Региональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:30, лекция

Краткое описание

Для установления научной парадигмы региональных исследований большое значение имеет дефиниция ключевого понятия «регион». Но подходы к определению этого понятия различаются кардинальным образом. Регион определяется в зависимости от конкретных целей представителей многих наук, изучающих этот феномен. Неодинаковы и критерии выделения регионов. Принципиально различаются регионы, выделяемые на основе признаков гомогенности (однородности), с одной стороны, и когерентности (внутреннего единства, системности) — с другой.

Вложенные файлы: 1 файл

регион экономика.docx

— 27.41 Кб (Скачать файл)

1.Различные понимания термина «регион»

 

Для установления научной парадигмы  региональных исследований большое  значение имеет дефиниция ключевого  понятия «регион». Но подходы к  определению этого понятия различаются  кардинальным образом. Регион определяется в зависимости от конкретных целей  представителей многих наук, изучающих  этот феномен. Неодинаковы и критерии выделения регионов. Принципиально  различаются регионы, выделяемые на основе признаков гомогенности (однородности), с одной стороны, и когерентности (внутреннего единства, системности) — с другой.

В отечественной литературе на основе однородности выделяются зоны (зонирование), на основе комплексности — комплексы, на основе сочетания этих двух признаков  — районы. Все эти три понятия  подпадают под определение региона.

С точки зрения западных экономистов, важный атрибут региона — осознание  общественных региональных интересов. При этом существенным фактором является взаимосвязь между экономическим  опытом территорий, входящих в состав региона, и группами, выражающими  те или иные интересы. Регион рассматривается  как некая единица, которая определенным образом реагирует на изменяющиеся условия, воздействующие на экономический  рост и благосостояние.

В документах Евросоюза упоминаются  культурные, экономические, социальные, административные регионы. Но чаще всего  под регионом понимается административный регион, т. е. область, объединенная по управленческому принципу и обладающая едиными полномочиями. Многие российские ученые также рассматривают регион как субъект Российской Федерации. Так, В. Г. Игнатов и В. И. Бутов  дают следующую трактовку понятия: «регион — территория в административных границах Российской Федерации, характеризующаяся  следующими основополагающими чертами: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т. е. наличием политико-административных органов управления».

В конце концов, оказывается, что  регион — это просто субъект Российской Федерации. Кроме этого, термин «регион» используется для обозначения территории, охватывающей несколько государств или административно-территориальных  единиц соседних государств. Это интер- или мультинациональный регион, например, регион Балтийского моря (Baltic Sea Region).

Регионы ЕС, обладающие значительными  правами и финансовыми ресурсами, объединяются с регионами соседних стран в так называемые еврорегионы, которые могут образовывать подпространства внутри экономического пространства ЕС.

Итак, можно согласиться с тем, что «иерархию регионов определяет только научная проблема... регион детерминирован тем вопросом, изучением которого мы занимаемся». Но исследователь, принимая в качестве исходной собственную  трактовку этого понятия, должен быть знаком с его различными определениями. Иначе могут возникнуть недоразумения, вызванные отличиями используемого  терминологического аппарата от понятий, применяемых другими научными школами.

Можно выделить два главных вопроса, на которые при разном понимании  региона даются принципиально различные  ответы. Во-первых, существуют ли регионы  объективно, или это только методологический прием в интересах конкретного  исследования? Во-вторых, является ли первичным, регионообразующим фактором территория или она выступает как своего рода фон (пространство), на котором в ходе взаимодействия экономических, социальных, политических и иных факторов формируется регион?

Стоит привести еще несколько определений  региона, встречающихся в географической литературе.

1. Регион — это комплекс, состоящий  из земли, воздуха, флоры, фауны  и человеческого населения, которые  могут рассматриваться в их  особых отношениях друг с другом  и которые составляют вместе  определенную и характерную часть  поверхности Земли.

2. Регионы — это те зоны, которые  заключают в свои рамки существенную  однородность доминирующих физических  условий и соответственно преобладающих  «укладов обитания».

3. Регион — географический термин  для описания такого типа окружающей  среды, в котором географические  элементы соединены друг с  другом определенными и постоянными  отношениями.

4. Регион — группа близлежащих  стран, представляющих собой отдельный  экономико-географический или близкий  по национальному составу и  культуре, или однотипный по общественно-политическому  строю район мира.

5. Регион — область, район,  часть страны, отличающаяся от  других областей совокупностью  естественных и (или) исторически  сложившихся, относительно устойчивых  экономико-географических и иных  особенностей, нередко сочетающихся  с особенностями национального  состава населения и т.д.

6. Регион — средство отбора  и изучения пространственных  сочетаний сложных комплексов  явлений, встречаемых на земном  шаре. Любой участок или часть  земной поверхности можно считать  регионом, если они однородны  с точки зрения условий данного  пространственного сочетания. Однородность  региона определяется на основании  показателей, отобранных с целью  выделения из всей массы тех  земных явлений, которые необходимы  для характеристики или освещения  данного их сочетания в пределах  выделяемой географической единицы.  В таком определении регион  не является объектом ни независимо  существующим, ни данным от природы.  Как отмечает Ю.Н. Гладкий, «это интеллектуальная концепция, создана мышлением, использующая определенные признаки, характерные для данной территории, и отбрасывающая все те признаки, которые рассматриваются как не имеющие отношения к анализируемому вопросу».

В отечественной географической литературе под регионом долгое время понимался  определенный таксономический уровень  районов — макроуровень: как о регионе речь могла идти о европейской части страны, Сибири, Дальнем Востоке. Основополагающим считался термин «район», с которым и ассоциировалось употреблявшееся в зарубежной литературе понятие «region». Поскольку в таких науках, как экономика, политология, социология региональные направления были неразвиты, они обходились без понятия «регион». И лишь в 70-е годы 20 века с возникновением сначала региональной экономики, а затем и региональных направлений в других общественных науках, в отечественную научную практику стало проникать это понятие, пришедшее затем в новом смысле и в экономгеографию. Советские исследователи, в силу монополизации понятия «район» для целей планирования, вынуждены были довольствоваться его жестким определением как наиболее комплексной социально-экономической общности, при всех модификациях восходящим к Н. Н. Баранскому.

Более широким является подход к  регионам Ю. Н. Гладкого и А. И. Чистобаева как к разнообразным относительно целостным территориальным образованиям, а к регионоведению как синтезу научных знаний о регионах. То есть, речь идет об изучении структуры различных пространств (географического, экономического и т. д.) с помощью регионального анализа.

Развитие регионализма в ЕС, усиление внимания к местному самоуправлению и поддержке регионов в рамках общеевропейской политики привели  к появлению на Западе такого понимания  термина «регион», которое по форме  приближается к характерному для  российской региональной науки. Регион все чаще рассматривается как  всеобъемлющий территориальный  комплекс, субъект и объект управления.

Подчеркивая роль понятия «регион» в управлении, некоторые исследователи  даже происхождение термина «регион» начинают объяснять не только в традиционном ключе, от латинского regio (направление, граница), но и от regere (вести, направлять, управлять). Тем самым подчеркивается, что семантика данного понятия имеет две взаимосвязанные составляющие: основную — пространственную, и метафорическую, подразумевающую чувство власти.

Анализ основных положений теории экономического районирования Н. Н. Баранского, выполненный Э. Брюна, показывает, что различия советского и западного подхода заключаются скорее в характере выполняемых исследователями задач, вытекающих из принципиальных различий экономики, с одной стороны — административно-командной, с другой — рыночной. А «объективно существующий природно-социально-хозяйственный комплекс — район», использовавшийся советской наукой для конкретных целей административно-командного управления территорией, есть частный случай всего многообразия регионов. Поэтому, на наш взгляд, не в соотношении объективного и субъективного кроются главные различия в подходах к понятию «регион». И «объективно существующий» район выделяется исследователем, т. е. имеет субъективный характер. И, в свою очередь, «субъективно выделяемый» регион является отражением реально существующих социально-экономических особенностей территории. Принципиальные различия заключаются в разных подходах к определению соотношения понятий «регион» и «территория». Эти различия сформировались исторически и обусловлены особенностями процессов регионообразования в Западной Европе и России.

Как отмечает И. Бусыгина, «оформившиеся  еще в средние века территориальные  сообщества (региональные и местные) не только не растворились в нации-государстве, но сохранились и ныне выходят  из его тени». Отражением этого процесса является получившее распространение  понятие «Европа регионов».

А. Маркузен определяет регион как синтетическое понятие, «исторически эволюционирующее компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое содержание, социо-экономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от других регионов и территориальных единиц, таких как город или нация». При таком подходе именно региональные идентичности рассматриваются как своеобразный ключ к конструированию региона как политического, социального и институционального пространства.

Территория выступает условием, но не причиной формирования региона. Можно назвать и концепции, в  которых роль территории в развитии социальных связей недооценивается  и даже игнорируется. Так, по мнению Э. Дюркгейма, «народ тем дальше продвинулся  вперед, чем более поверхностный  характер в нем имеют территориальные  разделения». Однако, сейчас, в начале 21 века, преобладает иная точка зрения. Это объясняется дальнейшей поляризацией экономического и социального пространства, подтверждаемой эмпирически, с одной  стороны, и усилением региональной политики на государственном и межгосударственном (Европейский Союз) уровне — с  другой. Речь идет о рассмотрении региона  как определенного единства, обусловленного его структурой, внутренними связями. С позиций социальных связей, в  качестве существенного связующего звена между людьми и регионом рассматривается чувство места. На основе сочетания физических и  социальных характеристик региона, его истории формируются психологические  узы, определяющие идентичность населения  конкретной территории. Концепция чувства  места предполагает, что люди, населяющие регион, пережили определенный коллективный опыт, на основе которого формируются  общие устремления, интересы, цели и  ценности. Со временем такой опыт трансформируется в некое общественное единение людей, живущих в пределах данной единицы  пространства. На основе данного подхода  формируется трактовка региона  Ф. Броделя, которую А. Макарычев назвал философской: регион является аналогом особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением.

Таким образом, в научной литературе существуют различные понимания  термина «регион», его определение  дается в зависимости от основных факторов, по которым он выделяется.

 

 

 

2.Понятие административно-территориальное устройства РФ 
 
Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно – территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий. 
 
Административно-территориальное устройство в современном обществе — это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов. 
 
Административно-территориальное устройство играет в социально-экономическом развитии общества двоякую роль, выступая одновременно и как фактор развития, и как его результат.  
 
В настоящее время административно-территориальное устройство в России характеризуется качественно новым уровнем, превратившись из административно – территориального устройства союзной республики в составе СССР в административно-территориальное устройство независимого государства. Это придает особую актуальность исследованию вопросов, связанных с реформированием административно – территориального устройства Российской Федерации.  
 
Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки: 
 
- единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего  различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;  
 
- тесная связь административно – территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития; 
 
- единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ); 
 
- равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ); 
 
- единая сеть административно-территориальных единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город); 
 
- единые принципы, лежащие в основе всего административно –территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ); 
 
- единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;                                                   
 
- автономность одних административно-территориальных образований по отношению к другим. 
 
Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру. 
 
Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству. 
 
В административном отношении Россия (Российская Федерация) состоит из 89 равноправных субъектов (регионов). Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы резко отличаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации. 
 
Каждый субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. На 1 января 1999 г. В России было: 
 
ü        21 республика; 
 
ü        46 областей; 
 
ü        1 автономная область; 
 
ü        4 автономных округа; 
 
ü        9 краев; 
 
ü        2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. 
 
Россия – государство с богатой историей, поэтому нельзя рассматривать её административно-территориальное устройство, не оглядываясь в прошлое. По этой причине в данной работе также будут рассмотрены историко-географические особенности административно-территориального устройства России.

Информация о работе Региональная экономика