Регулирование рынка труда и занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

Однозначного трактовки понятия «рынок труда», как и рынка вообще, невозможно найти в современной экономической литературе. Различные формулировки экономической категории рынка труда выделяют следующие основные аспекты: стадии процесса воспроизводства рабочей силы, согласование спроса и предложения, характер отношений между людьми и др.. Большинство авторов соглашается с тем, что рынок труда - это институт или механизм, с помощью которого покупатели и продавцы осуществляют процессы купли-продажи товара «рабочая сила», вступая в отношения товарного обмена. Итак, рынок труда - это социально-экономическая категория, характеризующая отношения людей, проявляющиеся в процессе найма, оценки, увольнения работников и установления размеров компенсации за использованную рабочую силу.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 26.12 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему:

Регулирование рынка  труда и занятости населения

Однозначного трактовки  понятия «рынок труда», как и рынка вообще, невозможно найти в современной экономической литературе. Различные формулировки экономической категории рынка труда выделяют следующие основные аспекты: стадии процесса воспроизводства рабочей силы, согласование спроса и предложения, характер отношений между людьми и др.. Большинство авторов соглашается с тем, что рынок труда - это институт или механизм, с помощью которого покупатели и продавцы осуществляют процессы купли-продажи товара «рабочая сила», вступая в отношения товарного обмена. Итак, рынок труда - это социально-экономическая категория, характеризующая отношения людей, проявляющиеся в процессе найма, оценки, увольнения работников и установления размеров компенсации за использованную рабочую силу.

Анализируя механизм функционирования современного рынка  труда, можно заметить, что в современных  экономических системах, когда экономика  свободной конкуренции не в состоянии  справиться с рядом экономических  и социальных проблем, создается  механизм функционирования рынка труда  с элементами государственного и  профсоюзного вмешательства, то есть государственного регулирования.

Для того чтобы лучше  понять механизм функционирования рынка  труда, необходимо определить, какая  именно часть населения попадает на рынок труда, а значит, необходимо рассмотреть некоторые понятия, которыми оперирует отечественная  и зарубежная статистика.

Трудоспособный  возраст - это период активной трудовой деятельности человека. Границы трудоспособного  возраста определяются законодательно: в Украине они составляют 16-59 лет  для мужчин и 16-54 года для женщин.

Трудоспособное  население - население, способное к  трудовой деятельности без учета  возраста, т.е. та его часть, которая  потенциально необходимый физическое развитие, интеллект и знания для  выполнения работы. В практике учета, анализа и прогнозирования используется понятие «трудовые ресурсы», которое  часто отождествляют с понятием трудоспособного населения.

Трудовые ресурсы  можно рассматривать и как  экономическую категорию, и как  планово-учетной показатель зависимости  от того, для чего это понятие  используется.

Трудовые ресурсы  как экономическая категория  выражают отношения населения, обладает физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условий воспроизводства  индивидуальной рабочей силы.

Трудовые ресурсы  как планово-учетный показатель - это численность населения, занятого в общественном производстве, а также  незанятого в нем трудоспособного  населения трудоспособного возраста. Этот показатель используется для разработки балансов трудовых ресурсов (что будет  рассмотрено далее).

Целесообразно анализировать  три сферы занятости: во-первых, занятость  трудоспособного населения (трудовые ресурсы), во-вторых, занятость экономически активного населения (рабочей силы), в-третьих, занятость населения на рынке труда (занятость наемным  трудом).

Согласно законодательству Украины занятости населения - это  деятельность, связанная с удовлетворением  личных и общественных потребностей. Занятостью признается деятельность не только на государственных предприятиях, но и в личном, фермерском и другом хозяйстве, садоводстве; индивидуальная трудовая деятельность; предпринимательство  и т.п., т.е. деятельность, которая  базируется на праве свободного владения своей способностью к труду и  праве собственности на средства производства для выполнения этой труда.

Необходимо выяснить, что такое занятость с экономических  и социальных позиций.

Занятость с экономических  позиций общества - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального  дохода. Эта занятость определяет экономический потенциал общества, уровень и качество жизни населения  в целом, благосостояние отдельных  граждан.

Занятость с социальных позиций - это занятость такими видами деятельности, как обучение в общеобразовательных  школах, других дневных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций.

Итак, занятость  как социально-экономическая категория  синтезирует совокупность отношений  с участием людей в общественном производстве

и связана с обеспечением масштабов, условий и форм включения людей в общественно полезный труд с процессами формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

Численность трудовых ресурсов в Украине остается практически  стабильной, а некоторое ее увеличение в 1995-1996 гг объясняется уточнением статистическими органами численности работающих в личном подсобном хозяйстве. Следует отметить, что характерной чертой динамики трудовых ресурсов является ежегодное сокращение численности граждан, занятых в народном хозяйстве (в 1999 г. против 1991 занятость сократилась на 22,8%).

Мобильность рабочей  силы в Украине остается достаточно высокой. Так, почти пятая часть  тех, кто работает и получает заработную плату, каждый оставляет свои рабочие  места, и только одна восьмая нанимается на работу. Беспокоит и то, что  каждый восьмой рабочий любого предприятия  работает на нем менее одного года. Так, например, уровень увольнений 20% означает, что каждый пятый рабочий  не будет работать на этом предприятии  в следующем году. Уровень зарегистрированной безработицы по состоянию на конец 1998 г. составил в Украине 3,69%, нагрузка на 1 свободное рабочее место в среднем составляло 30 человек, средняя продолжительность безработицы (месяцев) - 9,9.

Для преодоления  негативных явлений в сфере занятости  и регулирования рынка труда  необходимо:

осуществить меры по реформированию рынка труда;

создать благоприятные  условия для обеспечения продуктивной свободно избранной занятости;

обеспечить государственную  поддержку высокой мобильности  рабочей силы;

предотвратить массовую безработицу, которое возникает вследствие структурных изменений в экономике;

разработать конкретные меры по социальной защите работников в случае банкротства предприятий;

способствовать  социальной защите неконкурентоспособных  слоев населения;

предотвратить превращение  безработицы на долгосрочное застойное, способствовать быстрому трудоустройству  безработных граждан.

Государственное регулирование  рынка труда в Украине осуществляется на основании законодательных актов, основными из которых является Закон  Украины «О занятости населения» и Программа занятости населения  на 1997-2000 гг Закон Украины «О занятости населения» был одобрен в 1991 году (с многочисленными последующими поправками ). Закон гарантирует всем трудоспособным лицам трудоспособного возраста: право осуществлять любую законную экономическую деятельность, защита от дискриминационной практики найма на работу и увольнения; бесплатную помощь в поисках работы в соответствии с интересами, способностями, образования и умений лица, учитывая потребности общества; денежную компенсацию, связанную с направлением на работу в другие регионы; выходное денежное пособие в случае потери постоянной работы; бесплатное обучение и переобучение безработных, предоставление работы по специальности выпускникам государственных профессиональных учебных заведений, определение лиц, зачисляются в категорию безработных, а также лиц, которым предоставляется специальная защита. Этот Закон определяет основные задачи Государственной службы занятости, других министерств и социальных партнеров в регулировании рынка труда, стимулировании занятости и преодолении безработицы, механизм формирования и использования фонда содействия занятости населения, роль предприятий, учреждений и организаций в реализации государственной политики занятости.

Программа занятости  населения на 1997-2000 гг определяет меры государства по оказанию помощи гражданам в трудоустройстве, организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, содействие созданию рабочих мест, участия в работе по профориентации молодежи, организации общественных платных работ.

Согласно Закону Украины «О занятости населения» основные функции по регулированию  рынка труда в Украине осуществляет Министерство труда и социальной политики. Это Министерство отвечает за создание и модернизацию трудового  законодательства и за работу по вопросам занятости. В частности, оно несет  полную ответственность за формулирование национальной программы занятости  на базе региональных программ занятости, а также разрабатывает специальные  национальные программы, цель которых  способствовать занятости определенных групп людей (например молодежи, лиц, долгое время были безработными и т.д.).

Для реализации

программы занятости  в 1991 г. была создана Государственная  служба занятости (ГСЗ) как автономный орган при Министерстве труда  и социальной политики. В обязанности  ГСЗ входит анализ рынка труда, прогнозирования  спроса и предложения рабочей  силы, учет граждан по вопросам трудоустройства, предоставление им помощи в трудоустройстве, предоставление информации о свободных  рабочих местах и ??вакантных должностях, проведение профессиональной ориентации и консультации населения, в том числе молодежи, организация профессиональной подготовки и переподготовки работников, уволенных с предприятий, учреждений и организаций, подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных граждан, которые приглашаются в Украину для выполнения работ по межправительственным соглашениям, обеспечение в пределах своей компетенции социальной защиты незанятых граждан, осуществление контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями законодательства о занятости населения.

Государственная служба занятости состоит из национального  центра занятости, который контролирует двухуровневую сеть областных и  местных центров занятости: один республиканский центр (в Крыму), 24 областных и 2 городских центра в Киеве и Севастополе с  одинаковым статусом, и 655 (государственных  с 1997 г.) местных центров. Структура  управления государственной службой  занятости соответствует положению  на рынке труда и в экономике  страны.

Министерство экономики  и региональные управления экономики  местных государственных администраций  также выполняют определенные функции  по регулированию рынка труда. Они  осуществляют анализ и прогнозирование  численности населения, трудовых ресурсов и рынка труда, а также разрабатывают  сводный баланс трудовых ресурсов, сводный баланс рынка труда.

Основным документом для прогнозирования трудовых ресурсов является сводный баланс трудовых ресурсов, который состоит из четырех разделов: 1. Население 2. Трудовые ресурсы 3. Распределение  трудовых ресурсов 4. Распределение  занятых по сферам и отраслям народного хозяйства (табл. 10.5).

Таблица 10.5

СВОДНЫЙ БАЛАНС ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Показатели Отчет  Оценка Прогноз

1. Население

Љ

D

F

6II. Трудовые ресурсы  - всего

В том числе:

трудоспособное  население в трудоспособном возрасте

лица старшего возраста, работающих

подростки до 16 лет, работающих

III. Распределение  трудовых ресурсов

1. Занято в народном  хозяйстве - всего

в том числе:

- Работники государственных,  общественных предприятий, учреждений  и организаций (учитывая потребительской  кооперации)

- Колхозники, занятые  в общественном хозяйстве колхозов

- Лица, занятые в  крестьянском фермерском хозяйстве

- Лица, занятые в  кооперативах и малых предприятиях (без совместителей)

- Лица, занятые индивидуальной  трудовой деятельностью

- Лица, занятые в  личном подсобном хозяйстве

- Другие

2. Ученики трудоспособного возраста, обучающимся с отрывом от производства, - всего

из них таких, которые проходят профессиональную переподготовку и повышение квалификации 3. Служители религиозного культа

4. Трудоспособное  население в трудоспособном возрасте, занятое в домашнем хозяйстве  - всего

в том числе:

лица, которым нужна  работа

Справочно:

численность работников, работающих в кооперативах и малых  предприятиях по совместительству

IV. Распределение  занятых по сферам и отраслям народного хозяйства - всего

в том числе:

1. В отраслях сферы  материального производства

из них:

- В промышленности

- В строительстве

- В сельском хозяйстве

- В лесном хозяйстве

- На транспорте, в связи и в сфере обслуживания  производства

- В торговле, общественном  питании, заготовках, материально-техническом  снабжении, сбыте, в информационно-вычислительном  обслуживании,

- В других отраслях  материального производства

2. В отраслях непроизводственной  сферы

из них:

- В образовании,  культуре и искусстве

- В науке и  научном обслуживании

- В здравоохранении,  физической культуре и социальном  обеспечении

- В жилищном и  коммунальном хозяйстве и непроизводственных  видах бытового обслуживания

- На транспорте, в связи, в сфере обслуживания  и непроизводственных отраслях

- В аппарате органов  государственного управления, органов  управления кооперативных и общественных  организаций, в кредитных и  страховых учреждениях Государственное  регулирование рынка труда и  занятости использует определенные  правовые, организационные и научные  рычаги. Они обеспечивают

управления рынком труда и стимулирование занятости  населения.

Правовые меры. Главным  фактором правового регулирования  рынка труда является Закон Украины  «О занятости населения», изменения  и дополнения к нему, другие законы, подзаконные акты и распорядительные документы правительства.

Организационные мероприятия. Мероприятия регулирования занятости  делятся на активные и пассивные.

Активные - это меры по:

создание дополнительных сфер занятости (переструктуризация экономики, дополнительные рабочие места на государственных предприятиях, субсидирование создания новых рабочих мест в частном секторе, создание условий для иностранного инвестирования, организация общественных работ, содействие развитию малого бизнеса, предпринимательства, создание условий для самозанятости граждан и т.п.); MulineM . профессиональная ориентация населения, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

Информация о работе Регулирование рынка труда и занятости населения