Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:19, контрольная работа
Целью данной работы является выявление предмета такой науки, как история экономических учений, с помощью чего появляется четкое представление о том, что следует рассматривать и исследовать дабы получить конечный результат в изучении. В связи с поставленными целями возникают задачи, которые необходимо решить в ходе написания данной работы, а именно: проанализировать историю экономической мысли, проследить эволюцию методологии истории экономических учений.
Введение ……………………………………………………………………….
Предмет истории экономических учений…………………………………
Развитие экономической мысли …………………………………………..
Экономические учения эпохи дорыночной экономики……………
Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики……………………………………………………………….
Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономики………………………………
Методология истории экономических учений…………………………….
Заключение ……………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………………………….
Содержание
Заключение …………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………….
Введение
История экономических учений — фундаментальная экономическая наука, изучающая эволюцию экономической теории.
Решение проблемы определения положения изучаемого предмета или явления в совокупности всех причинно-следственных связей экономических процессов приводит к рассмотрению развития как самого предмета, так и способов его изучения в исторической ретроспективе.
При этом последовательность развития экономических явлений во времени позволяет отслеживать характеристики и основы, которые в нем присутствуют.
Отсюда возникает потребность в организации строгой системы в исследовании того или иного вопроса, как системы, ориентирующей характер и направленность процесса изучения экономического явления.
Сбалансированность состояния экономической системы в этой связи достигается за счет наличия критериев экономического исследования, включаемых в исследовательскую систему. В этих условиях содержание истории экономических учений раскрывает перечисленные необходимые параметры экономического исследовательского действия, которые рассматривают различные экономические школы и их представители. В этом и заключается актуальность данной работы.
Целью данной работы является выявление предмета такой науки, как история экономических учений, с помощью чего появляется четкое представление о том, что следует рассматривать и исследовать дабы получить конечный результат в изучении. В связи с поставленными целями возникают задачи, которые необходимо решить в ходе написания данной работы, а именно: проанализировать историю экономической мысли, проследить эволюцию методологии истории экономических учений.
При этом с целью изучения вопроса, поставленного перед настоящей работой также необходимо использование ряда методов, в частности: структурно-хронологического, аналитического и пр.
История экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ. Данная наука не ограничивается изучением источников, систематизацией и раскрытием взглядов выдающихся экономистов; она стремится выявить взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.
Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.
Изучая эволюцию экономических концепций, ученые стремятся уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодня сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на современные представления.
История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятием стратегических и оперативных решений. [1, C.9]
Некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого. Они считают, что эти теории и взгляды «обросли ракушками», потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не следует тратить время.
Тех, кто придерживается подобного, сугубо негативного мнения, сравнительно немного. Абсолютное большинство специалистов его не разделяют.
Почему же экономисту полезно, а подчас просто необходимо знакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися и имевшими хождение еще сто, двести и более лет тому назад?
Изучение истории
Как считают многие авторитеты, основы современных представлений «сидят в прошлом». И эти представления и идеи прошлого не принадлежат исключительно истории; они несут элементы сегодняшних и нередко завтрашних, будущих взглядов.
Обращаться к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков прошлого необходимо уже потому, что это дает возможность глубже понять и осмыслить проблемы современности, освободиться от устаревшего, сохранить и использовать все полезное. Для этого недостаточно знакомства с какой-либо одной концепцией или системой взглядов, как бы популярны они ни были.
Экономические школы и теории так или иначе отражают сложность и противоречивость хозяйственной практики. Они, эти школы и теории, развиваются, переживают периоды популярности, эволюции, трансформации. Вместе с тем экономические учения сами «выходят» из прошлого, органично сохраняя связь с патриархами экономической науки, порой весьма прочно и в то же время противоречиво.
В данной работе крайне необходимо дать кратко последовательность и суть направлений и этапов развития экономической мысли, концепция которых хорошо прослеживается у Ядгарова Я. С. [7, C.25]
Эта эпоха включает в
себя периоды Древнего мира и средневековья,
в течение которых преобладали
натурально-хозяйственные
Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики, этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли, этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко: в марксистском варианте — как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.
Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней торговли и осмысления развития экономики в условиях формирующейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет своего времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу
В частности, на заре своего исторического восхождения экономическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирующего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наименование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты общественных отношений государства.
Временные рамки этой эпохи охватывают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал принцип абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь или, что одно и то же, принцип экономического либерализма.
В данную эпоху экономика благодаря промышленному перевороту совершила переход от стадии мануфактурной к так называемой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX вв., индустриальный тип хозяйствования также подвергся качественной модификации и обрел признаки монополизированного типа хозяйства.
Но именно обозначенные типы хозяйствования,
обусловленные преобладанием
Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки. Ее лидеры, во многом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основательно противостояли антирыночным реформаторским концепциям первой половины XIX в., изложенным в трудах своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливости на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывавших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего «зла» капиталистического настоящего.
Вместе с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловленности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемости принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.
Сменившая в конце XIX в. классическую политическую экономию, неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей, прежде всего, благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Главным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий экономического анализа базирующихся на математическом «языке» маржинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклассической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.
Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических учений — берет свое начало с 20-30-х гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа экономического либерализма и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупности факторов общественных отношений экономических теориях.
В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление экономической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретические обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкуренции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления «кейнсианское» (Кейнсианство – экономическое учение, основоположником которого является Дж.М. Кейнс, отстаивающее необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь, посредством как косвенных, так и прямых методов воздействия на рыночный механизм) [5, C.153] и «неолиберальное» (Неолиберализм – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования хозяйства, свободного от излишней регламентации) [5, C.244] теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории — макроэкономике.
В результате на протяжении последних семи-восьми десятилетий завершающегося XX в. экономическая теория смогла вынести на суд общественности ряд принципиально новых и неординарных сценариев возможных вариантов (моделей) роста национальной экономики государств в условиях переживаемых ими небывалых прежде проблем, вызванных последствиями современной научно-технической революции. Экономическая наука наших детей как никогда близка к выработке наиболее достоверных «рецептов» на пути к стиранию социальных контрастов в цивилизованном обществе и формированию в нем действительно нового образа жизни и мышления.