Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 12:46, контрольная работа
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Система конкретных и функций разработки управленческих решений» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Введение 3
1. Понятие управленческого решения и сферы его применения 5
2. Функции разработки управленческих решений 6
3. Особенности задач разработки и принятия решения 12
Заключение 13
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Кафедра «Управление и экономика предпринимательства»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Управленческие решения»
По теме: № 6 «Система конкретных и общих функций разработки управленческих решений»
Выполнила студентка |
Уфа – 2009
Введение
1. Понятие управленческого решения и сферы его применения 5
2. Функции разработки управленческих решений 6
3. Особенности задач разработки и принятия
решения
Заключение
Список использованной литературы
Представленная работа посвящена теме «Система конкретных и общих функций разработки управленческих решений». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Система конкретных и функций разработки управленческих решений» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью
исследования является
1. Изучить теоретические аспекты и выявить
природу «Система конкретных и общих
функций разработки управленческих решений»;
2. Рассмотреть возможности решения тематики
«Система конкретных и общих функций разработки
управленческих решений»;
3. Обозначить тенденции развития тематики
«Система конкретных и общих функций разработки
управленческих решений»; .
Во введении обоснована
актуальность выбора темы, поставлены
цель и задачи исследования, охарактеризованы
методы исследования и источники информации.
Глава первая раскрывает
общие вопросы, раскрываются исторические
аспекты проблемы «Система конкретных
и общих функций разработки управленческих
решений». Определяются основные понятия,
обуславливается актуальность звучание
вопросов «Система конкретных и общих
функций разработки исследования в практике
управления".
В главе второй более подробно рассмотрены
содержание и современные проблемы
«Система конкретных и общих функций разработки
управленческих решений».
В
главе третьей рассматриваются особенности
разработки управленческих решений.
По результатам исследования был вскрыт
ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой
теме, и сделаны выводы о необходимости
дальнейшего изучения и улучшения состояния
вопроса. .
Таким
образом, актуальность данной проблемы
определила выбор темы работы, круг вопросов
и логическую схему ее построения.
Теоретической и методологической основой
проведения исследования явились законодательные
акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания
работы по теме контрольной работы послужили
базовая учебная литература, фундаментальные
теоретические труды крупнейших мыслителей
в рассматриваемой области, статьи и обзоры
в специализированных и периодических
изданиях, посвященных тематике «Система
конкретных и общих функций разработки
управленческих решений» справочная литература,
прочие актуальные источники информации.
1. Понятие управленческого решения и сферы его применения
Принятие решения – важнейший пункт теории управления и важная составная часть управленческой деятельности.
В управленческой практике решением называется выбор одного из альтернативных вариантов конечного результата управления. При этом разработка решения – это последовательность действий от выявления проблемы к практическому ее разрешению, а реализация решения - это само практическое решение, за которым следуют контроль, сравнение результатов с намеченными целями и (при необходимости) корректировка принятого решения в сторону намеченной цели.
Сферы разработки управленческих решений управленческих решений достаточно велики. Они находят широкое использование в управлении, менеджменте, администрировании, руководстве. В процессе реализации понятий управленческие решения могут иметь место в процессе следующих видов деятельности.
Стратегическое планирование процесс подготовки и реализации управленческих решений, ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей организации.
Руководство управленческой деятельностью связано с управленческими решениями, которые принимаются с целью совершенствования профессионализма аппарата управления.
Коммуникации с внешней и внутренней средой ориентируют управленческие решения на формирование благоприятной для деятельности компании обстановки. Эти управленческие решения затрагивают отношения с поставщиками и потребителями, клиентами, работниками своей компании и населением близлежащих территорий.
2. Функции разработки управленческих решений
Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.
Исходя из приведенного определения можно выделить ряд аспектов решения:
- организационный;
- психологический;
- социальный;
- информационный;
- экономический.
Организационный аспект проявляется в организации как разработки, так и выполнения управленческого решения. При этом реализуется ряд его функций:
- направляющей;
- координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.
Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления:
- планирования;
- организации;
- контроля;
- мотивации, которые реализуются через посредство решений.
Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.
Мотивирующая функция решений реализуется через:
- систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения);
-экономических стимулов (премии, надбавки);
- социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).
Эффективность каждого управленческого решения в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.
Важно социальное содержание выбранного способа действий, так как оно отражается на жизни менеджера, всех, кто с ним работает, то есть на интересе организации, коллектива. Не всякое экономически выгодное решение может быть эффективным в социальном плане. Примером тому может служить решение о росте производительности труда, сопряженное с нарушением техники безопасности, ухудшением условий труда работающих. В связи с этим чувство ответственности не должно покидать руководителя при выборе окончательной альтернативы. Просчет функционального исполнителя в аппарате управления (например, экономиста при определении нормы выработки для рабочего) имеет частный характер, ошибка руководителя при принятии решений является своего рода браком и отражается на результатах работы, политике предприятия в целом, а в крайних случаях может привести к банкротству, потере рабочих мест, иметь глубокие социальные последствия.
Управленческое решение в повседневной практике является продуктом управленческого труда, мыслительной деятельности человека.
В процессе управления объектом следует выделить функции, именуемые общими, или функции первого порядка, ибо они присущи любой системе управления производством, а значит и предприятия, хотя по вопросу состава и количества этих функций экономисты высказывают различные суждения. Такое обилие точек зрения по данному вопросу В. И. Стражев объясняет следующим: «Во-первых, здесь присутствует смешение функций управления с методами, принципами и средствами управления, например, стимулирование, активизация, информационное обеспечение; во-вторых, чрезмерное дробление управленческой деятельности, которое нередко приводит к дублированию ее в разных функциях. Например, планирование, регулирование, координация, прогнозирование, корректирование, выработка целей, выработка и принятие управленческих решений, распорядительство, диспетчирование, статистика, анализ, учет. В-третьих, в понятие отдельных функций вкладывается разный смысл. Например, регулирование, контроль, анализ, учет и другие функции» .
В современных публикациях отечественных (О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, З.П. Румянцева, А. И. Наумов, Н.А. Саломатин) и зарубежных (М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури) авторов, помимо ранее прозвучавших функций планирования, контроля, регулирования (координации), аргументируются такие функции как маркетинг, мотивация, нормирование и т.д.
Основываясь на позиции, что набор основных функций должен охватывать полностью все виды деятельности по осуществлению управленческого цикла, управление хозяйственной деятельностью на всех стадиях кругооборота средств осуществляется с помощью следующих основных функций:
-планирования,
-организации,
-контроля,
-координации,
-мотивации.
При этом анализ и учет является инструментом выполнения функции контроля.
Перечисленным функциям присуща определенная стадийность:
- первая стадия предполагает наличие цели, ее постановку, разработку программы, планы действий и соответствующую организацию с тем, чтобы привести систему в заданное состояние (планирование и организация);
- вторая стадия предусматривает наблюдение, фиксацию, переработку информации о действительном состоянии объекта с выявлением отклонений в их причинной связи и зависимости реального экономического процесса от плановой модели (контроль (учет и анализ));
- третья стадия заключается
в сравнении и сопоставлении
фактических данных
Что же касается функций управления второго порядка, то к ним следует отнести конкретные (специальные) функции управления, представляющие собой функции органов управления, которые определяются исходя из целесообразного разделения труда внутри управляющей системы применительно к конкретному уровню хозяйствования предприятия (службы, отдела, бюро и т.п.).
Хотя общие и конкретные функции управления в технологии исполнения и объеме выполнения работ имеют много различий, но целевая направленность функций второго порядка не может быть не тождественной функциям первого порядка, иначе будет нарушен принцип объективности и научности управления. К тому же на практике все функции в процессе управления конкретным объектом взаимодействуют между собой. Поэтому, несмотря на выявленную четкость состава общих функций и их стадийность, в процессе управления при решении комплекса задач, связанных с экономным и рациональным использованием ресурсов на всех стадиях кругооборота средств, между собой взаимодействуют все функции, ибо на практике ни один организационно-структурный орган не занимается только одной функцией. Поэтому затруднительно, а порой и невозможно отделить одну функцию от другой. К тому же не следует стремиться к этому, а в целях повышения эффективности управленческих решений необходимо привести в действие все функции управления, создавая условия для оптимального их взаимодействия. Именно в интегрированном подходе видится оптимальность процесса управления конкретным объектом.
Функциональный подход достаточно эффективен при выработке форм рационализации регламентированных, рутинных операций в процессе разработки управленческих решений. В течение длительного времени, когда основным типом структур были линейно-функциональные, условия управления характеризовались стабильностью целей, технологий, внешней среды и т. п. Этот подход позволял успешно решать многие организационные проблемы, однако в современных условиях все больше проявляются его слабости. Главная из них состоит в том, что разделение процессов на функции не раскрывает механизма их интеграции. Каковы, в частности, «стыки» разных функций, последовательность и приоритеты их осуществления, роль в достижении конечных результатов? Эти вопросы обостряются, когда организация попадает в условия сильной неопределенности, вынуждена постоянно осуществлять поиск новых курсов действий, решений, использовать «нерутинную» технологию и т.п. Поэтому функциональный подход к процессам управления все чаще дополняется, а иногда и заменяется другими, более гибкими подходами (например, процесс принятия решения).
Информация о работе Система конкретных и общих функций разработки управленческих решений»