Разработка программы информационно-консультационной службы «Сельский житель» в Кабанском районе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной курсовой работы является:
-раскрыть сущность информационно – консультационного обеспечения агропромышленного комплекса;
-предложить программу по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки и развития техники, использования современных информационных технологий:
Основной целью курсовой работы является разработка программы по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Бурятия, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки и развития техники, использования современных информационных технологий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие информационно-консультационной службы и ее значение в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………5
Понятие и разработка программы ИКС…………………………………………….5
Характеристика моделей и методов работы ИКС…………………………………17
Глава 2. Социально-экономическое состояние Кабанского района…………..25
2.1 Современное состояние развития сельского хозяйства республики Бурятия и Кабанского района……………………………………………………………………….25
2.2 Деятельность ГУ ИМЦ РБ и Кабанского района………………………………….31
Глава 3. Разработка программы «Сельский житель»………………………...…35
3.1 Цели и задачи программы…………………………………………………………..35
3.2 Ожидаемый эффект от реализации программы ИКС……………………………..36
Выводы и предложения…………………………………………………………………39
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_Upravleniyu_IKS_4.docx

— 87.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РБ

ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»

 

Кафедра информационно-консультационных технологий в АПК

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Разработка программы информационно-консультационной службы «Сельский житель» в Кабанском районе

 

 

 

 

Выполнила: студент 5 курса, 2 гр., з/о

Шифр 270860

Семенов А.Э

Проверила: Суворова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012  
Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие информационно-консультационной службы и ее значение в развитии сельского хозяйства……………………………………………………………5

    1. Понятие и разработка программы ИКС…………………………………………….5
    2. Характеристика моделей и методов работы ИКС…………………………………17

Глава 2. Социально-экономическое состояние Кабанского района…………..25

2.1 Современное состояние  развития сельского хозяйства  республики Бурятия и Кабанского района……………………………………………………………………….25

2.2 Деятельность ГУ ИМЦ  РБ и Кабанского района………………………………….31

Глава 3. Разработка программы «Сельский житель»………………………...…35

3.1 Цели и задачи программы…………………………………………………………..35

3.2 Ожидаемый эффект от  реализации программы ИКС……………………………..36

Выводы и предложения…………………………………………………………………39

Список использованной литературы…………………………………………………..40

Приложения………………………………………………………………………………42

 

Введение

В ближайшие годы предстоит значительное усиление работы по наращиванию темпов роста производства в аграрном секторе экономики, созданию гибкой и восприимчивой к научно-техническому прогрессу системы хозяйствования. Это возможно лишь при формировании рыночной и социально ориентированной инфраструктуры, включающей разнообразные механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей.

По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы. Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы, основывается на необходимости создания такой системы, которая позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения.

Основной целью данной курсовой работы является:

-раскрыть сущность информационно  – консультационного обеспечения  агропромышленного комплекса;

-предложить программу  по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной  системы информационно - консультационного  обеспечения агропромышленного  комплекса, позволяющей на основе  достижений отечественной и мировой  науки и развития техники, использования  современных информационных технологий:

Основной целью курсовой работы является разработка программы по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно - консультационного обеспечения агропромышленного комплекса Республики Бурятия, позволяющей на основе достижений отечественной и мировой науки и развития техники, использования современных информационных технологий.

 

Глава 1. Понятие информационно-консультационной службы и ее значение в развитии сельского хозяйства.

    1. Понятие и разработка программы ИКС

Впервые в стране вопросы организации сельскохозяйственного консультирования были затронуты в классических трудах А.Т.Болотова, Н.Д.Кондратьева, А.В.Чаянова, А.Н. Челинцева, А.В.Фортунатова и др. Дальнейшее развитие эта проблема получила в работах П.А.Андреева, Н.П.Андреевой, В.М.Баутина, В.В.Козлова, Ю.И.Зятькова, В.М.Кошелева, В.В.Лазовского, И.М.Михайленко, В.И.Назаренко, Б.А.Рунова, В.В.Текучева, Г.И.Юрьевой и др. В их исследованиях подчеркнута особая роль информационно-консультационной службы как одного из самых действенных механизмов государственного воздействия на агропромышленный комплекс и поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Благодаря этим исследованиям значительно ускорились процессы по формированию инфраструктуры информационно-консультационной службы в АПК.

Информационно-консультационная служба – это организация, занимающаяся предоставлением консультационных услуг, специализируется на одном или нескольких направлениях консультирования, ориентируется на отдельные отрасли. Вопросы сельскохозяйственного консультирования можно рассматривать как отдельную науку, так как сельское хозяйство значительно отличается от других сфер деятельности человека. Под сельскохозяйственным консультированием сегодня понимают консультирование в области сельского хозяйства (все аспекты финансово-хозяйственной деятельности сельских товаропроизводителей и предпринимателей) и социального развития сельской местности.

Рассматривая определения служб сельскохозяйственного консультирования, М.Я. Веселовский приводит несколько «наиболее полно отражающих сущность деятельности службы сельскохозяйственного консультирования». Так, Джон Рассел определяет сельскохозяйственную службу консультирования как «предоставление знаний и навыков, необходимых фермерам для освоения и применения  более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве с целью повышения производительности и улучшения уровня жизни». Согласно К.М. Фишеру и другим, «сельскохозяйственная служба консультирования и обучения фермеров ставит своей задачей передачу информации и практических навыков для более эффективного использования имеющихся ресурсов». А.В. Ван Ден Бан и Х.С. Хокинс рассматривают сельскохозяйственную службу консультирования как «сознательную передачу информации с целью помочь людям формировать здравое мнение и принимать правильные решения».

Таким образом, основной задачей сельскохозяйственной службы консультирования является помощь в решении проблем, формирование у клиентов службы более глубокого понимания проблемы и ее причины, достаточных для принятия рационального, обоснованного решения для ее устранения.

Сельские товаропроизводители в условиях рыночной конкуренции нуждаются в разнообразной информации: рыночной, правовой, технологической, экономической, научно-технической и т.д. Важную роль играет информация об инновациях, так как нововведения часто являются конкурентными преимуществами. Научно-технический прогресс, совершенствование технологий, развитие экономической системы требует постоянного повышения уровня компетентности товаропроизводителей. Клиенты консультационной службы получают нужную информацию и знания, затрачивая при этом значительно меньше времени и средств, чем если бы они осуществляли поиск самостоятельно. Кроме того, информация, собранная консультационной службой, обрабатывается и передается на уровне восприятия отдельных пользователей, что делает ее доступной для большего числа потенциальных потребителей информации. Устанавливается также обратная связь, которая позволяет выявить степень удвоения, востребованности и использования переданной информации. Процесс обратной связи важен, например, для формирования «заказов» учреждениям науки на проведение разработок по отдельным направлениям.

Основной целью развития ИКС АПК является содействие ускорению реформ в АПК, направленных на повышение устойчивости и эффективности производства, улучшение социально-экономических и экологических условий жизни на селе, обеспечение продовольственной безопасности страны, на базе освоения достижений отечественной и мировой науки и техники использования современных информационных технологий.

Создание ИКС АПК инициировано государством, однако следует отметить, что она «не подменяет деятельность органов управления АПК и других подразделений исполнительной власти, а содействует им в решении общегосударственных и местных проблем формирования и функционирования эффективного аграрного сектора, достижения продовольственной безопасности, а также развитии сельских территорий и повышении жизненного уровня сельского населения», являясь одним из инструментов аграрной политики. 

Таким образом, можно сделать вывод, что существует довольно много определений служб сельскохозяйственного консультирования. Большинство из них сводится к тому, что службы консультирования призваны обеспечивать предоставление знаний и навыков, необходимых фермерам для освоения и применения более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве на основе использования имеющихся ресурсов.

Программы информационно-консультационной службы являются одним из основных инструментов государственной региональной политики и играют большую роль в развитии как конкретной местности, так и государства в целом. Эта роль еще больше увеличивается в периоды глобальных экономических изменений, когда от того, насколько гражданам страны понятны и близки цели государственной политики, может зависеть судьба самого государства.

Экономические задачи исполнительных органов власти должны быть направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной системы, включая создание и защиту нормальной конкурентной среды внутри каждого региона. При этом необходимо соблюдать стабильность развития экономики - в первую очередь, удерживая контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулируя экономический рост в регионе. Это все подразумевает создание общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы. Последнее особенно важно для сельской местности, где общественное мнение формируется годами, если не десятилетиями, и имеет консервативный характер.

Одним из главных инструментов влияния и даже формирования общественного мнения по тем или иным вопросам является местная информационно-консультационная служба.

Важность региональной экономической политики и, соответственно, местных информационно-консультационных служб имеет тенденцию роста во многих странах. Это видно не только по количеству выделяемых для службы финансовых средств, но также и по увеличению функций информационно-консультационных служб. Несмотря на все более интенсивную региональную экономическую политику, имеются различные признаки того, что пространственное экономическое неравенство во многих странах увеличилось вместо уменьшения. Кроме того, пространственные экономическое неравенство, вероятно, увеличится и в более отдаленном будущем, среди прочего, из-за экономического застоя. Следовательно, потребность в действенной региональной экономической политике, а значит, и в службах, могущих способствовать ее реализации, будет очень сильна.

Здесь уместны следующие замечания. Во-первых, региональная политика может иметь форму вмешательств во всех социальных подсистемах, а не только в экономической. Например, региональная экономика может стимулироваться посредством создания образовательной или рекреационной инфраструктуры.

Во-вторых, региональная политика может быть поощрительная или ограничительная. Поощрительная региональная политика обычно применяется в менее развитых, периферийных регионах с доминированием сельского хозяйства или в регионах с угасающей промышленностью, что накладывает свой отпечаток на характер деятельности информационно-консультационной службы.

В-третьих, социально-экономическое развитие общества в XX веке, в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, породило беспрецедентное причинение вреда окружающей природной среде. Дальнейший рост возможен только в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы. Речь идет о необходимости перехода к устойчивому развитию, предполагающего постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей cреды, чего нельзя достичь, сохраняя нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.

Информация о работе Разработка программы информационно-консультационной службы «Сельский житель» в Кабанском районе