Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:04, задача
Находим гарантированный выигрыш, определяемый нижней ценой игры a = max(ai) = 2, которая указывает на максимальную чистую стратегию A2.
Верхняя цена игры b = min(bj) = 3.
Что свидетельствует об отсутствии седловой точки, так как a ≠ b, тогда цена игры находится в пределах 2 <= y <= 3. Находим решение игры в смешанных стратегиях. Объясняется это тем, что игроки не могут объявить противнику свои чистые стратегии: им следует скрывать свои действия. Игру можно решить, если позволить игрокам выбирать свои стратегии случайным образом (смешивать чистые стратегии).
Решение матричной игры
Игроки |
B1 |
B2 |
a = min(Ai) |
A1 |
0 |
3 |
0 |
A2 |
5 |
2 |
2 |
b = max(Bi) |
5 |
3 |
Находим гарантированный
выигрыш, определяемый нижней ценой
игры a = max(ai) = 2, которая указывает на максимальную
чистую стратегию A2.
Верхняя цена игры b = min(bj) = 3.
Что свидетельствует об отсутствии седловой
точки, так как a ≠ b, тогда цена игры находится
в пределах 2 <= y <= 3. Находим решение
игры в смешанных стратегиях. Объясняется
это тем, что игроки не могут объявить
противнику свои чистые стратегии: им
следует скрывать свои действия. Игру
можно решить, если позволить игрокам
выбирать свои стратегии случайным образом
(смешивать чистые стратегии)
Решим задачу геометрическим
методом, который включает в себя
следующие этапы:
1. В декартовой системе координат по оси
абсцисс откладывается отрезок, длина
которого равна 1. Левый конец отрезка
(точка х = 0) соответствует стратегии B1,
правый - стратегии B2 (x = 1). Промежуточные
точки х соответствуют вероятностям некоторых
смешанных стратегий S1 = (p1,p2).
2. На левой оси ординат откладываются
выигрыши стратегии B1. На линии,
параллельной оси ординат, из точки 1 откладываются
выигрыши стратегии B2.
Решение игры (m x 2) проводим
с позиции игрока B, придерживающегося
максиминной стратегии. Доминирующихся
и дублирующих стратегий ни у одного из
игроков нет.
Максиминной оптимальной стратегии игрока
B соответствует точка N, лежащая на пересечении
прямых A1A1 и A2A2,
для которых можно записать следующую
систему уравнений:
y = 0 + (3 - 0)q2
y = 5 + (2 - 5)q2
Откуда
q1 = 1/6
q2 = 5/6
Цена игры, y = 21/2
Теперь можно найти минимаксную стратегию
игрока A, записав соответствующую систему
уравнений
5p2 = y
3p1+2p2 = y
p1+p2 = 1
или
5p2 = 21/2
3p1+2p2 = 21/2
p1+p2 = 1
Решая эту систему методом
обратной матрицы, находим:
p1 = 1/2
p2 = 1/2
1. Проверяем, имеет ли платежная матрица седловую точку. Если да, то выписываем решение игры в чистых стратегиях.
Считаем, что игрок I выбирает свою стратегию так, чтобы получить максимальный свой выигрыш, а игрок II выбирает свою стратегию так, чтобы минимизировать выигрыш игрока I.
Игроки |
B1 |
B2 |
a = min(Ai) |
A1 |
0 |
3 |
0 |
A2 |
5 |
2 |
2 |
b = max(Bi) |
5 |
3 |
|
Находим гарантированный выигрыш, определяемый нижней ценой игры a = max(ai) = 2, которая указывает на максимальную чистую стратегию A2.
Верхняя цена игры b = min(bj) = 3.
Что свидетельствует об отсутствии седловой точки, так как a ≠ b, тогда цена игры находится в пределах 2 ≤ y ≤ 3. Находим решение игры в смешанных стратегиях. Объясняется это тем, что игроки не могут объявить противнику свои чистые стратегии: им следует скрывать свои действия. Игру можно решить, если позволить игрокам выбирать свои стратегии случайным образом (смешивать чистые стратегии).
2.
Проверяем платежную матрицу
на доминирующие строки и
Иногда на
основании простого рассмотрения матрицы
игры можно сказать, что некоторые
чистые стратегии могут войти
в оптимальную смешанную
Говорят, что i-я стратегия 1-го игрока доминирует его k-ю стратегию, если aij ≥ akj для всех j Э N и хотя бы для одного j aij > akj. В этом случае говорят также, что i-я стратегия (или строка) – доминирующая, k-я – доминируемая.
Говорят, что j-я стратегия 2-го игрока доминирует его l-ю стратегию, если для всех j Э M aij ≤ ail и хотя бы для одного i aij < ail. В этом случае j-ю стратегию (столбец) называют доминирующей, l-ю – доминируемой.
В платежной
матрице отсутствуют
В платежной
матрице отсутствуют
Так как игроки выбирают свои чистые стратегии случайным образом, то выигрыш игрока I будет случайной величиной. В этом случае игрок I должен выбрать свои смешанные стратегии так, чтобы получить максимальный средний выигрыш.
Аналогично, игрок II должен выбрать свои смешанные стратегии так, чтобы минимизировать математическое ожидание игрока I.
3.
Находим решение игры в
Математические модели пары двойственных задач линейного программирования можно записать так:
найти минимум функции F(x) при ограничениях:
5x2 ≥ 1
3x1+2x2 ≥ 1
F(x) = x1+x2 → min
найти максимум функции Ф(y) при ограничениях:
3y2 ≤ 1
5y1+2y2 ≤ 1
Ф(y) = y1+y2 → max
Решаем эти системы симплексным методом.
Решение симплекс-методом доступно в расширенном режиме.
Цена игры будет равна g = 1/F(x), а вероятности применения стратегий игроков:
pi = g*xi; qi = g*yi.
Цена игры: g = 1 : 2/5 = 21/2
p1 = 21/2 • 1/5 = ½ p2 = 21/2 • 1/5 = 1/2
Оптимальная смешанная стратегия игрока I:
P = (1/2; 1/2)
q1 = 21/2 • 1/15 = 1/6 q2 = 21/2 • 1/3 = 5/6
Оптимальная смешанная стратегия игрока II:
Q = (1/6; 5/6) Цена игры: v=21/2
4. Проверим правильность решения игры с помощью критерия оптимальности стратегии.
∑aijqj ≤ v
∑aijpi ≥ v
M(P1;Q) = (0•1/6) + (3•5/6) = 2.5 = v M(P2;Q) = (5•1/6) + (2•5/6) = 2.5 = v M(P;Q1) = (0•1/2) + (5•1/2) = 2.5 = v M(P;Q2) = (3•1/2) + (2•1/2) = 2.5 = v
Все неравенства выполняются как равенства или строгие неравенства, следовательно, решение игры найдено верно.