Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены основные инструменты государственного регулирования рынка. Основной упор делается на конкретных средствах регулирования экономики, их разновидностях. Актуальность темы и степень научной разработанности проблемы обозначили цель и задачи, которые заключаются в том чтобы определить назначение и роль таких основных средств государственного регулирования рынка как: цены, тарифы, льготы, субсидии, компенсации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Объективная необходимость регулирования рынка…………………4
1.1 Методы государственного регулирования ………………………………….6
1.2 Инструменты государственного регулирования ………………………...…7
1.3 Субъекты государственного регулирования………………………….…......8
1.4 Объекты государственного регулирования…………………………………9
Глава 2. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании рынка…………………………………………………………………………...…10
2.1Цены…………………………………………………………………………...10
2.2 Тарифы………………………………………………………………………..12
2.3 Льготы………………………………………………………………………...14
2.4 Субсидии……………………………………………………………...……...15
2.5 Компенсации………………………………………………………..………..19
Заключение………………………………………….……………………………19
Список литературы…………………………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования.docx

— 61.58 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и науки РФ

Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

 

 

Кафедра экономической  теории и инвестирования

 

 

Курсовая работа по дисциплине: Микроэкономика

На тему: «Роль  цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций  в регулировании рынка».

 

 

Руководитель:

Вершинина А. А.

Выполнила:

Фролова М.А 

студентка группы ДЭЭ-103

 

 

 

Москва-2011


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Объективная необходимость регулирования рынка…………………4

    1. Методы государственного регулирования ………………………………….6
    2. Инструменты государственного регулирования ………………………...…7
    3. Субъекты государственного регулирования………………………….…......8
    4. Объекты государственного регулирования…………………………………9

Глава 2. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании  рынка…………………………………………………………………………...…10

2.1Цены…………………………………………………………………………...10

2.2 Тарифы………………………………………………………………………..12

2.3 Льготы………………………………………………………………………...14

2.4 Субсидии……………………………………………………………...……...15

2.5 Компенсации………………………………………………………..………..19

Заключение………………………………………….……………………………19

Список литературы…………………………………………………………….21

 

 

 


 

Введение.


Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. А что такое государство? Государство-это организация публичной политической власти на определенной территории, по отношению к определенному населению, обладающая определенным аппаратом управления и принуждения и имеющая право принимать общеобязательные правила поведения. Государственные структуры играют ведущую роль в современных экономиках. Эта роль не ограничивается только покупками товаров и услуг. Государственный структуры устанавливают правовые основы, в рамках которых осуществляется экономическая деятельность, регулируют экономическую деятельность и предпринимают попытки стабилизировать экономический цикл.

В данной работе рассмотрены основные инструменты  государственного регулирования рынка. Основной упор делается на конкретных средствах регулирования экономики, их разновидностях. Актуальность темы и степень научной разработанности проблемы обозначили цель и задачи, которые заключаются в том чтобы определить назначение и роль таких основных средств государственного регулирования рынка как: цены, тарифы, льготы, субсидии, компенсации.

 

 

Глава 1.  Объективная необходимость регулирования рынка

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным  методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок  обусловливает высокую и постоянную ответственность за своевременное  и качественное принятие хозяйственных  решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под  влиянием спроса и предложения, то производители  получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие  сроки. Рыночные цены обусловливают  принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и  т.п.

Однако нерегулируемый и  непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения  могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности  и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с  непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания  рыночного механизма с государственным  регулированием всей экономики.

Именно в силу несостоятельности  и несовершенства рынка государственное  вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым  и оправданным. Причем чем выше уровень  развития производительных сил, тем  выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное  экономическое регулирование.

В XX в. главным идеологом  и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.

Государственное регулирование - это система мер по централизованному  воздействию государства, его федеральных  и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность

Государство призвано создать  такую экономическую ситуацию, используя  различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное  функционирование производства. В частности  большое значение имеют антимонопольная  деятельность государства, активизация  конкуренции, обеспечение максимально  благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость

Для рынка справедливым считается  получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов  и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в  этом неудачу. Чисто рыночное распределение  вовсе не гарантирует получения  прожиточного минимума. Поэтому государство  берет на себя функцию перераспределения  доходов через налоги, а также  поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность

Государство поддерживает экономическую  стабильность, сглаживает циклическую  форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые  принципиально не может осуществить  сам рынок. Следовательно, государственное  регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

1.1.Методы государственного  регулирования

В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают экономические методы, которые включают в себя:

  • методы прямого государственного регулирования;
  • методы косвенного государственного регулирования.

Прямые методы выступают в следующих основных формах:

  • целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы;
  • государственные закупки;
  • функционирование государственного сектора экономики.

Косвенные методы выступают в следующих основных формах:

  • кредитно-денежные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
  • бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
  • ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
  • внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

В государственном регулировании  экономики используются административные методы, основными формами которых являются:

  • антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);
  • введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);
  • определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).

1.2.Инструменты  государственного регулирования

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов. Их подразделяют на административные и экономические.

Административные  средства основаны на  силе  государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

В  странах  с  развитой  рыночной  экономикой  эти  средства  использует  государство  главным  образом  для  обеспечения  охраны окружающей среды, гарантий минимально приемлемых условий существования для малоимущих слоев населения, а также для борьбы с  теневым бизнесом.

Экономические  средства  связаны  с  созданием  дополнительных  материальных  стимулов  или возможных финансовых  наказаний, например в виде штрафов. Экономические средства подразделяются  на  средства  денежно-кредитной  политики  и  средства бюджетной политики.

Денежно-кредитная  политика -  совокупность  мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики.

Бюджетная  политика -  совокупность  мероприятий  по  использованию доходов  и  расходов  бюджета  в  целях  регулирования  экономики.

Еще  одним  комплексным  инструментом  государственного  регулирования  является  государственный  сектор  в  экономике,  который  объединяет  предприятия  и  организации  находящиеся  непосредственно в собственности государства. 

1.3 Объекты государственного регулирования.

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

  • фирма;
  • район;
  • отрасль;
  • сфера производства;
  • национальная экономика;
  • международные отношения.
    1. Субъекты государственного регулирования.

Субъектами государственного регулирования являются:

  • носители;
  • выразители;
  • исполнители хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.

Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.

К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. . Роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании рынка.

2.1 Цены.

Цена – это индивидуальная, личная, общественная и социальная категория. Цены регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены вместе взятые действуют как общий, единый, целостный ценовый механизм. Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли территории, страны, гораздо меньше известны рядовому человеку. В экономике применяются десятки миллионов цен, под единым понятием "цена" понимается множество разновидностей цен. Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику и вообще на уровень жизни, в частности, намного меньше возлагаемых на них надежд. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны

Информация о работе Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка