Саморегулируемые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:44, доклад

Краткое описание

Основополагающим законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций (далее – СРО) в России, является Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее – Закон N 315-ФЗ).
Действие Закона N 315-ФЗ не распространяется только на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй, жилищных накопительных кооперативов. Деятельность таких СРО урегулирована специальными федеральными законами.

Вложенные файлы: 1 файл

Саморегулируемые.docx

— 23.09 Кб (Скачать файл)

Основополагающим законодательным  актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций (далее  – СРО) в России, является Федеральный  закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее – Закон N 315-ФЗ).

Действие Закона N 315-ФЗ не распространяется только на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных  инвестиционных фондов, депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй, жилищных накопительных  кооперативов. Деятельность таких СРО урегулирована специальными федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 315-ФЗ саморегулирование – это самостоятельная  и инициативная деятельность, которая  включает в себя разработку и установление стандартов и правил в определенной сфере хозяйственной деятельности, а также контроль за соблюдением требований таких стандартов и правил. Саморегулирование осуществляют субъекты предпринимательской (организации и индивидуальные предприниматели) и профессиональной деятельности (например, оценщики, арбитражные управляющие), объединившиеся в СРО.

Согласно нормам действующего законодательства все СРО являются некоммерческими организациями, следовательно, на них распространяется общий порядок  создания и госрегистрации, предусмотренный в ст. 51 ГК РФ, и ФЗ № 315 . Однако для присвоения некоммерческим организациям статуса СРО они должны соответствовать ряду специальных требований, установленных Законом N 315-ФЗ или иными федеральными законами. Рассмотрим такие требования.

1. СРО должны осуществлять  деятельность, соответствующую целям,  для достижения которых они созданы. Отметим, что Закон N 315-ФЗ прямо не называет цели, для достижения которых создаются СРО. Цели могут быть установлены на основании отдельных положений указанного закона, например норм о функциях,

- для создания необходимых  условий, в которых членами  СРО будет осуществляться предпринимательская  и профессиональная деятельности (разработка и утверждение стандартов  и правил, этических кодексов, обучение, участие в экспертизе законопроектов  и т.д.);

- для контроля над деятельностью,  осуществляемой членами СРО (анализ  деятельности, проведение проверок, применение мер ответственности);

- для защиты интересов  своих членов и потребителей (создание  третейских судов, рассмотрение  жалоб, создание системы личного  и (или) коллективного страхования,  формирование компенсационных фондов, представление интересов членов  в суде и т.д.).

2. СРО должна объединять  субъектов профессиональной деятельности  определенного вида либо субъектов  предпринимательской деятельности  одной отрасли производства товаров  (выполнения работ, оказания услуг)  или рынка товаров (работ, услуг)

3. СРО должна объединять  субъектов предпринимательской  или профессиональной деятельности  на основе членства

По общему правилу СРО  должна объединять в качестве своих  членов не менее 25 субъектов предпринимательской  деятельности или не менее 100 субъектов  профессиональной деятельности определенного  вида (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 315-ФЗ). Исключения из этого правила могут устанавливаться  федеральными законами, регулирующими  статус СРО в конкретной сфере  хозяйственной деятельности. В частности, по Градостроительному кодексу РФ СРО должна включать не менее 50 субъектов предпринимательской деятельности (п. 1 ч. 2 ст. 55.4), по Закону об энергосбережении – не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 40 субъектов профессиональной деятельности (п. 1 ч. 3 ст. 18), по Закону об оценочной деятельности – не менее 300 оценщиков (п. 1 ч. 3 ст. 22), по Закону об аудиторской деятельности – не менее 700 аудиторов или не менее 500 коммерческих организаций (п. 1 ч. 3 ст. 17).

В соответствии со ст. 5 Закона N 315-ФЗ субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или  профессиональной деятельности, может  являться членом только одной СРО. Если же лицо осуществляет различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, то он вправе вступить в  СРО, объединяющие субъектов предпринимательской  или профессиональной деятельности соответствующих видов.

4. Наличие стандартов  и правил предпринимательской  или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения  всеми членами СРО

Одним из законодательных  требований для получения статуса  СРО и для ее дальнейшей деятельности является обязательное наличие разработанных  и утвержденных стандартов и правил осуществления предпринимательской  или профессиональной деятельности. Под ними понимаются требования к  осуществлению предпринимательской  или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО

5. Обеспечение СРО дополнительной  имущественной ответственности  каждого ее члена перед потребителями  произведенных товаров (работ,  услуг) и иными лицами

Такое обеспечение возможно следующими способами, предусмотренными ст. 13 Закона N 315-ФЗ:

- созданием системы личного  и (или) коллективного страхования;

- формированием компенсационного  фонда.

Компенсационный фонд первоначально  формируется исключительно в  денежной форме за счет взносов в  размере не менее 3 тыс. руб. с каждого  члена СРО. Размещение и инвестирование средств компенсационного фонда  в целях их сохранения и прироста осуществляются через управляющие  компании, если иное не установлено  федеральным законом. Контроль за соблюдением правил размещения таких средств и требований к инвестированию осуществляется специализированным депозитарием на основании договора об оказании соответствующих услуг. СРО в пределах средств компенсационного фонда несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных им товаров (работ, услуг).

Если в качестве способа  обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями товаров (работ, услуг) и иными лицами используется система личного и (или) коллективного  страхования, то минимальный размер страховой суммы по договору страхования  ответственности каждого члена  не может быть менее 30 тыс. руб. в  год.

Например, Градостроительный  кодекс РФ предоставляет СРО в  сфере строительства возможность  обеспечить дополнительную имущественную  ответственность каждого ее члена  одним из следующих способов:

- формированием компенсационного  фонда, размер которого должен  составлять не менее 500 тыс.  руб. на одного члена СРО;

- страхованием членами  СРО гражданской ответственности,  которая может наступить в  случае причинения вреда вследствие  допущенных при работах недостатков,  которые оказывают влияние на  безопасность объектов капитального  строительства, в размере не  менее 150 тыс. руб. на одного  члена СРО.

В свою очередь, СРО оценщиков  формирует компенсационный фонд за счет обязательных взносов в размере  не менее 30 тыс. руб. с каждого члена  СРО (ч. 1 ст. 24.8, п. 2 ч. 3 ст. 24.6 Закона об оценочной  деятельности).

6. СРО должна пройти  специальную процедуру госрегистрации

В отношении СРО установлена  особая процедура признания их таковыми – посредством специальной регистрации  в госреестре СРО. Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в этот реестр и утрачивает указанный статус с даты исключения сведений из реестра (ч. 6 ст. 3 Закона N 315-ФЗ). В отношении некоторых категорий СРО госреестр не ведется, таким организациям выдаются соответствующие разрешения федерального органа исполнительной власти, подтверждающие статус СРО (например, в отношении СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг [9], управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов [10]).

Добровольное и обязательное саморегулирование

По общему правилу членство в СРО является добровольным, однако согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 315-ФЗ возможно установление федеральными законами обязательного  членства субъектов предпринимательской  или профессиональной деятельности в СРО. Как отмечают некоторые  специалисты, модель обязательного  саморегулирования применяется  российским законодателем в отношении  лицензируемых видов деятельности в качестве альтернативы лицензированию [11].

На сегодняшний день обязательное членство в СРО для возможности  осуществления профессиональной деятельности установлено в отношении следующих  категорий лиц:

- арбитражных управляющих;

- оценщиков;

- аудиторов и аудиторских  организаций;

- строительных, проектных  и изыскательских организаций;

- субъектов, осуществляющих  энергетическое обследование.

Контроль, осуществляемый СРО за деятельностью ее членов- контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится путем плановых и внеплановых проверок. Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил этой организации, а также условий членства в СРО. Основанием для проведения внеплановой проверки может являться направленная в СРО жалоба на нарушение ее членом указанных требований.

Если в ходе проверки выявлены нарушения требований стандартов и  правил, условий членства в СРО, материалы  такой проверки передаются в специализированный орган СРО по рассмотрению дел  о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Если этот орган установит факт нарушения  членом СРО указанных требований и стандартов, а также условий  членства в СРО, то он вправе принять  решение о применении в отношении  такого члена одной из следующих  мер дисциплинарного воздействия:

- вынесения предписания,  обязывающего устранить выявленные  нарушения в установленные сроки;

- вынесения предупреждения;

- наложения штрафа;

- рекомендации об исключении  лица из членов СРО, подлежащей  рассмотрению постоянно действующим  коллегиальным органом управления  организации;

- иной меры, установленной  внутренними документами СРО.

Налогообложение взносов в компенсационный фонд СРО

ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ  ТРАДИЦИОННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ : Учитывая, что уплата вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд является обязательным условием для получения от саморегулируемой организации свидетельства о допуске, в частности, к проведению инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, осуществлению проектирования зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений, данные расходы МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХ  УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ : налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, НЕ ВПРАВЕ УЧИТЫВАТЬ В СОСТАВЕ РАСХОДОВ при определении налоговой базы по налогу расходы в виде членских взносов и взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию. Усн: Перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, установлен п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации. Расходы в виде взносов некоммерческим организациям в вышеуказанный перечень расходов не включены. Исходя из этого налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе учитывать в составе расходов при определении налоговой базы по налогу расходы в виде членских взносов и взносов в компенсационный фонд, уплачиваемых при вступлении в саморегулируемую организацию.

Налог на прибыль: что гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит положений, устанавливающих особенности уплаты саморегулируемой организацией налога на прибыль с доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда.

В этой связи уплата налога на прибыль саморегулируемой организацией производится в порядке, установленном  ст. 287 НК РФ.

Положения данной статьи НК РФ не увязывают источник уплаты налога на прибыль в зависимости от полученного  дохода.

В этой связи считаем, что  налог на прибыль с доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда, может быть уплачен саморегулируемой организацией не только за счет доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда».

МИНИСТЕРСТВО  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

1. Согласно  пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса  Российской  Федерации (далее - Кодекс) при  определении налоговой  базы  по налогу на прибыль  организаций  не учитываются целевые  поступления  (за исключением целевых  поступлений  в виде подакцизных  товаров). К ним относятся целевые   поступления из бюджета бюджетополучателям  и целевые поступления на содержание  некоммерческих организаций и   ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от  других организаций и (или)  физических лиц и использованные  указанными получателями по назначению.

Информация о работе Саморегулируемые организации