Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:23, реферат
Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.Содержание [убрать]
История
25 июня 1988 года было подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕЭС и СССР, а 24 июня 1994 — двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией (вступило в силу 1 декабря 1997). Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в Лондоне 27 января 1998.
Россия и Европейский союз
Ныне действующее Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) Евросоюза и России подписано в 1994.Содержание [убрать]
История
25 июня 1988 года было подписано
соглашение о торговле и
В 1999—2001 гг. Европарламент принял серию критических резолюций по положению в Чечне.
Сферы сотрудничества
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):
экономического;
внутренней безопасности и правосудия;
внешней безопасности;
науки и образования.
Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зона свободной торговли.
В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.
Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.
По статистике, на Евросоюз
приходится половина объёма внешней
торговли России, а государства-участники
этой организации являются крупнейшими
прямыми инвесторами в
В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.
Россия в основном выступает
в роли поставщика энергоресурсов.
Доля «Газпрома» в поставках природного
газа в Западную Европу составляет
25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия
практически полностью зависят
от российского газа, а Венгрия, Польша
и Чехия — на две трети и
более. Что касается нефти, то Россия
поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта.
Следует, однако, иметь в виду, что
по существующим документам ЕС государства-члены
обязаны диверсифицировать
Безвизовый режим
27 августа 2002 г. президент
России Владимир Путин
17 июля 2003 года глава Европейской комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза[3].
19 июня 2006 года постоянный
представитель РФ при
7 июля 2008 года глава международного комитета Госдумы Константин Косачев заявил, что Россия и ЕС готовы, через два-три года перейти к полной отмене визового режима[5].
2010 год
12 января 2010 года глава МИД председательствующей в ЕС Испании Мигель Анхель Моратинос заявил, что в течение срока председательства Испании в ЕС (то есть до 30.06.10) должна быть создана «дорожная карта», предусматривающей либерализацию и последующую отмену визового режима между Россией и ЕС[6].
24 февраля 2010 года верховный
представитель ЕС по
12 мая 2010 года «Ведомости»
со ссылкой на «близкое к
структурам ЕС издание
31 мая 2010 года Газета.ру сообщила, что, по словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, российская сторона намерена сделать вопрос о безвизовом режиме ключевым на саммите в Ростове-на-Дону[9].
1 июня 2010 года российская
делегация на саммите в
21 июля 2010 года во время встречи Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен были обсуждены некоторые вопросы, в частности, был затронут вопрос о введении безвизового режима. Халонен заявила, что безвизовый режим необходим и он будет введен в будущем. Сейчас же, ввести безвизовый режим затруднително, необходимо веское слово Еврокомиссии. В любом случае, Финляндия будет поддерживать Россию в скорейшем решении этого вопроса.
23 июля 2010 года премьер-министр Италии Сильвио Берлускони во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Италию обозначил трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе[11].
13 сентября 2010 года Сергей
Лавров резко заявил, что ЕС
безо всяких на то оснований
затягивает с переходом на
безвизовый режим. Эту
25 сентября 2010 года Лавров
сообщил, что Дмитрий Медведев
передал главе Еврокомиссии
2012 год
23 апреля 2012 года Германо-российский
форум призвал канцлера ФРГ
Ангелу Меркель содействовать
введению безвизового режима
между странами ЕС и Россией.
Он считает, что такой режим
следует ввести уже в 2013 году.
«Доля отказов, составляющая
На следующий день с
требованием скорейшей отмены визового
режима с Россией и просьбой об
оказании активного содействия обратились
к правительству ФРГ и
В конце мая с призывом к отмене визовых барьеров с Россией высказались шесть европейских промышленных объединений, представляющих более миллиона предприятий по всей Европе. Восточный комитет немецкой экономики призвал к созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока[16].
Единое экономическое пространство
На российско-германско-
25 ноября 2010 года в статье
для немецкой газеты
«По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия, пишет премьер, все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров.
Чтобы изменить ситуацию, считает
премьер, необходимо четко использовать
плюсы обеих экономических
Проблемы
В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.
Что касается вопросов внутренней
и внешней безопасности, то расширение
ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало
к жизни новые проблемы, при
этом отношения с Россией были
низведены Евросоюзом до ранга отношений
с так называемыми
С присоединением 10 новых стран негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября 2004 встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.
Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.
Претензии России к ЕС касаются:
предложений ЕС о ведении
диалога с Россией в рамках
программы «Новое партнерство» —
единого плана сотрудничества ЕС
с граничащими с ним
неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
ущемления прав русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии;
попыток ЕС противостоять сохранению внешнеполитического влияния России на постсоветском пространстве;
Претензии ЕС к России касаются:
нарушений прав человека в Чечне и гражданских свобод;
сохранения российских военных баз в Приднестровье и Грузии, вмешательства России во внутригрузинские конфликты (Абхазия и Южная Осетия);
заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с мировыми ценами;
взимания Россией
Отсутствие прогресса в отношениях между Россией и ЕС привело, в частности, к переносу саммита Россия — ЕС, планировавшегося на 11 ноября 2004 года. Саммит всё же состоялся 25 ноября 2004, но был практически полностью посвящён обсуждению итогов президентских выборов на Украине и не принёс никакого прогресса в отношениях между ЕС и Россией.