Развитие управления качеством на предприятиях пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:37, творческая работа

Краткое описание

В современных условиях высокое качество продукции является одним из главных факторов успеха предприятий пищевых отраслей, обеспечения их конкурентоспособности, экономической эффективности. Мировой опыт показывает, что конкурентные преимущества достигаются не только за счет снижения издержек и цен, но в первую очередь за счет более высоких качественных свойств и характеристик продукции, услуг, способных более полно удовлетворить запросы потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие управления качеством на предприятиях пищевой промышленности.docx

— 23.22 Кб (Скачать файл)

Развитие управления качеством на предприятиях пищевой промышленности.

В современных условиях высокое качество продукции является одним из главных факторов успеха предприятий пищевых отраслей, обеспечения их конкурентоспособности, экономической эффективности. Мировой опыт показывает, что конкурентные преимущества достигаются не только за счет снижения издержек и цен, но в первую очередь за счет более высоких качественных свойств и характеристик продукции, услуг, способных более полно удовлетворить запросы потребителей. Пищевая промышленность объединяет три крупные группы отраслей: пищевкусовую, мясо -молочную, рыбную. В свою очередь, эти группы включают более 40 специализированных отраслей, подотраслей, отдельных производств, поэтому продукция, вырабатываемая на предприятиях пищевой промышленности, представлена широким разнообразием видов. Таким образом, категория качества продукции применительно к пищевым производствам обладает определенной спецификой, обусловленной потребительским назначением продукции, характером используемого сырья и материально-технической базы, применяемой технологией. До середины 60-х годов ХХ века основное внимание уделялось обеспечению качества продукции. Главная роль отводилась контролю и отбраковке дефектной продукции.

Контроль и отбраковка в производственной практике реализовывался различными методами, которые развивались и совершенствовались под влиянием достижений научно-технического прогресса. Многие российские производители пищевых продуктов до сих пор внедряют на производстве лишь системы по управлению качеством продукции, которые не охватывают в полной мере всё производство и все сферы предприятия.

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Деятельность по управлению качеством не может быть признана эффективной после того, как продукция произведена.

Следовательно, деятельность по управлению качеством должна осуществляться на всем протяжении жизненного цикла продукции, как в процессе ее производства, так и на предшествующих этапах, охватывая даже те подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Кроме того, необходимо направлять усилия не только на выявление и исправление ошибок, но и на проведение предупредительных мероприятий.

Эволюция подходов к управлению качеством

Современная концепция управления качеством берет свои истоки с работ В. Шехарта (Walter Shewhart), который ввел понятие цикла непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля качества. Это был знаменитый цикл PDCA (Plan–Do–Check–Act: Планировать–Выполнять–Контролировать–Действовать), известный также как «цикл Шехарта». Впервые он был применен в лабораториях Белла (США) в 30-х годах.

Бурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 40-х – 50-е годы. В это время А. Фидженбаум (Armand V. Feigenbaum) ввел понятие Всеобщего Контроля Качества (Total Quality Control), состоящего из этапов разработки качества, поддержки качества и улучшение качества, а также понятие Стоимости Качества.  
В.Э. Деминг (W. Edwards Deming) расширил область применения цикла Шехарта и статистических методологий управления производством на сферу продаж и оказания услуг. В это время им были сформулированы знаменитые «Четырнадцать принципов» управления качеством.  Эти принципы содержали в себе следующие положения:

  1. Постоянно совершенствуйте товары или услуги

  1. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем

  1. Откажитесь от массового контроля

  1. Откажитесь от партнерских отношений, основанных только на цене продукции: установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков

  1. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания

  1. Установите на предприятии современное обучение

  1. Внедрите современные методы руководства: функции руководства должны быть смещены от контроля количественных показателей к качественным

  1. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто

  1. Устраните барьеры между подразделениями предприятия

  1. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих

  1. Откажитесь от количественных оценок работы

  1. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках

  1. Внедрите на предприятии систему образования и самосовершенствования сотрудников

  1. Принимайте любую работу, полезную для осуществления изменений.

Начиная с 1950 года, Деминг начал внедрять свои принципы на японских предприятиях. Считается, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению недорогих и высококачественных японских товаров. В 1951 году в Японии была учреждена премия Деминга.  
Другими наиболее известными в области управления качеством явились следующие события.  
Публикация в 1951 году Джозефом Юраном (Joseph M. Juran) книги «Руководство по управлению качеством». Юран разработал идею трилогии качества: планирование качества, улучшение качества и управление качеством. Данные три аспекта стратегического планирования качества в организации сводятся к следующему:

  1. Планирование качества:

    • идентифицируйте кто является Вашими клиентами;

    • определите потребности Ваших клиентов;

    • переведите их потребности на Ваш язык;

    • разработайте продукт, который соответствует потребностям Ваших клиентов;

    • оптимизируйте характеристики продукта с тем, чтобы они удовлетворили как Ваши потребности, так и потребности клиента.

  1. Улучшение качества:

    • разработайте процесс, который может произвести данный продукт;

    • оптимизируйте данный процесс.

  1. Управление качеством:

    • проверьте, что процесс с имеющимися операционными требованиями может произвести данный продукт;

    • передайте процесс на выполнение.

 

 

 

 

 

Сущность TQM

Мировая практика убеждает, что на развитых рынках в сложных условиях конкурентной борьбы побеждают лишь те, кто руководствуется общепризнанными принципами менеджмента качества, т. е. принципами успешного бизнеса. В результате совершенствования множества подходов к управлению качеством сформировалась концепция Всеобщего управления качеством (Total Quality Management — TQM). Эта концепция составляет основу многих современных систем и методов менеджмента.

Методология TQM была внедрена прежде всего на промышленных предприятиях. В пищевой промышленности она включала следующие направления: максимальное удовлетворение запросов потребителей, уменьшение себестоимости продукции, производство бездефектной продукции и др. При выполнении этих целей потребитель был согласен на закупку продукции по ценам, на 10-15% превышающим среднерыночные. Основными здесь были три элемента управления: контроль качества со стороны руководства предприятия за выпуском бездефектной продукции; обеспечение высокого качества путем соблюдения национальных и международных стандартов и дальнейшее повышение качества. Все эти элементы проявлялись в системе "вход-выход" на всех циклах производства и сбыта продукции.

Контроль качества на входе заключался в обеспечении экологически чистым сырьем, в подготовке зданий, сооружений и оборудования к производству. На стадии производства менеджеры предприятия контролировали ход производства с соблюдением стандартов на продукцию. На стадии выхода продукции менеджеры обеспечивали обратную связь с потребителями и другими заинтересованными лицами для получения необходимой информации.

Основными целями TQM являются:

  • Ориентация всего предпринимательства и всех усилий организации на выполнение требований и ожиданий потребителей (заказчиков).
  • Возведение качества в важнейшую цель предпринимательства.
  • Оптимальное использование всех ресурсов организации. Философские аспекты TQM объединены в три группы:
  • аспекты качества: удовлетворение требований внешних и внутренних потребителей; обеспечение в организации качества процессов и качества менеджмента;
  • аспекты менеджмента: применение цикла Э. Деминга; базирование решений на фактах; использование инноваций в стратегическом планировании и прогнозировании производства;
  • аспекты гуманизма: вовлечение персонала в деятельность по TQM; самооценка деятельности.

 

Взаимоотношения с окружением организации существенно влияют на ее успех в бизнесе и конкурентоспособность выпускаемой продукции. Наибольший интерес для окружения представляют взаимоотношения организации с потребителем (заказчиком), так как только успешный сбыт продукции даст ей возможность осуществить отчисление средств обществу, собственникам, акционерам и оплатить поставщикам стоимость закупаемого сырья и материалов.

Наиболее эффективным средством достижения успешного сбыта является повышение качества предлагаемой продукции.

 

 

 

 

Современная концепция TQM во многом универсальна. Она позволяет целенаправленно и успешно осуществлять управление не только в сфере производства, но и в государственных и муниципальных учреждениях, банках, сфере услуг, образования, медицины и других областях. При внедрении TQM в различных сферах общими для них являются следующие этапы:

  • выработка стратегии компании;
  • выделение приоритетных направлений ее деятельности;
  • создание сети новых отношений с потребителями, поставщиками и конкурентами;
  • вовлечение в процессы стратегического планирования служащих всех уровней; 
  • обучение персонала;
  • предельная ориентация на потребителя;
  • организация управления процессами;
  • непрерывное повышение качества и степени удовлетворенности потребителя;
  • формирование команд или рабочих групп для реорганизации работы организации;
  • упразднение лишних звеньев управления и передача их функций сотрудникам.

 

Внедрение TQM представляет собой трудоемкий процесс и может быть обречено на неудачу при непонимании руководством, что этот процесс рассчитан на длительную перспективу, и в нем должен быть задействован весь персонал. Очень часто внедрение TQM в некоторых сферах, например в государственных структурах, требует преодоления определенных препятствий, состоящих в сопротивлении работников изменениям; в краткосрочности их пребывания на должностях; в их определенной финансовой стабильности.

 


Информация о работе Развитие управления качеством на предприятиях пищевой промышленности