Роль Центрального банка , его инструменты и рычаги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 10:58, доклад

Краткое описание

Главным звеном банковской системы любого государства, и Россия здесь не исключение, является центральный банк страны. Поэтому принципы его организации и деятельности не могут не отражаться на финансовой политике страны в целом.
Центральный банк, в отличие от прочих банковских учреждений, не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы в роли посредников между экономикой и Центробанком, а последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль Центрального банка.docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Роль Центрального банка , его инструменты и рычаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главным звеном банковской системы любого государства, и Россия здесь не исключение, является центральный  банк страны. Поэтому принципы его  организации и деятельности не могут  не отражаться на финансовой политике страны в целом.

Центральный банк, в отличие  от прочих банковских учреждений, не имеет  дела непосредственно с предпринимателями  и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие  как бы в роли посредников между  экономикой и Центробанком, а последний  хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически  помещались коммерческими банками  в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения  депозитов.

Осуществляя свою деятельность на макроуровне, Центробанк отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах  того или иного региона, той или  иной группы отраслей народного хозяйства  или предприятий, а в интересах  государства в целом. При этом центральный банк, в отличие от прочих кредитных организаций не ставит своей задачей получение  прибыли, что существенно меняет его функции, а также набор  инструментов, с помощью которых  он эти функции осуществляет.

Как известно, традиционно  центральный банк государства выполняет  четыре основные функции: осуществляет монопольную эмиссию банкнот, является банком банков, банкиром правительства, проводит денежно-кредитное регулирование  и банковский надзор. За центральным  банком законодательно "закреплена эмиссионная монополия в отношении  банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег".

Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный  банк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты предоставляются  банкам по ставке более высокой, чем  ставка рыночная, и потому вполне естественно, что банки обращаются за поддержкой к Центробанку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира  правительства центральный банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств.

Как правило, Центральный  банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном государственном  банке, и с этого же счета покрываются правительственные расходы.

Первой и основной обычной  функцией любого банка является функция  собирания, аккумуляции временно свободных  денежных средств. Однако при этом необходимо учитывать ряд особенностей такой  аккумуляции.

Дело в том, что банк собирает не столько свои, сколько  чужие временно свободные средства. И собранные денежные ресурсы  используются им, в сущности, не на свои, а на чужие потребности, сам же банк только получает соответствующее  вознаграждение за свою деятельность, которую можно в определенном смысле считать деятельностью посреднической.

Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального кредитора, иными  словами, у клиентов банка. Аккумуляция  средств становится, таким образом, одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение – лицензия.

Вторая функция банка  – функция регулирования денежного  оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный  оборот различных хозяйственных  субъектов; Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через  банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики  страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

Третья функция банка  – посредническая функция. Под ней  понимается деятельность банка как  посредника в платежах. Через банки  проходят платежи предприятий, организаций, населения.

Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это нельзя назвать  примитивной посреднической деятельностью.

Банк может понемногу  аккумулировать временно свободные  денежные средства многих клиентов, взятые в небольших размерах, и направить  огромные денежные ресурсы только одному субъекту.

Помимо этого, банк может  брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Кроме того, он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики  какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и/или в  другие регионы.

Являясь центром экономической  жизни, банк, таким образом, получает возможность трансформировать или  изменять размер, сроки и направления  капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. Посредническая функция с учетом всего этого  становится, правильнее сказать, функцией трансформации ресурсов.

Необходимо подчеркнуть, что все функции центрального банка взаимосвязаны. Кредитуя государство  и банки, центральный банк создает  тем самым кредитные орудия обращения. Осуществляя выпуск и погашение  правительственных обязательств, он воздействует на уровень ссудного процента.

Названные нами функции центрального банка создают вполне реальные предпосылки  для выполнения им функций регулирования  всей денежно-кредитной системы  страны, а тем самым и регулирования  экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского  надзора является на современном этапе важнейшей функцией центрального банка.

Центральный Банк России, как  и в любой стране, очень тесно  связан с государством. Достаточно сказать, например, что в качестве банкира правительства ЦБР выступает  его кассиром и кредитором, именно в нем открыты счета правительства  и правительственных ведомств.

Центральный Банк, как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие  от налогов и займов, зачисляются  на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в ЦБР, и  именно с этого счета покрываются  правительственные расходы.

Для обеспечения стабильности банковской системы в целом ЦБ РФ создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных  организаций. Данные отчисления осуществляются на условиях и в порядке, которые  определяет Банк России.

Банк России независим  в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в  его деятельность. В случае такого вмешательства, Банк России должен проинформировать об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Распространение принципов  рыночного либерализма привело  к усилению роли денежно-кредитной  политики и повышению ее значения в системе регулирования экономики.

Но именно это повлекло за собой усиление позиций центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования. Круг вопросов, непосредственно  связанных с деятельностью Центрального банка, широк и многообразен, а  проводимая им политика оказывает серьезное  воздействие на экономическое развитие страны. Вместе с тем, процесс осуществления  ЦБР своих функций неразрывно связан с организацией и осуществлением учета движения денежных средств, ценностей, требований и обязательств.

И упомянутые здесь тесные связи с государством отнюдь не означают, что оно может безгранично  влиять на политику ЦБР. Разве что  оно, как недавно в России, попытается принять законы, дающие ему право  на это влияние.

Существенная степень  независимости ЦБР является необходимым  условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства.

Но в то же время независимость  ЦБ от правительства имеет относительный  характер, ведь хорошо известно, что  экономическая политика не может  быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому ЦБР в определенной степени сочетает черты банка  и государственного органа.

Денежно-кредитная политика России направлена главным образом  на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности  банковской системы и, следовательно, на повышение уровня экономики страны. А основным проводником этой политики является ЦБ.

Решение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции, что  особенно ЦБ обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения  и курса национальной валюты и  в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов  всей экономической политики и прямо  определяется приоритетами правительства.

Итак, одной из основных функций  ЦБР, по сути, является регулирование  финансовой деятельности и банковских отношений в стране. К основным инструментам такого рода относятся:

- процентная ставка по  операциям ЦБР – официальная  учетная ставка, по которой ЦБР  готов учитывать векселя, предоставлять  кредиты другим банкам, т.е. ЦБР  выполняет функцию кредитора  последней инстанции. Предоставление  кредитов возможно на срок  до года под обеспечение (золото, драгоценные металлы, валюта, ценные  государственные бумаги, векселя,  гарантии и поручительства).

- регулирующие кредиты  ЦБР, которые размещаются в  банках с целью поддержания  ликвидности. С этой целью ЦБР  проводит аукцион, на который  допускаются коммерческие банки:

1) действующие на финансовом рынке более одного года;

2) регулярно представляющие отчетность в ЦБР;

3) соблюдающие все нормативы;

4) выполняющие резервные  требования.

- нормативное формирование  обязательных резервов, депонируемых  ЦБР. Это часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей  на беспроцентный счет в ЦБР  (нормы обязательного резервирования  на 20.02.98 г. по счетам на срок  до 30 дней – 14%, до 90 дней – 10%, свыше 90 дней – 8%, по валютным  вкладам – 8%).

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитных организаций. Изменение резервных требований возможно только в объеме пяти пунктов единовременно.

В настоящее время расчет отчислений в обязательные резервы  производится по среднеарифметической формуле, исходя из суммы ежедневных балансовых остатков по привлеченным средствам на отчетный период (на каждое 15 и 30 число месяца).

-операции на открытом  рынке – операции ЦБР по  купле-продаже ценных бумаг.

-формирование общих внутренних  нормативов для кредитных учреждений.

-участие в деятельности  международных банковских организаций.

- принятие решения о  выпуске и изъятии банкнот  и монет из обращения и осуществление  контроля над объемом денежной  массы.

- организация налично-денежного  обращения.

Официальные отношения между  рублем и драгоценными металлами  не устанавливаются. Банкноты и монеты являются безусловным средством  расчетов и обязательными к приему на всей территории России, а также  обеспечиваются всеми активами ЦБР.

При этом банкноты и монеты согласно закону не могут быть объявлены  недействительными без предупреждения о сроке их обмена, а этот срок не может быть менее пяти лет.

Кроме этого, ЦБР может  осуществлять банковские операции по обслуживанию правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных  внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.

К инструментам, позволяющим  обеспечивать функции ЦБР, можно  причислить также количественное и  качественное стимулирование, или сдерживание  в развитии определенных отраслей и  территорий при полном объеме кредита  процентов и сроков кредитования. Инвестиционные кредиты предоставляются  под разработанную и утвержденную правительством или ЦБР инвестиционную программу развития отрасли или  конкретной территории.

Помимо этого ЦРБ осуществляет еще и управление ресурсами коммерческих банков можно условно подразделить на два уровня – уровень государства  и уровень самого на величину их пассивов.

При этом немалое значение имеет процентная политика, проводимая Центробанком Российской Федерации  при межбанковском кредитовании. Ведь установленная Центробанком Российской Федерации официальная учетная  ставка выступает фактором регулирования  спроса на межбанковский кредит.

Минимальный размер уставного  фонда не только прямо, но и косвенно влияет на величину собственного капитала коммерческого банка, поскольку образование других его фондов взаимосвязано с уставным фондом. Так, от величины уставного фонда зависят размер и порядок формирования резервного фонда, образуемого за счет отчислений от прибыли.

Информация о работе Роль Центрального банка , его инструменты и рычаги