Регистрация прав на недвижимое имущество РФ: особенности и основные признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:22, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного реферата является исследование особенностей системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество...4
Объекты государственной регистрации прав на недвижимое имущество..6
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним..............10
Заключение………………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………........17

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Экономика недвижимости.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Рязанский заочный  институт (филиал)

 

 

Факультет организации и управления

Кафедра управления и экономики

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Экономика недвижимости»

Тема: «Регистрация прав на недвижимое имущество РФ: особенности и основные признаки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила: студентка III курса гр. 1018

                                       Белых Екатерина Вячеславовна

Преподаватель: Ополоник Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2013 г.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…….3

  • Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество...4
  • Объекты государственной регистрации прав на недвижимое имущество..6
  • Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.....................................................................................................10

Заключение………………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………........17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Недвижимое имущество  представляет собой одну из основ  функционирования любой экономической системы. Поэтому оптимальная организация оборота недвижимости является одной из главных задач в области экономической политики. Ведущую роль в организации такого оборота играет правовое регулирование отношений, связанных с недвижимым имуществом.

В РФ система учета недвижимости, регистрации прав на недвижимость и  сделок является государственной, т.е. опирается на единую нормативно-правовую базу, единообразные процедуры формирования объекта недвижимости, его учета  и регистрации, единую систему органов учета и регистрации и единую технологическую инфраструктуру.

Основными регулирующими  законодательными актами в данном вопросе  являются ГК РФ и Федеральный закон  от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Целью данного реферата является исследование особенностей системы  государственной регистрации прав на недвижимое имущество в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество

В соответствии с ГК РФ, государственная  регистрация прав на недвижимое имущество  и сделок с ним -- это юридический  акт признания и подтверждения  государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения  прав на недвижимое имущество в соответствие.

Основными целями государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  являются:

  • защита прав и законных интересов собственников и обладателей иных прав на объекты недвижимости;
  • обеспечение законного, надежного, открытого гражданского оборота;
  • обеспечение гласного и достоверного подтверждения прав на недвижимость;
  • создание эффективных механизмов государственного управления рынком недвижимости;
  • реализация  фискальной функции государства в части обеспечения поступления в бюджет средств от операций, предметом которых выступает недвижимость;
  • обеспечение безопасности на рынке недвижимости путем предотвращения и пресечения преступлений и правонарушений в данной сфере.

Под системой регистрации  прав на недвижимость предлагается понимать совокупность основных, закрепленных в законе принципов правового регулирования отношений в сфере оборота недвижимого имущества, характеризующих объект регистрации, правовое значение акта регистрации для обладателя права и иных лиц, полномочия и ответственность регистратора, а также порядок возмещения ущерба, причиненного регистрацией недействительных прав.

Можно  выделить следующие  принципы государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации:

  • принцип оценки, означающий, что внесению записи должна предшествовать оценка соответствия заявленного для государственной регистрации титула или права на недвижимость (сделки, сервитута, ограничения (обременения)) требованиям законодательства, то есть их действительности;
  • принцип приоритетности, означающий, что, если заявленное для регистрации право несовместимо с уже зарегистрированным правом на этот же объект недвижимого имущества, такое право не подлежит государственной регистрации;
  • принцип принцип индивидуализации, состоящий в том, что объекты недвижимости получают при государственной регистрации такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить их из других объектов недвижимости;
  • принцип независимости регистратора при осуществлении своих полномочий.

Основанием для государственной регистрации прав на объекты недвижимости являются обращения правообладателей, поданные в письменной форме с приложением необходимых документов, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Государственная регистрация  прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением  юстиции по государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого  имущества. Порядок создания и структура учреждений юстиции по регистрации прав, а также принципы их размещения определяются субъектами Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

К компетенции учреждений юстиций по государственной регистрации прав относятся: проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; выдача информации о зарегистрированных правах. Результатом правоприменительной деятельности органа по регистрации прав является принятие решения о наличии или отсутствии оснований для внесения в Единый государственный реестр сведений о правах на конкретное недвижимое имущество, которые имеют обязательную силу предписания, в том числе и для правообладателя.

В соответствии с Законом о регистрации (п. 3 ст. 2) моментом, когда государственная регистрация осуществлена, следует считать внесение в надлежащей форме записи об этом праве в установленные формы государственной регистрации.

Таким образом, регистрация  прав на недвижимость в узком смысле - это деятельность государства в лице его специальных органов, представляющая собой процесс рассмотрения заявлений (требований) заинтересованных лиц о внесении сведений об их правах на объекты недвижимого имущества в государственный реестр прав на недвижимость.

 

2. Объекты государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Вопрос об объекте регистрации  прав на недвижимость, т.е. вопрос о  том, что именно подлежит регистрации, является одним из наиболее важных и сложных для понимания правовых основ системы регистрации прав на недвижимость. Объекты регистрации прав на недвижимое имущество устанавливаются п. 1 ст. 131 ГК РФ. Согласно Закону государственной регистрации подлежат: права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также права возникновения, ограничения, перехода и прекращения на недвижимое имущество, в том числе земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные поверхностные водные объекты, многолетние насаждения и другие объекты. Государственной регистрации подлежат права всех форм собственности, в том числе государственной, частной, общей (долевой или совместной).

Все объекты по правам, подлежащие государственной регистрации и учету, исходя из ГК РФ (ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296) и ст. 4 Закона, можно объединить в пять групп: право собственности; вещные права; ограничения прав; сделки с недвижимым имуществом; физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету.

В соответствии с российским законодательством право собственности  предполагает право владения, распоряжения и использования объектов недвижимости в целях и пределах, не нарушающих права собственников, а также  соблюдение ограничений (сервитутов).

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь  у себя данный объект недвижимости, содержать его в своем хозяйстве.

Правомочие пользования  представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования объекта недвижимости путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность  определения юридической судьбы объекта недвижимости путем изменения, его принадлежности, состояния или назначения.

Вещные права - это права  хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом, пожизненного и постоянного пользования наследуемого владения земельным участком и др. По своей правовой природе они являются абсолютными, т.е. субъекты таких прав могут осуществлять свои правомочия самостоятельно без содействия третьих лиц. Даже в случае перехода права собственности на объект недвижимости к другому лицу вещные права лиц, не являющихся собственниками, не прекращаются, и они могут продолжить свои правомочия (действия) в отношении имущества.

Ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты, ипотека; доверительное  управление и аренда. Однако четкого  определения ограничения прав на недвижимость и обременения имущества в Российском законодательстве не имеется. Но, исходя из текста ГК РФ, можно однозначно определить, что термин "ограничение" в том смысле, который придает ему ст. 131 и Закон о регистрации, всегда используется применительно к гражданским правам, в то время как термин "обременение" относится к имуществу. Таким образом, можно дать следующие определения данным понятиям.

Ограничение права на недвижимость - установленное на основании закона, либо уполномоченными органами, либо на основании сделки уменьшение правомочий собственника по сравнению с объемом правомочий, установленным законом непосредственно.

Обременение имущества - установленные  на основании законов и иных нормативных  актов или актами уполномоченных органов, либо договором и сохраняющиеся при смене правообладателя ограничения вещных прав на имущество и специальные обязанности обладателей этих прав.

Действия (сделки) - осознанные действия граждан и юридических  лиц, влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продажи с открытых торгов при исполнительном производстве. Согласно ГК РФ и Закону вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

При совершении сделок с  объектом незавершенного строительства  право на него регистрируется на основании  документов, подтверждающих право пользования  земельным участком для создания объекта недвижимости или проектно-сметной документации и описания объекта незавершенного строительства.

Субъектами регистрации  являются собственники недвижимого  имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.

Для создания рынка недвижимости необходимо юридически оформить недвижимость, т.е. кроме государственной регистрации  прав, должна осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, а также кадастровый и технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости.

В соответствии с утвержденными  формами каждому объекту недвижимости должен быть присвоен кадастровый номер -- уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета. Он основан на исключительности пространственно-географического расположения каждого объекта недвижимости, подлежащего регистрации.

Таким образом, кадастровый  и технический учет (инвентаризация) -- это указание признаков конкретного  объекта недвижимости, на основании которых объект может быть выделен из массы однородных вещей с последующим цифровым выражением ряда его характеристик по установленной схеме. Кадастровый номер сохраняется до тех пор, пока объект недвижимости, которому был присвоен данный кадастровый номер, существует как единый объект зарегистрированного права. В случае разделения, слияния, выделения объекта недвижимости, вновь образованным объектам (объекту) недвижимости присваиваются новые кадастровые номера.

Информация о работе Регистрация прав на недвижимое имущество РФ: особенности и основные признаки