Рынок и рыночный механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 00:55, доклад

Краткое описание

1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
2. Условия возникновения рынка:
общественное разделение труда;
экономическая обособленность производителей;
самостоятельность производителя.
3. Основные признаки рынка:
нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок и рыночный механизм.docx

— 22.86 Кб (Скачать файл)

Рынок и рыночный механизм.

 

1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

2. Условия возникновения рынка:

  • общественное разделение труда;
  • экономическая обособленность производителей;
  • самостоятельность производителя.

3. Основные признаки рынка:

  • нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
  • нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
  • нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

4. Главные функции рынка

  • посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
  • ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
  • информационая – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
  • регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
  • санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования

Положительные черты

Отрицательные черты

  • Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства
  • Стимулирует научно-технический прогресс 
  • Способствует ресурсосбережению в обществе
  • Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
  • Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы
  • Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки)
  • Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству
  • Порождает тенденцию к монополизации производства
  • Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества
  • Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
  • Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами

6. В современной экономике  существует не один рынок, а  целая система рынков.

  • С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);
  • По товарам и услугам:

потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;

средств производства;

рабочей силы;

инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;

иностранных валют;

ценных бумаг (фондовые биржи);

научно-технических разработок и инноваций;

информации.

  • По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный
  • По типу конкуренции:

чистой (свободной) конкуренции

несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии

7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства

конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;

наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);

функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).

8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.

 

- Естественные  монополии: право на владение  целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо  на не воспроизводимые элементы  производства (например, редкие полезные  ископаемые) 
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли 
 
Формы монополий и их основные признаки

 

Формы монополий

Признаки

Картель

Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах

Синдикат

Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность

Трест

Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности

Концерн

Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости

Консорциум

Объединение монополий

Конгломерат

Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления


 

 

9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.  

 

Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:

- простых товаропроизводителей

- единичных капиталов

- монополий

- национальных капиталов

- интернациональных капиталов

Модели рынка

Чистая (свободная конкуренция)

Чистая 
монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию.

Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д.

Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен.

Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.

Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения.

Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.

Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.

Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.


 


Информация о работе Рынок и рыночный механизм