Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 16:39, реферат
Объектом исследования данной работы является Пенсионная система Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Пенсионная система России за последнее время претерпела существенные изменения, связанные с введением принципов пенсионного страхования. Поэтому одна из важных задач в настоящее время - адаптировать систему пенсионного обеспечения к новым отношениям между работодателями, работниками и обществом.
Введение…………………………………………………………..…3
1. Теоретико-методологические аспекты Пенсионной системы РФ
1.1 Эволюция Пенсионной системы России………………………6
1.2 Пенсионная система: сущность, структура……………………7
2. Реформа пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.1 Предпосылки пенсионной реформы и формы ее проведения………………………………………….……………………..8
2.2 Современные результаты проведения реформы………………………………………………………………..…9
Заключение ……………………………………………………...10
Список использованной литературы ………………………..…12
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Кафедра «Макроэкономическое регулирование»
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«Развитие пенсионной системы России »
Выполнил:
студент группы Э3-1
Джанхотов М.Р.
Преподаватель:
к.э.н., доцент
Будович Ю.И.
Москва 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретико-методологические аспекты Пенсионной системы РФ
1.1 Эволюция Пенсионной системы России………………………6
1.2 Пенсионная система: сущность, структура……………………7
2. Реформа пенсионного обеспечения в Российской Федерации
2.1 Предпосылки пенсионной реформы
и формы ее проведения………………………………………….………
2.2 Современные результаты проведения
реформы……………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………...10
Список использованной литературы ………………………..…12
Введение
Объектом исследования данной работы является Пенсионная система Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Пенсионная система России за последнее время претерпела существенные изменения, связанные с введением принципов пенсионного страхования. Поэтому одна из важных задач в настоящее время - адаптировать систему пенсионного обеспечения к новым отношениям между работодателями, работниками и обществом.
Гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения в условиях падения реальной заработной платы, отсутствия зависимости между размерами заработка и пенсий практически невозможно. Складывающаяся демографическая ситуация также будет оказывать влияние на экономку: увеличится количество пенсионеров относительно численности работающего населения, что приведет к значительным структурным изменениям в хозяйстве.
Экономическая система вполне может справиться с задачей содержания большого числа пенсионеров и обеспечить достаточно высокий уровень их жизни, если будет создана соответствующая материально-вещественная база для содержания пенсионеров.
Процесс реформирования пенсионной системы в России продолжается, и за прошедший период в пенсионном законодательстве и деятельности Пенсионного Фонда Российской Федерации появилось много нового. Этот касается вопросов обязательного пенсионного страхования, назначения и индексации пенсий, взаимодействия органов Пенсионного фонда со страхователями и застрахованными лицами, инвестирования пенсионных накоплений, работы с обращениями граждан.
Решить поставленные задачи представляется возможным с помощью создания накопительной системы, суть которой - в открытии каждому застрахованному лицу персонифицированных счетов в Пенсионного фонде, который накапливает не только суммы целевых отчислений, но и доход от размещения средств, временно используемых на выплату пенсий. У физических лиц появилась возможность уплачивать страховые взносы в добровольном порядке, в том числе в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Актуальность исследования выбранной мною темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование, в частности пенсионное обеспечение. В период социально-экономических реформ общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области пенсионного обеспечения в условиях развития экономики.
Попытки реформирования в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов. Фактически эти попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и северян, возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижение плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.
Цель исследования: проанализировать развитие пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе.
На основании изучения сложившейся практики назначения пенсий лицам, имеющим право на пенсию, законодательных, социально-экономических, психологических источников, определен основной вывод исследования: новая пенсионная система Российской Федерации должна соответствовать главной цели - повышению уровня пенсионного обеспечения и дифференциации размеров пенсий с учетом трудового вклада граждан.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
Структура работы. Данная работа содержит введение, 3 главы, 8 параграфов, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе дается характеристика основных этапов развития пенсионной системы.
Во второй главе раскрывается суть Пенсионной фонда РФ, его становление, источники формирования средств .
В третьей главе раскрывается реформа пенсионного обеспечения в Российской Федерации, результаты ее проведения.
Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран в начале ХХ в., и не получило широкого распространения на все категории населения России.
До ХVII века основными формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных были:
1.содержание как привилегия, предоставляемая государственным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в связи с увечьем, полученным на войне;
2.благотворительность;
3.опека и попечительство;
4.гражданско-правове обеспечения в рамках семейных отношений;
5.государственно призрение для беднейших слоев населения;
6.коллегиальная взаимопомощь внутри крестьянских общин.
Основой российского пенсионного законодательства был «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим», утвержденный 6 декабря 1827г. Николаем I и введенный в действие его Указом с 1 января 1828г.
Указом и Уставом были определены три принципиальных положения пенсионного законодательства.
Во-первых, выплата пенсий и пособий должна производится из средств Государственного казначейства, которому были перечислены все « пенсионные капиталы» и суммы, накопившиеся по разным местам « на производство пенсий и пособий». Таким образом, в России был создан централизованный государственный бюджетный пенсионный фонд. Вместе с тем незначительная часть пенсий выплачивалась и из других источников: земских и городских сборов, войсковых (казачьих) средств.
Во-вторых, размер пенсий должен определяться не по окладам жалования, а по окладам пенсий в соответствии с разрядом должности выходящего в отставку чиновника и продолжительности его службы. Разряды должностей были установлены в «Расписании окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям».
В-третьих, должно быть гарантировано пенсионное обеспечение вдов и сирот гражданских служащих.
1.2. Пенсионная система: сущность, структура
Проблема социальной защиты людей, утративших трудоспособность в связи с возрастом, особенно вопросы их пенсионного обеспечения, актуальны не только в России, но и во всем мире.
Современная пенсионная система представляет собой сложный организм, объединяющий экономические и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества.
Пенсионная система - это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий.
Пенсия (от латинского слова pension – платеж)- регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предусмотренных для этих целей.
Основаниями для пенсионного обеспечения по российскому праву являются достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца – его смерть; для пенсионного обеспечения отдельных категорий - длительное выполнение профессиональной деятельности.
К основным институтам пенсионной системы относятся: социальное страхование; социальные пенсии, предоставляемые государством; частная страховая инициатива и корпоративные пенсии, финансируемые предприятиями. Неправомерно их противопоставление, поскольку в развитых рыночных экономиках каждый из этих четырех институтов пенсионной системы выполняет свою функцию и обеспечивает определенный уровень социальной защиты.
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения дохода.
Современная пенсионная система Российской Федерации имеет следующую структуру:
1.Обязательное пенсионное страхование;
2. Государственное пенсионное обеспечение;
3.Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение.
Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Предусматривает выплату трудовых пенсий в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы взносов, финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и счет федерального бюджета, финансируемые за счет страховых взносов работодателя.
Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов « Об обязательном пенсионном страховании», « Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в РФ», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Страховщиком в системе обязательного пенсионного страхования является Пенсионный Фонд России (ПФР), который является самостоятельным финансово-кредитным учреждение, образованным в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ или организация, производящая страхование и принимающая на себя обязательства возместить страхователю или другим лицам, участвующим в страховании, ущерб или выплатить страховую сумму.
Страхователями в системе обязательного пенсионного страхования являются:
1.лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
2.лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой.
Застрахованное лицо - это лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы на финансирование трудовой пенсии.