Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 17:58, курсовая работа
Краткое описание
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением; изъятии части прибыли, дохода через действие системы налогообложения, посредством обязательных платежей в бюджет. Государственное регулирование рынка осуществляется на основе законодательства, выпускаемых Характер развития экономики во многом определяется взаимодействием рынка и государства. За последние два столетия система взаимосвязи двух институтов претерпела немалые изменения. Оба института непрерывно развивались, однако характер динамики в каждом случае был различным.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Рыночная экономика и роль государства в рыночной экономике……………….4 Эволюция роли государства в экономике……………………………………………….4 1.2. Понятие рынка……………………………………………………………………………5 1.3. Роль государства в рыночной экономике………………………………………………6 Глава 2. Методы государственного регулирования. Позитивные и негативные стороны рыночной экономики. Проблемы ………………...................................................................9 2.1. Методы государственного регулирования..……………………………………………9 2.2. Аргументы в пользу рыночной системы ...…………………………………………….12 2.3. Аргументы против рыночной системы ………………………………………………...13 2.4. Проблемы рыночной экономики……………………………………………………….14 Глава 3. Государственная собственность и государственный сектор. Роль государства в кризисной экономике России ………………………………………………………………..17 3.1. Состав государственной собственности и особенности управления…………………17 3.2. Масштабы государственного сектора…………………………………………………..19 3.3. Роль государства в кризисной экономике России……………………………………..20 Заключение……………………………………………………………………………………23 Список литературы………………………………………………
Глава 1. Рыночная экономика
и роль государства в рыночной экономике……………….4
Эволюция роли государства
в экономике……………………………………………….4
1.2. Понятие рынка……………………………………………………………………………5
1.3. Роль государства в рыночной
экономике………………………………………………6
Глава 2. Методы государственного
регулирования. Позитивные и негативные стороны
рыночной экономики. Проблемы ………………...................................................................9
2.1. Методы государственного
регулирования..……………………………………………9
2.2. Аргументы в пользу рыночной
системы ...…………………………………………….12
2.3. Аргументы против рыночной
системы ………………………………………………...13
2.4. Проблемы рыночной экономики……………………………………………………….14
Глава 3. Государственная собственность
и государственный сектор. Роль государства в кризисной
экономике России ………………………………………………………………..17
3.1. Состав государственной
собственности и особенности управления…………………17
3.2. Масштабы государственного
сектора…………………………………………………..19
3.3. Роль государства в кризисной
экономике России……………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………………………………...24
Введение
По определению профессора
Чепурина, рынок - это способ взаимодействия
производителей и потребителей, основанный
на децентрализованном и без личностном
механизме ценовых сигналов. Важнейшими
условиями возникновения рынка являются
общественное разделение труда и специализация.
Главная установка рыночной экономики
- свобода выбора видов и форм деятельности
- декларирует право любого хозяйствующего
субъекта, будь то человек, семья, группа,
коллектив предприятия, выбирать желаемый,
целесообразный, выгодный, предпочтительный
вид экономической деятельности в любой
допускаемой законом форме. Под видами
экономической деятельности подразумевается
производство разнообразных видов продукции,
товаров, оказание платных услуг, а также
торгово-посредническая, финансово-кредитная,
научно-информационная, управленческая
деятельность.
Рыночная экономика не может
существовать и функционировать без государственного
регулирования, которое проявляется в
формировании свода правил и ограничений
рыночной деятельности, его поддержке
и обновлении, контроле за соблюдением;
изъятии части прибыли, дохода через действие
системы налогообложения, посредством
обязательных платежей в бюджет. Государственное
регулирование рынка осуществляется на
основе законодательства, выпускаемых
Характер развития экономики во многом
определяется взаимодействием рынка и
государства. За последние два столетия
система взаимосвязи двух институтов
претерпела немалые изменения. Оба института
непрерывно развивались, однако характер
динамики в каждом случае был различным.
Наиболее эффективно рыночный
механизм действует в условиях свободной,
или совершенной конкуренции, т. е. когда
ситуация на рынке характеризуется множеством
покупателей и продавцов, однородностью
продаваемой продукции, свободным доступом
фирм на рынок. При совершенной конкуренции
ни один из продавцов или покупателей
сам по себе не в состоянии воздействовать
на рыночную цену.
Цели
исследования состоят в изучении роли и функций
государства в экономике.
В развитие этой цели можно
выделить следующий круг задач:
Эволюция роли государства
в экономике
Понятие рынка.
Роль государства в рыночной
экономике
Методы и формы государственного
регулирования
Позитивные и негативные стороны
рыночной экономики. Проблемы
Роль государства в кризисной
экономике России
Объектом
исследования в курсовой работе является
рыночная экономика.
Предметом – роль государства в ее регулировании.
Глава
1. Рыночная экономика и роль государства
в рыночной экономике.
1.1
Эволюция роли государства в
экономике
Меркантилисты
История государственного регулирования
восходит к концу средневековья. В то время
основной экономической школой была школа
меркантилистов. Она провозглашала активное
вмешательство государства в экономику.
Меркантилисты утверждали, что главный
показатель богатства страны – количество
золота. В связи с этим они призывали поощрять
экспорт и сдерживать импорт.
Классическая
теория
Следующей ступенью развития
представлений о роли государства в экономике
стала работа А. Смита "Исследование
о природе и причинах богатства народов",
в которой он утверждал, что "свободная
игра рыночных сил" создает гармоничное
устройство.
В соответствии с классическим
подходом государство должно обеспечивать
безопасность жизни человека и его собственности,
разрешать споры, иными словами, делать
то, что индивидуум либо не в состоянии
выполнить самостоятельно, либо делает
это неэффективно. В своем описании системы
рыночной экономики Адам Смит доказывал,
что именно стремление предпринимателя
к достижению своих частных интересов
является главной движущей силой экономического
развития, увеличивая благосостояние
как его самого, так и общества в целом.
Главное заключалось в том,
что для всех субъектов хозяйственной
деятельности должны быть гарантированы
основные экономические свободы, а именно:
свобода выбора сферы деятельности, свобода
конкуренции и свобода торговли.
Кейнсианская
теория
В 30-е года нашего века, после
глубочайшего спада экономики США, Дж.
Кейнс выдвинул свою теорию, в которой
он опроверг взгляды классиков на роль
государства. Теорию Кейнса можно назвать
"кризисной", так как он рассматривает
экономику в состоянии депрессии. По его
мнению, государство должно активно вмешиваться
в экономику по причине отсутствия у свободного
рынка механизмов, которые обеспечивали
бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал,
что государство должно воздействовать
на рынок в целях увеличения спроса, так
как причина капиталистических кризисов
– перепроизводство товаров.
Главными чертами кейнсианской
модели регулирования являются:
- высокая доля национального
дохода, перераспределяемая через
госбюджет;
- создание обширной зоны
государственного предпринимательства
на основе образования государственных
и смешанных предприятий;
- широкое использование
бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых
регуляторов для стабилизации
экономической конъюнктуры, сглаживания
циклических колебаний, поддержания
высоких темпов роста и высокого
уровня занятости.
Неоклассическая
теория
В неоконсервативной модели
государство может лишь косвенно влиять
на экономику. Главная же роль в реализации
экономического развития страны отводится
рыночным силам.
1.2
Понятие рынка.
Исходный принцип свободного
выбора видов и форм деятельности в рыночной
экономике не исчерпывает понятия экономической
свободы, которая имеет в виду также возможность
проникновения рынка, рыночных отношений
в самые разнообразные сферы экономической
жизненной деятельности.
Принцип всеобщности заслуживает
самостоятельного выделения, хотя он представляет
в известной мере следствие принципа свободы
выбора и осуществления разных видов и
форм экономической деятельности. Он характеризует,
прежде всего, проникновения рыночных
отношений во все сферы общественного
производства. Иначе неправомерно называть
экономику рыночной.
Конечно, какие-то элементы
рынка и рыночных отношений всегда существуют
и в нерыночной, государственной, плановой
экономике. Точно также элементы государственного
планирования, регулирования экономических
процессов, централизованного руководства
заведомо есть в любой сугубо рыночной
экономике. Так что экономику можно считать
рыночной только в случае, когда товарно-денежные
отношения становятся превалирующими,
проникают во все сферы и секторы экономики.
Если в централизованной, "огосударствленной"
экономике объектом свободной купли-продажи
становятся только потребительские товары
и отдельные виды услуг, то в условиях
рыночной экономике сфера обменных процессов
распространяет свое действие на подавляющее
большинство видов продукции, товаров,
услуг. Объектом купли-продажи становятся
не только основные предметы потребления,
но практически и все другие предметы,
блага, услуги, включая средства производства.
Жилье в рыночной экономике,
иные виды имущества, недвижимости являются
объектом купли-продажи. Жилая площадь
не предоставляется, не распределяется
государственными органами, а покупается
и продается на рынке жилья.
Наличие рынка средств производства
и природных ресурсов - орудий труда, земли,
природных богатств, скора, производственных
зданий и сооружений, оборудования, машин,
материалов, энергоносителей и энергии
- также неотъемлемые признак рыночной
экономики. В условиях рыночных отношений
государственное распределение этих видов
экономических ресурсов заменяется свободной
оптовой и розничной продажей. Все объекты
обретают денежную стоимость и цену.
Рыночная экономика немыслима
без свободного рынка капитала - денег,
валюты, ценных бумаг, - который практически
отсутствует в "огосударствленной"
экономике либо представлен в ней в мизерных
дозах и проявлениях.
Наконец, всеобщность рынка
и рыночных отношений проявляется и в
том, что в нем широко представлен рынок
труда и рабочей силы, которые становятся
товарами, свободно реализуемыми их собственниками
на началах купли-продажи.
Рыночная экономика не есть
экономический мир, в котором свободно
покупается и продается все без ограничения.
Законы страны, государства призваны разумным
образом ограничивать продажу и покупку
земли, природных ресурсов, оружия, опасных
для людей веществ, национальных культурных
ценностей, духовного наследства и рядов
других предметов, вещей. Ограничивается
и деятельность в форме оказания отдельных
видов услуг. В то же время все это вместе
взятое не противоречит тезису о всеобщем
характере рынка в рыночной экономике.
1.3
Роль государства в рыночной
экономике.
Роль государства в рыночной
экономике проявляется через его функции.
Деятельность государства направлена
на достижение генеральной цели – блага
человека, его благополучия, максимальной
правовой и социальной защищенности личности.
Каждая функция государства
имеет предметно-политическую характеристику.
Ее содержание показывает, что является
предметом деятельности государства,
какие средства им используются для достижения
той или иной цели.
Центральный вопрос государства
– проблема разработки стратегии социально-экономического
развития страны с четким определением
конечных целей. Государство инициирует
разработку такой стратегии и несет ответственность
за ее направленность и конкретную реализацию.
Одна из важнейших функций –
стабилизация экономики и стимулирование
сбалансированного экономического роста.
Системой определенных мер в области бюджетной,
денежно-кредитной и фискальной политики
государство пытается преодолеть кризисные
явление, снизить инфляцию. В этих целях
оно стимулирует совокупный спрос на товары,
инвестиции, регулирует банковский процент
и налоговые ставки. В общем государство
для сглаживания циклических колебаний
в период спада экономики проводит политику
активизации всех хозяйственных процессов,
а в период ее подъема стремится сдерживать
деловую активность.
Особо следует выделить функцию
обеспечения занятости. Известно, что
рыночная экономика не обеспечивает полной
занятости населения. В ней неизбежна
вынужденная безработица Поэтому государство
стремится обеспечить полную занятость
трудоспособного населения, регулирует
рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие
службы занятости, организует новые рабочие
места, переподготовку и переквалификацию
рабочей силы и т.д.
В сферу деятельности государства
входит и регулирование цен. Значимость
данной функции велика, поскольку динамика
и структура цен объективно отражают состояние
экономики. В свою очередь, цены активно
влияют на структуру хозяйства, инвестиционный
процесс, устойчивость национальной валюты,
социальную атмосферу. В связи с этим государство
обязано влиять на цены, используя различные
методы воздействия, проводить определенную
политику ценообразования. Например, в
любой стране имеется множество товаров
и услуг, цены на которые определяются
государством: тарифы на железнодорожные
перевозки, электроэнергию и др. Зачастую
государство предоставляет ценовые субсидии,
специальные доплаты производителям социально
значимых товаров, устанавливает так называемые
лимитные цены, определяя только их верхние
границы.
Одной из основных функций государства
является обеспечение правовой базы деятельности
хозяйствующих субъектов. Государство
в лице его органов разрабатывает и принимает
законодательные акты, регулирующие экономическую
деятельность в стране и ставящие экономических
субъектов в равные условия. Оно определяет
права и формы собственности, правила
ведения предпринимательской деятельности,
устанавливает условия заключения и выполнения
контрактов, взаимоотношений, профсоюзов
и нанимателей, предупреждает злоупотребления,
обеспечивает защиту потребителя. Для
контроля за соблюдением законов создаются
специальные органы, принимающие действенные
меры к нарушителям.
Перераспределение
доходов и ресурсов.
Рынки не обязательно распределяют
доход по принципу социальной справедливости
и равенства. Чисто рыночное распределение
вовсе не гарантирует получение прожиточного
минимума. В связи с этим в рыночной экономике
государство берет на себя функцию ᴨȇрераспределения
доходов и ресурсов, стремясь сгладить
остроту социально-экономических противоречий,
не допустить обнищания отдельных социальных
слоев.