Региональные рынки и пространственная теория цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 13:29, реферат

Краткое описание

Экономическая теория использования пространства (spatial economics) сосредоточивает свое внимание на двух пространственных измерениях экономической жизни: расстоянии и площади. Роль расстояния проявляется в том, что транспортные издержки не только увеличивают рыночные цены перевозимых товаров, но и оказывают влияние на размещение производственных объектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Формирование и развитие рынков в регионе……………………………...5
2. Региональные рынки и пространственная теория цены…………………..8
Заключение……………………………………………………………………..11
Библиография…………………………………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная экономика.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования . Чебоксарский институт (филиал) Московского государственного открытого университета

Кафедра Менеджмента

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

   

      по дисциплине  :   Региональная экономика  и управление..

         

на тему : Региональные рынки и пространственная теория цены.

Выполнил: студент(ка) _3_ курса

факультета       МиЭП

специальность: 080502

уч. шифр  :         9081137

ФИО :  Михайлов Иван Александрович 

проверил: Смирнов В. В.

 

 

 

 

 

 

                                                Чебоксары 2011

 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………..3

1. Формирование и развитие  рынков в регионе……………………………...5

2. Региональные рынки  и пространственная теория цены…………………..8

Заключение……………………………………………………………………..11

Библиография…………………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Экономическая теория использования пространства (spatial economics) сосредоточивает свое внимание на двух пространственных измерениях экономической жизни: расстоянии и площади. Роль расстояния проявляется в том, что транспортные издержки не только увеличивают рыночные цены перевозимых товаров, но и оказывают влияние на размещение производственных объектов. Роль площади проявляется в том, что рынки отдельных товаров представляют собой районы, расположенные в определенных географических пределах. У великих экономистов XVIII в., таких, как Кантильон, Стюарт и Смит, можно встретить много интересных теоретических положений, в которых парные характеристики, "расстояние" и "площадь", используются при описании пространственных систем. Однако, как это ни удивительно, упомянутые проблемы почти полностью выпали из поля зрения экономических трактатов, написанных после 1800 г. Экономическая теория использования пространства и особенно теория размещения хозяйственных объектов расцвели и оформились в XIX в., но эти процессы протекали почти в полной изоляции от основных течений экономической науки - как "классики", так и "неоклассики". Не будет преувеличением сказать, что основное течение экономической науки вплоть до 1950 г. действительно ограничивалось анализом экономических явлений вне их пространственных характеристик

За последние 20 лет научный интерес к фундаментальным истокам пространственной теории вырос. В России принято употреблять термин "теория размещения". В англоязычной литературе используют термин "spatial economics", который можно перевести как пространственная экономика.

Пространственный аспект в экономической науке Запада XIX в. изучался главным образом с  позиций теории размещения. В это  же время теория размещения оформилась в качестве особого направления  в Германии, но классическая экономическая  теория эти вопросы не рассматривала. В 1909 г. вышла в свет книга А. Вебера, одна из первых работ по теории размещения. В 1920-х гг. некоторые немецкие авторы дополнили анализ частичного равновесия А. Вебера анализом общего равновесия в пространственном измерении. В теории размещения так же входит пространственная теория цены.

Целью данной работы является изучение региональных рынков и пространственной теории цены. В связи с этой целью были поставлены такие задачи:

  1. Рассмотреть формирование и развитие рынков.
  2. Изучить пространствееную теорию цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формирование и развитие рынков в регионе.

По своей экономической  сущности региональный рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Региональные  рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.

С переходом  к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.

Развитый региональный рынок может  эффективно функционировать при  научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей  развития:

- общего объема спроса и объема  спроса на отдельные группы  и виды товаров;

- структуры спроса одноименных  товаров различных предприятий;

- сезонных колебаний спроса  по отдельным товарам;

- требований покупателей к качеству  товаров.

Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.

Региональные  рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого вида рынков присущи  соответствующие инфраструктура с  особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

Потребность в товарах  и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного  спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка - это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.

Региональные рынки  можно объединить в систему, которая  представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального  воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

- потребительский рынок  (рынок благ);

- рынок земли и недвижимости;

- рынок труда;

- рынок капиталов (кредитный  рынок и рынок ценных бумаг);

- рынок информации;

- рынок природных ресурсов;

- рынок культурных  ценностей;

- рынок образовательных  услуг и др.

Все рынки взаимосвязаны  друг с другом, они обслуживаются  соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Региональные рынки и пространственная теория цены.

 

Многие учебники микроэкономики начинаются с анализа механизма спроса и предложения на товарном рынке, демонстрируя при этом модель рыночного равновесия, где предполагается, что спрос на товар D падает при увеличении цены Р, предложение товара S , наоборот, растет при увеличении цены (рис. 1). Пересечение обратных функций спроса и предложения Q D = D ( P ) и Q S = S ( P ) дает точку равновесия спроса и предложения Q * и цену равновесия Р*:

 

Q * = D (Р*) = S (Р*).

 

Приведенная широко известная модель имеет, однако, принципиальный недостаток: она игнорирует влияние пространства или (что по сути то же самое) допускает, что рынок является точкой. Для теории пространственной или региональной экономики такие предположения неприемлемы. По-видимому, первым, кто обратил внимание на это несоответствие (еще в 1838 г.), был французский экономист — математик О. Курно.

Начальный шаг анализа механизма спроса и предложения в экономическом  пространстве — это рассмотрение пространственно разделенных автономных региональных рынков. Очевидно, что в каждом полностью автономном регионе будут устанавливаться свое рыночное равновесие спроса и предложения и свои цены рыночного равновесия, т.е. в каждом регионе описанная выше модель будет «работать» автономно.

Ситуация принципиально усложняется, если региональные рынки связываются друг с другом. Проведем анализ двух рынков региональной системы, производящей и потребляющей однородный товар.

 

 

 

 

Рис.1. Равновесие спроса и предложения однородного товара на точечном рынке

 

Пусть А 1 — цена равновесия для автономного региона 1; А 2 —  то же для автономного региона 2; Т 1,2 — транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 1 в регион 2; Т 2,1 — транспортные затраты на доставку единицы товара из региона 2 в регион 1. Задача состоит в том, чтобы определить объемы производства, межрегиональные поставки товара и цены равновесия ( Р 1 * и Р 2 * ) в системе связанных региональных рынков.

Пусть для определенности А 2 > А 1. Тогда у производителей (продавцов) возникает стимул для поставки товара из региона 1 в регион 2 с целью реализации его по более высокой цене. Последствие открытия региональных рынков будет зависеть от соотношения разницы А 2 — А 1 и транспортных затрат Т 1,2 .

Если оказывается, что  А 2 — А 1 < Т 1,2 , то межрегиональная торговля неэффективна, поскольку выигрыш производителя (продавца) региона 1 на цене реализуемого товара меньше транспортных затрат. В этом случае состояние равновесия региональных рынков сохраняются такими же, как и при автономном их функционировании. Более интересен вариант, когда А 1 = А 2 . Тогда выгодно поставлять товар из региона 1 в регион 2, а на каждом региональном рынке установится новое равновесие. Цены равновесия будут удовлетворять условию Р 2 * = Р 1 * + Т 1,2 (причем Р 1 * > А 1 ; Р 2 * < А 2 ) , а вывоз товара из региона 1 в регион 2 будет равен ввозу товара в регион 2 из региона 1 (с обратным знаком):

 

E 1,2 = E 2,1 .

 

Выведение условий рыночного  равновесия для многорегиональной  системы представляет собой принципиально  более сложную математическую задачу. До создания мощных компьютеров и алгоритмов нахождения состояния равновесия в задачах большей размерности предпринимались попытки моделирования решений с помощью особых методик. В настоящее время решение таких задач не представляет чрезмерной сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Очевидно, что в каждом полностью автономном регионе будут  устанавливаться свое рыночное равновесие спроса и предложения и свои цены рыночного равновесия. Ситуация принципиально усложняется, если региональные рынки связываются друг с другом.

Важной проблемой, требующей  практической реализации, выступает  потребность в инструментарии, позволяющем  анализировать состояние регионального  экономического пространства и социально-экономического положения региона как единого целого. Отсюда вытекает необходимость количественного определения характеристик регионального экономического пространства для прогнозирования и системного управления социально-экономическим развитием региона в контексте проблем территориального укрупнения субъектов Федерации и формирования единого экономического пространства страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

  1. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М.: Ростов н/Д: 2004.
  2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.– М.: Высшая школа экономики, – 1998.
  3. Кетова Н.П. Овчинников В.Н. Региональная экономика. Универсальный учебный экономический словарь. – Ростов н/Д, 1996.
  4. Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. – М.: Гардарика, 2000.
  5. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. – М.: Экономика,1978.
  6. Региональная экономика /Под ред. Кетовой Н.П. – Ростов н/Д, 1998.
  7. Региональная экономика: Учебник для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой. –М.: ЮНИТИ, 1998. Разд. 1, гл. 1.
  8. Сергеев М., Пыхова И., Деменев А. Региональная экономика и закономерности ее развития. – М., 1985.
  9. Шабунина И.М., Ломовцева О.А., Трубин М.Ю. Теория и практика региональной экономики. – Волгоград, 1996.

Информация о работе Региональные рынки и пространственная теория цены