Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 19:43, курсовая работа
В данной работе рассмотрены основные инструменты государственного регулирования рынка. Основной упор делается на конкретных средствах регулирования экономики, их разновидностях. Актуальность темы и степень научной разработанности проблемы обозначили цель и задачи, которые заключаются в том чтобы определить назначение и роль таких основных средств государственного регулирования рынка как: цены, тарифы, льготы, субсидии, компенсации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Объективная необходимость регулирования рынка…………………4
1.1 Методы государственного регулирования ………………………………….6
1.2 Инструменты государственного регулирования ………………………...…7
1.3 Субъекты государственного регулирования………………………….…......8
1.4 Объекты государственного регулирования…………………………………9
Глава 2. Роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании рынка…………………………………………………………………………...…10
2.1Цены…………………………………………………………………………...10
2.2 Тарифы………………………………………………………………………..12
2.3 Льготы………………………………………………………………………...14
2.4 Субсидии……………………………………………………………...……...15
2.5 Компенсации………………………………………………………..………..19
Заключение………………………………………….……………………………19
Список литературы…………………………………………………………….21
Министерство образования и науки РФ
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Кафедра экономической теории и инвестирования
Курсовая работа по дисциплине: Микроэкономика
На тему: «Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка».
Руководитель:
Вершинина А. А.
Выполнила:
Фролова М.А
студентка группы ДЭЭ-103
Москва-2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Объективная необходимость регулирования рынка…………………4
Глава 2. Роль цен, тарифов, льгот,
субсидий и компенсаций в регулировании
рынка…………………………………………………………………
2.1Цены……………………………………………………………
2.2 Тарифы………………………………………………………………
2.3 Льготы………………………………………………………………
2.4 Субсидии…………………………………………………………
2.5 Компенсации…………………………………………………
Заключение………………………………………….………
Список литературы…………………………………
Введение.
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. А что такое государство? Государство-это организация публичной политической власти на определенной территории, по отношению к определенному населению, обладающая определенным аппаратом управления и принуждения и имеющая право принимать общеобязательные правила поведения. Государственные структуры играют ведущую роль в современных экономиках. Эта роль не ограничивается только покупками товаров и услуг. Государственный структуры устанавливают правовые основы, в рамках которых осуществляется экономическая деятельность, регулируют экономическую деятельность и предпринимают попытки стабилизировать экономический цикл.
В данной работе рассмотрены основные инструменты государственного регулирования рынка. Основной упор делается на конкретных средствах регулирования экономики, их разновидностях. Актуальность темы и степень научной разработанности проблемы обозначили цель и задачи, которые заключаются в том чтобы определить назначение и роль таких основных средств государственного регулирования рынка как: цены, тарифы, льготы, субсидии, компенсации.
Глава 1. Объективная необходимость регулирования рынка
Рыночный механизм управления
является потенциально эффективным
методом координации и
Однако нерегулируемый и
непрогнозируемый рынок объективно
не может обеспечивать достижения важных
долгосрочных целей, решения важных
социально-экономических задач. Недостаточно
координируемые рыночные отношения
могут приводить к
Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренция, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.
В XX в. главным идеологом
и основоположником теории и практики
регулирования экономики
Государственное регулирование - это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.
Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.
Эффективность
Государство призвано создать
такую экономическую ситуацию, используя
различные экономические
Справедливость
Для рынка справедливым считается
получение высоких доходов
Стабильность
Государство поддерживает экономическую
стабильность, сглаживает циклическую
форму развития экономики. Проводит
оно и антимонопольную
Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.
1.1.Методы государственного регулирования
В системе методов
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
Косвенные методы выступают в следующих основных формах:
В государственном регулировании экономики используются административные методы, основными формами которых являются:
1.2.Инструменты государственного регулирования
Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий набор инструментов. Их подразделяют на административные и экономические.
Административные средства основаны на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
В странах с развитой рыночной экономикой эти средства использует государство главным образом для обеспечения охраны окружающей среды, гарантий минимально приемлемых условий существования для малоимущих слоев населения, а также для борьбы с теневым бизнесом.
Экономические средства связаны с созданием дополнительных материальных стимулов или возможных финансовых наказаний, например в виде штрафов. Экономические средства подразделяются на средства денежно-кредитной политики и средства бюджетной политики.
Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики.
Бюджетная политика - совокупность мероприятий по использованию доходов и расходов бюджета в целях регулирования экономики.
Еще одним комплексным
инструментом государственного
регулирования является государственный
сектор в экономике, который
объединяет предприятия и организации
находящиеся непосредственно в собственности государства.
1.3
Объекты государственного
Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.
Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.
Объекты различаются по уровню решаемых проблем:
Субъектами государственного регулирования являются:
К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.
Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.
К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.
Глава 2. . Роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании рынка.
2.1 Цены.
Цена – это индивидуальная, личная, общественная и социальная категория. Цены регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены вместе взятые действуют как общий, единый, целостный ценовый механизм. Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах не только личности и семьи, но и предприятия, отрасли территории, страны, гораздо меньше известны рядовому человеку. В экономике применяются десятки миллионов цен, под единым понятием "цена" понимается множество разновидностей цен. Цены представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику и вообще на уровень жизни, в частности, намного меньше возлагаемых на них надежд. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны
Информация о работе Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании рынка