Роль свободных экономических зон в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Одной из составных частей перестройки народного хозяйства является радикальная реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме существенного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в экономике открытого типа свободных экономических зон (СЭЗ), что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их состязательность. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются «СЭЗ» не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
1. Рыночная система и основные проблемы развития…………………………………………………………………..3
2. Понятие рыночной системы и особенности функционирования………………………………………………………5
3. Развитие рыночной системы в Российской Федерации…….………14
4. Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации………………………………………………………………...18
5. Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования……………………………………...………………..22
Заключение……………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

Роль свободных экономических зон в РФ.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………2 
1. Рыночная система и основные проблемы развития…………………………………………………………………..3 
2. Понятие рыночной системы и особенности         функционирования………………………………………………………5 
3. Развитие рыночной системы в Российской Федерации…….………14

4. Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации………………………………………………………………...18 
5. Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования……………………………………...………………..22

Заключение……………………………………………………………….34

Список использованных источников……………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из составных  частей перестройки народного хозяйства  является радикальная реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме  существенного повышения его  вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в экономике открытого типа свободных экономических зон (СЭЗ), что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их состязательность. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются «СЭЗ» не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Однако термин «СЭЗ» (и другие его варианты, которых  известно около 30, например, зона свободного предпринимательства) в разных странах  используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ним стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80 странах. Они функционируют в развивающихся и в промышленно развитых странах 
– США, Японии, Германии, Великобритании. В настоящее время СЭЗ активно образуются в Польше, Венгрии, Болгарии. Большой опыт по их созданию накоплен в Китае. СЭЗ формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров, в отдельных промышленных районах на небольших территориях, часто расположенных на островах, т.е. естественным образом изолированных. Обычно эти зоны бедны природными ископаемыми и малопригодны для сельскохозяйственного производства. За счет придания этим территориям особого статуса и льгот привлекаются внешние источники экономического развития.

СЭЗ России является территория, на которой устанавливается  особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий  с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. 
Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия льготно-экспортно - импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливается законодательством РФ, а также решением местных органов власти.

СЭЗ создаются  для ускорения социально-экономического развития России и его регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства, высококачественной импорто-заменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-лет ведутся далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российские СЭЗ до сих пор нельзя считать вполне ясным целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших природных условий. В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как должна сказаться специфика. Для ответов на эти вопросы требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный в том числе и отрицательный опыт. Это позволит объективно оценить возможность и перспективы создания и развития СЭЗ в РФ.

Рыночная система  и основные проблемы ее развития

Рыночная система  как один из видов экономических  систем.

Различные экономические  системы отличаются по двум основным признакам: а) по форме собственности  на средства производства; б) по способу, посредством которого координируется и управляется экономика.

В соответствии с этим выделяют:

1. Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной  конкуренции. 
Характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

2. Командная  экономика. Эту систему характеризует  общественная собственность практически  на все материальные ресурсы  и коллективное принятие экономических  решений посредством централизованного экономического планирования.

3. Традиционная  экономика — система, в которой  техника производства, обмен, распределение  доходов базируются на обычаях  и традициях.

В реальной действительности экономические системы, действующие  в отдельных странах, являются смешанными, располагаясь между крайностями чистого капитализма и командной экономики. Так, бывший СССР был ближе к командной экономике, но и в нем действовали элементы рынка, США — ближе к чистому капитализму, но при этом правительство играет активную роль. Названные выше экономические системы являются; абстракциями и в чистом виде в реальной действительности никогда не существовали. Однако анализ таких чистых систем дает возможность понять, как функционирует экономика. Для этого рассмотрим сначала основные принципы чистого капитализма.

Основные принципы капитализма:

1. Частная собственность  на ресурсы, подкрепленная правом  завещания.

2. Свобода предпринимательства  и выбора, которая означает, что  частные предприятия могут по  собственному усмотрению приобретать ресурсы, организовывать процесс производства и продавать свои товары и услуги. Самой широкой является свобода потребительского выбора.

3. Движущей силой  системы является интерес. Каждая  экономическая единица стремится  делать то, что выгодно ей самой. Предприниматели стремятся получить максимальную прибыль, владельцы ресурсов — продать их по самой высокой цене, а покупатели — купить по самой низкой цене.

4. Конкуренция,  которая означает:

а) наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса так, что ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложить такое количество продукта, которого было бы достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену.

б) Свобода вступления в отрасль и выхода из нее. Это означает, что не существует каких-либо искусственных препятствий, не допускающих расширения или сокращения отдельных отраслей.

5. Основным координирующим  механизмом является рыночная  система. 
Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуются через систему рынков.

6. Роль правительства,  ограниченная установлением общих  юридических правил осуществления  индивидуального выбора решений  и использования частной собственности.

Помимо перечисленных  выше принципов, свойственных почти исключительно чистому капитализму, существуют формы деятельности, свойственные всем экономическим системам. К ним относятся:

1. Широкое использование  средств производства. "Косвенное"  производство с использованием  орудий труда является более  эффективным, чем прямое (ручное производство).

2. Специализация  (разделение труда) позволяет  использовать преимущества, проистекающие  из различий способностей людей,  климатических и природных условий. Недостатком специализации является то, что она влечет за собой монотонность труда, увеличивает зависимость от других производителей н порождает проблему обмена возникающими излишками.

3. Применение  денег. Деньги являются удобным  средством обмена товаров в  противоположность бартеру (прямой  обмен товара на товар). Бартерный обмен требует совладения потребностей, а деньги делают возможным обмен даже там, где такого совладения нет. При этом в качестве денет может выступать все, что признается покупателями и продавцами как средство обмена.

  Понятие рыночной системы и особенности функционирования

Понятие рыночная система многогранно, главный ее признак все же можно выделить. Это принцип свободы хозяйственной  деятельности.

Естественно, экономическая  свобода, как и политическая, социальная, духовная, нравственная, ограничена общественно устанавливаемыми пределами, не позволяющими ей вылиться в анархию, превратиться в средство необузданного экономического произвола. Без системы общественных ограничений, свобода одних станет насилием для других. Но в то же время наличие ограничений не свидетельствует, что в условиях их действия свобода заключена в заранее заданные рамки. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу, предприимчивость.

Главный принцип  рыночной системы декларирует право  любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив  предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными атрибутами рынка в экономике.

Определяющим  принципом рыночной системы является также равноправие рыночных субъектов  с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические  права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления  экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов.

Рыночной системе свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Причем, в отличие от условий государственной экономики, в рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависят только от финансового состояния на самом предприятии. Итак, на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся рыночная экономическая система.

       Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи: общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства. Как общий доход, так и общие издержки - это величины, образуемые соотношением "цены - время - количество продукта". Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки 
- умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем - суммированием затрат на каждый ресурс.

Однако возникает  вопрос: действительно ли не будут выпускаться товары, не приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить на него, нужно уяснить такое понятие, как "экономические издержки". Это - платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужные количества таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила и предпринимательские способности (плата за последние называется нормальной прибылью). Следует отметить, что талант предпринимателя - тоже редкий ресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без него существование предприятия, т.е. производство продукции путем объединения перечисленных четырех факторов, стало бы невозможным. И продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В том случае, когда доход превышает экономические издержки, т.е. появляется чистая прибыль, эта часть доходов также оседает у предпринимателя и может быть расходована так, как ему представляется нужным. Если же рассматривать макроэкономические тенденции, то наличие прибыли в отрасли служит свидетельством того, что отрасль процветает. У такой отрасли возникнет тенденция к превращению в расширяющуюся отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверхнормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. Однако появление в отрасли новых фирм представляет собой самоограничивающийся процесс. С вступлением новых фирм в отрасль рыночное предложение ее продукта возрастет по отношению к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену на данный продукт, пока она со временем не достигнет уровня, при котором экономическая прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция сводит эту прибыль на нет. Такое соотношение рыночного предложения и спроса, когда экономическая прибыль становится нулевой, и определяет общее количество произведенного продукта. В этой ситуации отрасль достигает своего 
"равновесного объема производства", по крайней мере до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе и предложении не нарушат это равновесие. Обратное происходит тогда, когда в отрасли после насыщения (стабилизации) рынка падает спрос на ее продукцию или уровень предложения выше уровня спроса. В этом случае чистая прибыль пропадает, и возникает нехватка средств на покрытие экономических издержек. Тогда фирмы вынуждены сокращать производство или переходить в другую отрасль. В свете сказанного "рыночная свобода" - понятие относительное: с одной стороны, инициатива предпринимателя свободна, с другой - сами рыночные механизмы весьма сильно ограничивают предпринимателя.

Информация о работе Роль свободных экономических зон в экономике