структур не исчерпывают проблемы в целом. Это связано с тем, что они  лишь несколько смягчают действие таких  разрушающих потребительский рынок  факторов, как неплатежи и обусловленная  этим распространенная практика предоплаты за товары, неэффективная система  кредитования и недостаток собственных  оборотных средств.

Кардинальное решение  проблемы возможно лишь при более  глубокой и широкой интеграции - объединении торговых структур с  товаропроизводителями и финансовыми  организациями.

Создание единых хозяйственных  комплексов - торгово-финансово-промышленных групп, является обоюдовыгодным для  всех участников и поднимает процесс структурной перестройки торговли на качественно новый уровень.

Мировой опыт и отечественная  практика формирования финансово-промышленных групп дают основания предполагать, что наиболее существенное влияние  создание торгово-финансово-промышленных групп способно оказать:

- в области структурной  перестройки торговли с целью  ликвидации сложившегося дисбаланса  развития ее отдельных звеньев;

- в области резкой активизации  внутреннего потенциала хозяйственных  структур, вошедших в группу, и  создания на этой основе механизмов  их самофинансирования, повышения  их инвестиционной активности  на потребительском рынке;

- в области появления  новых технологий оптово-складских  и коммерческих операций, а также  оказания транспортно-экспедиционных  услуг по перевозке торговых  грузов с минимальными затратами,  в максимально короткие сроки,  с рациональным использованием  подвижного состава.

Концепция исходит из того, что интеграционные процессы в торговле могут получить логическую завершенность  лишь тогда, когда объединение торговых структур на коммерческой основе будет  дополняться их объединением в различные  формы некоммерческих организаций  в соответствии с Законом РФ «О некоммерческих организациях».

Создание таких объединений  обоюдовыгодно как для предпринимателей, получающих возможность консолидированной  защиты своих прав, так и для  государства в целях защиты прав потребителей, и профсоюзных органов, защищающих интересы наемных работников в торговле.

3. Внутренняя торговля и современные тенденции ее развития

Внутренняя торговля - одна из важнейших сфер жизнеобеспече­ния населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согла­сование товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

Информация о работе Развитие международной торговли России