Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:44, доклад
Основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций (далее – СРО) в России, является Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее – Закон N 315-ФЗ).
Действие Закона N 315-ФЗ не распространяется только на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй, жилищных накопительных кооперативов. Деятельность таких СРО урегулирована специальными федеральными законами.
Основополагающим
Действие Закона N 315-ФЗ не распространяется только на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй, жилищных накопительных кооперативов. Деятельность таких СРО урегулирована специальными федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 315-ФЗ
саморегулирование – это
Согласно нормам действующего законодательства все СРО являются некоммерческими организациями, следовательно, на них распространяется общий порядок создания и госрегистрации, предусмотренный в ст. 51 ГК РФ, и ФЗ № 315 . Однако для присвоения некоммерческим организациям статуса СРО они должны соответствовать ряду специальных требований, установленных Законом N 315-ФЗ или иными федеральными законами. Рассмотрим такие требования.
1. СРО должны осуществлять деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы. Отметим, что Закон N 315-ФЗ прямо не называет цели, для достижения которых создаются СРО. Цели могут быть установлены на основании отдельных положений указанного закона, например норм о функциях,
- для создания необходимых
условий, в которых членами
СРО будет осуществляться
- для контроля над
- для защиты интересов
своих членов и потребителей (создание
третейских судов,
2. СРО должна объединять
субъектов профессиональной
3. СРО должна объединять
субъектов предпринимательской
или профессиональной
По общему правилу СРО
должна объединять в качестве своих
членов не менее 25 субъектов предпринимательской
деятельности или не менее 100 субъектов
профессиональной деятельности определенного
вида (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 315-ФЗ). Исключения
из этого правила могут
В соответствии со ст. 5 Закона
N 315-ФЗ субъект, осуществляющий определенный
вид предпринимательской или
профессиональной деятельности, может
являться членом только одной СРО. Если
же лицо осуществляет различные виды
предпринимательской или
4. Наличие стандартов
и правил предпринимательской
или профессиональной
Одним из законодательных
требований для получения статуса
СРО и для ее дальнейшей деятельности
является обязательное наличие разработанных
и утвержденных стандартов и правил
осуществления
5. Обеспечение СРО
Такое обеспечение возможно следующими способами, предусмотренными ст. 13 Закона N 315-ФЗ:
- созданием системы личного
и (или) коллективного
- формированием
Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов в размере не менее 3 тыс. руб. с каждого члена СРО. Размещение и инвестирование средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом. Контроль за соблюдением правил размещения таких средств и требований к инвестированию осуществляется специализированным депозитарием на основании договора об оказании соответствующих услуг. СРО в пределах средств компенсационного фонда несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных им товаров (работ, услуг).
Если в качестве способа
обеспечения ответственности
Например, Градостроительный
кодекс РФ предоставляет СРО в
сфере строительства
- формированием
- страхованием членами
СРО гражданской
В свою очередь, СРО оценщиков формирует компенсационный фонд за счет обязательных взносов в размере не менее 30 тыс. руб. с каждого члена СРО (ч. 1 ст. 24.8, п. 2 ч. 3 ст. 24.6 Закона об оценочной деятельности).
6. СРО должна пройти
специальную процедуру
В отношении СРО установлена
особая процедура признания их таковыми
– посредством специальной
Добровольное и обязательное саморегулирование
По общему правилу членство
в СРО является добровольным, однако
согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 315-ФЗ возможно
установление федеральными законами обязательного
членства субъектов предпринимательской
или профессиональной деятельности
в СРО. Как отмечают некоторые
специалисты, модель обязательного
саморегулирования применяется
российским законодателем в отношении
лицензируемых видов
На сегодняшний день обязательное
членство в СРО для возможности
осуществления профессиональной деятельности
установлено в отношении
- арбитражных управляющих;
- оценщиков;
- аудиторов и аудиторских организаций;
- строительных, проектных и изыскательских организаций;
- субъектов, осуществляющих энергетическое обследование.
Контроль, осуществляемый СРО за деятельностью ее членов- контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится путем плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил этой организации, а также условий членства в СРО. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в СРО жалоба на нарушение ее членом указанных требований.
Если в ходе проверки выявлены
нарушения требований стандартов и
правил, условий членства в СРО, материалы
такой проверки передаются в специализированный
орган СРО по рассмотрению дел
о применении в отношении членов
СРО мер дисциплинарного
- вынесения предписания,
обязывающего устранить
- вынесения предупреждения;
- наложения штрафа;
- рекомендации об исключении
лица из членов СРО,
- иной меры, установленной внутренними документами СРО.
Налогообложение взносов в компенсационный фонд СРО
ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ ТРАДИЦИОННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ : Учитывая, что уплата вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд является обязательным условием для получения от саморегулируемой организации свидетельства о допуске, в частности, к проведению инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, осуществлению проектирования зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений, данные расходы МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ : налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, НЕ ВПРАВЕ УЧИТЫВАТЬ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ при определении налоговой базы по налогу расходы в виде членских взносов и взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию. Усн: Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации. Расходы в виде взносов некоммерческим организациям в вышеуказанный перечень расходов не включены. Исходя из этого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу расходы в виде членских взносов и взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию.
Налог на прибыль: что гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит положений, устанавливающих особенности уплаты саморегулируемой организацией налога на прибыль с доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда.
В этой связи уплата налога на прибыль саморегулируемой организацией производится в порядке, установленном ст. 287 НК РФ.
Положения данной статьи НК РФ не увязывают источник уплаты налога на прибыль в зависимости от полученного дохода.
В этой связи считаем, что налог на прибыль с доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда, может быть уплачен саморегулируемой организацией не только за счет доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда».
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
1. Согласно пункту 2 статьи
251 Налогового кодекса