Роль малого предпринимательства в макроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:01, контрольная работа

Краткое описание

Малый бизнес имеет целый рад преимуществ по сравнению с крупным бизнесом в вопросах оперативного использования инноваций, особенно на фазах их распространения и адаптации к новой среде.
На этапе развития российской экономики эффективное функционирование малого предпринимательства во многом зависит от более полного использования всех внешних и внутренних условий, что диктует необходимость теоретического осмысления проблемы оптимального соотношения этих условий.

Вложенные файлы: 1 файл

МП в макроэкономике.docx

— 22.41 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Региональная политика России»

На тему:

«Роль малого предпринимательства  в макроэкономике»

 

 

 

 

 

Малый бизнес имеет целый рад преимуществ по сравнению с крупным бизнесом в вопросах оперативного использования инноваций, особенно на фазах их распространения и адаптации к новой среде.

На этапе развития российской экономики эффективное функционирование малого предпринимательства во многом зависит от более полного использования всех внешних и внутренних условий, что диктует необходимость теоретического осмысления проблемы оптимального соотношения этих условий.

В научных трудах А. Смита, К. Маркса, Д. Кейнса и других классиков содержалось лишь упоминание об особенностях деятельности малых предприятий. Как одна их многочисленных форм предпринимательской деятельности малое предпринимательство начало рассматриваться в экономической литературе в первой половине XX века. И только во второй половине XX века малое предпринимательство стало привлекать постоянное внимание правительств развитых стран, мировой и национальной науки. В это время появились работы зарубежных экономистов, управленцев и правоведов: Г. Берла, П. Вэйла, Д. Гэмона, М. Мескона, Н. Сорополиса, П. Уилсона и многих других.

Объектом многочисленных экономических исследований малое  предпринимательство стало в  России только с 90-х годов. Проблемы возникновения и развития малых  предприятий нашли отражение  в работах А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, Н. Ивановой, А. Муравьева, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева и других.

Однако не все вопросы  функционирования малого предпринимательства  получили достаточное внимание ученых и специалистов. Основное внимание уделялось проблеме государственной поддержки малого бизнеса. Другие же факторы деятельности малых предприятий - регионального регулирования, саморегулирования и их соотношения - оставались без должного внимания. Необходимость всестороннего рассмотрения этих сторон деятельности малого предпринимательства предопределила выбор темы данного диссертационного исследования.

 Определение экономики  начинается с понимания ограниченности  ресурсов. А логически продолжением  этого понимания является определение  тех механизмов и условий, которые  позволяют достичь эффективного  распределение ресурсов в той  или иной экономической системе.

Макросреда обозначает внешние по отношению к экономической системе факторы, то микросреда - определяет экономическое поведение отдельных экономических элементов - домашних хозяйств, организаций бизнеса, а также конкретных рынков и отраслей.

Российская экономика, являясь  на протяжении десятков лет по существу командной, накопила в себе множество  проблем, необходимость решения  которых привела к изменению  экономического курса общества. Если командная экономика предусматривает  распределение ограниченных ресурсов на альтернативные нужды без использования  рынков и цен, то в экономике свободно рынка, являющейся полной противоположностью командной, все решения по распределению  ресурсов принимаются субъектами экономических  отношений в процессе их взаимодействия на рынках, свободных от государственного вмешательства.

От качества микросреды и  технологических решений, принятых при разработке маршрутной технологии, в значительной степени зависят  технико-экономические показатели предприятия и эффективность  его деятельности.

Взаимодействие экономических  полей макро- и микросред любой  трансформирующейся и развивающейся  общественно-экономической системы  будет достигать более высокого уровня эффективности, когда они  связаны между собой фактором малого предпринимательства, являющимся катализатором обменных экономических процессов, увеличивающим инновационные ресурсы в микро- и макроэкономике и способствующим установлению равновесного противостояния между ними, а также снимающим ряд нестыковок в макроэкономике.

Традиции отношения собственности и предпринимательской активности формируются в каждом государстве по-своему в силу специфики его исторического, социально-политического и экономического развития. Важнейшими факторами в этом процессе выступают уровень и своеобразие развития государства; характер взаимодействия последнего с социальными группами, проявляющими деловую активность.

Конкурентная среда не может формироваться самостоятельно, как следствие согласованных действий экономических субъектов или как побочный результат максимизирующего экономического поведения индивидов. Эти обстоятельства обусловливают потребность постоянных усилий государства, направленных на созданиеконкурентных условий для остальных субъектов рынка.

Важнейшими количественными  показателями, характеризующими состояние  малого предпринимательства в Российской федерации являются количество малых предприятий и численность работающих на них. За период с 1991 по 2002 год число малых предприятий в стране возросло с 268 тысяч до 843 тысяч в 2012 году, при этом численность занятых на них увеличилась с 5,4 млн. человек до 7,4 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2012 года по данным МНС Российской Федерации достигла 4,5 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет около 12,0 млн. человек. На долю малых предприятий приходится 2% основных фондов, 2,6 % инвестиций, 5,9% выпуска товаров и услуг.

Процессы саморегулирования малого предприятия возникают в связи с необходимостью разрешения внутренних проблем развития малого предприятия.

 Формируя модель предприятия,  необходимо исследовать возможность  прогнозирования доходов за счет  введения инноваций в производстве и управлении. Подход к прогнозированию доходов предприятия и экономических показателей его деятельности основывается на взаимосвязи характеристик компонентов предприятия в натуральном и стоимостном выражении. Мы предлагаем методы прогнозирования и оптимизации экономических результатов деятельности предприятия исходя из характеристики параметров компонентов производственно-технологической модели.

В условиях, когда государство  отстраняется от решения социальных проблем и население вынуждено  жить в режиме самовыживания, поиск самостоятельного (без помощи государства) решения своих материальных проблем приводит значительную часть граждан в сферу теневой экономики. В данных обстоятельствах вовлечение в теневые экономические отношения дает определенную свободу и материальную независимость от государства.

Рациональная роль государства  в поддержке малого предпринимательства сводится к регулированию и корректировке стратегической и тактической политики, которая включает следующие основные направления: налоговая политика; инвестиционная политика; тарифная политика; экспортная политика; лицензионная политика и инспекция малых предприятий; инновационная политика; регулирование развития малого предпринимательства по отраслевым направлениям и региональному распределению; финансово-кредитная политика и контроль.

Прямая финансовая поддержка малого предпринимательства, предполагает необходимость капиталоемких централизованных ассигнований и убыточных, прежде всего, для местных бюджетов налоговых льгот. За рубежом эти потери компенсируются масштабными налоговыми поступлениями со стороны крупного бизнеса и физических лиц.

Сформулированы три главных  требования к новой концепции централизованной поддержки малого предпринимательства: фискальные и контрольно-разрешительные функции местных органов государственной власти в отношении малых предприятий должны быть резко ограничены федеральным законодательством;

- приоритеты государственной поддержки должны быть перенесены на те ее формы, которые не требуют прямого бюджетного финансирования или сокращения доходных статей бюджетов;

- прямая финансовая поддержка  должна распространяться на очень  ограниченные группы малых предприятий,  в ускоренном развитии которых заинтересовано общество и государство.

Какова же роль малого бизнеса в экономике? В чем отличие малого бизнеса от крупномасштабных предприятий?

В первую очередь – это  мобильность, быстрое принятие решений, способность реагировать на колебания  рынка и координация всех сил  компании на изменение продукта, методов  продаж, маркетингового плана, реорганизация  структуры компании, смена рода деятельности.

Роль малого бизнеса заключается  в том, что подобная способность  компаний к видоизменению в бизнес процессах, переключение капитала с  одного вида деятельности на другой, способствует сохранению на рынке определенной стабильности.

Экономическая роль малого бизнеса заключается в первую очередь в создании большого количества рабочих мест, как для высококвалифицированных сотрудников, так и для студентов, пенсионеров и группы населения с низким уровнем образования и квалификации. Именно на таких предприятиях студенты могут получить все необходимые знания и опыт, развиваться как специалисты.

Таким образом предприятия малого и среднего бизнеса уменьшают процент безработицы, влияют на уровень доходов населения и формируют средних класс. В то же время нельзя не оценить роль малого бизнеса в развитии инновационных технологий, хотя основная масса специализируется на торговле.

Часть сегмента малого бизнеса вкладывает средства в научно-технические изобретения, способствуя подъему национальной экономики в сфере высоких  технологий и науки. Роль малого и среднего бизнеса в государственном бюджете – это постоянные отчисления в бюджет налогов, так как малые организации исправно платят по счетам, в отличие от крупных предприятий.

Кроме того роль малого и среднего бизнеса – это поддержка специализации  и кооперации в различных отраслях: мелкое и среднее производство, сфера  обслуживания, которые специализируются на одном или нескольких направлениях.

Развитие конкуренции, изучение потребительского спроса, требований рынка, способность  заполнять пробелы в ассортименте, минимизация и регулирование  цены товаров, рост качества товаров  и услуг, создание атмосферы предпринимательства  и экономических соревнований за лидерство в отрасли – все  эти составляющее, определяют роль малого бизнеса в экономике.

В отличие от крупных компаний, предприятия малого бизнеса страдают от недостаточного финансирования, некомпетентной работы управленческого аппарата, больших  эксплуатационных расходов, высокой  конкуренции.

В этом случае неоценима роль государства в малом бизнесе. Государственная поддержка просто необходима по разным направлениям, в первую очередь: льготное налогообложение и кредитование, помощь в финансировании научно-технических разработок, упрощенные системы налогообложения, финансовой и бухгалтерской отчетности, регистрации бизнеса, лицензирования и сертификации продукции.

Помощь государства во внешнеэкономической  деятельности малых и средних  организаций положительно влияет на роль малого бизнеса в экономике. Увеличение экспортных операций, развитие рынков сбыта в других странах, привлекает иностранных инвесторов и приток внешнего капитала в государство. Именно поэтому роль малого бизнеса оказывается столь великой. Недаром ведущие мировые лидеры создают экономические и социальные программы в поддержку этого сегмента рынка, как двигателя экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Дайнеко, А.Е. Экономические факторы мирового развития./ А.Е. Дайнеко, Г.В. Забавский. - М.: Дикта, 2010. - 392 с.

2.Дашков Л.П. Предпринимательство и бизнес. — М.: Маркетинг, 2009.

3.Лапуста М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 452 с.

4.Малые предприятия в мире и России: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www/allhrabiz.ru

5.Образцова О. Развитие российского частного предпринимательства в межстрановом сопоставлении / О. Образцова, А. Чепуренко // Вопросы экономики. – 2008. - № 8. – С. 91-107.

6.Шиганов В.В. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства / В.В. Шиганов // Финансы и кредит. 2008. - №32. С. 46-51.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль малого предпринимательства в макроэкономике