Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование системы национальных счетов и практика их применения.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие основные задачи исследования:
рассмотреть историю возникновения и развития системы национальных счетов;
изучить сущность, структуру и задачи системы национальных счетов;
рассмотреть современное состояние системы национальных счетов РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. Понятие, сущность и функции национального счетоводства.........................5
1.1 Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национальных счетов (СНС): понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения.........................................................................................5
1.2 Модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов..................................15
2. Система национальных счетов в Республике Беларусь и ее показатели.....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................38

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 65.36 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1. Понятие, сущность и функции национального счетоводства.........................5

1.1 Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система      национальных счетов (СНС): понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения.........................................................................................5

1.2 Модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов..................................15

2. Система  национальных счетов в Республике  Беларусь и ее показатели.....23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Макроэкономические показатели имеют  большое значение, так как позволяют  оценить общее состояние экономики  страны, измерить объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики, как в  краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Макроэкономические показатели служат также основой для принятия тех или иных политических решений  и определения государственной  политики.

Стремительные изменения в политический и экономической жизни стран — членов СНГ, стремление к интеграции с мировым экономическим сообществом — все это требует пересмотра системы учета и отчетности. В Республике Беларусь и ряде других стран — членов СНГ — уже началась организационная и методологическая перестройка системы статистического учета. Важным элементом создания новой методологической основы статистики является переход к международным статистическим стандартам, которые предполагают внедрение в практику системы национальных счетов (СНС). Все это легло в основу принятой правительством в 1992г. Республиканской программы перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 1992 г. №523 "О Республиканской программе перехода Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики").

В ходе решения этой проблемы на макроуровне  специалисты в области национальных счетов условно разделились на два  направления. Если одно из них допускает  модификацию существующей первичной  отчетности институционных единиц и  как бы вход в СНС путем простого агрегирования ее данных, то другое направление вообще не допускает  интегрирования первичной отчетности институционных единиц в СНС. При  этом представители последнего аргументируют  свою позицию наличием достаточно серьезных различий в определении наиболее важных показателей в финансовой отчетности институционных единиц и СНС.

В показателях, которые рассчитываются в СНС, отражаются все основные аспекты  функционирования современной национальной экономики (ВВП, ЧНП, НД, личные располагаемые доходы и т. д.), а также параметры экономического роста, институциональная и отраслевая структура национальной экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, состояние торгового и платежного баланса.

Целью данной работы является исследование системы национальных счетов и практика их применения.

 В соответствии с поставленной  целью были определены следующие  основные задачи исследования:

  • рассмотреть историю возникновения и развития системы национальных счетов;
  • изучить сущность, структуру и задачи системы национальных счетов;
  • рассмотреть современное состояние системы национальных счетов РБ.

 Исследование проводилось с  использованием методов системного  экономико-математического анализа  и синтеза. С их помощью из  национальных счетов получены  показатели, которые являются надежным  инструментом макроэкономического  регулирования.

 

 

 

    1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА

 

    1. Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национальных счетов (СНС): понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения

 

Для расчета того или иного макроэкономического  показателя необходима соответствующая  информационная база. Возникает вопрос: каковы источники и каким требованиям должна соответствовать такая экономическая информация? Известно, что каждое предприятие ведет бухгалтерский и управленческий учет, четко фиксирует результаты своей дельности. Нечто подобное создается и на уровне всей страны. Для того чтобы контролировать ситуацию, органы государственного управления создают систему сбора информации, отражающей состояние дел в национальной экономике.

 Безусловно, перед «бухгалтерией  страны», в отличие от бухгалтерии  фабрики или завода, возникают  свои специфические задачи. Такой учет результатов хозяйствования ведется в масштабах всей страны по строго определенной схеме и предстает в виде системы национального счетоводства.

Система национальных счетоводства –  это упорядоченная совокупность информации о макроэкономических процессах.

Главная функция системы национального  счетоводства - предоставление экономической  информации о состоянии основных сфер национальной экономики. По сути дела СНС выступает как макроэкономическая модель рыночной экономики, так как  здесь в полном объеме отражены процессы национального воспроизводства. Сбор информации осуществляется по строго определенной схеме. Используемые показатели рассчитываются по единой методологии. Между ними существует четкая взаимосвязь и выводимость.

 В показателях, которые рассчитываются  в СНС, отражаются все основные  аспекты функционирования современной  национальной экономики (ВВП,  ЧВН, НД, личные располагаемые  доходы и т. д.), а также параметры  экономического роста, институциональная  и отраслевая структура национальной  экономики, благосостояние населения  и качество жизни, инфляция, состояние  торгового и платежного баланса.  Поэтому в странах с рыночной  экономикой информация и аналитические  обобщения, предоставляемые национальным  счетоводством, в обязательном  порядке используются при подготовке  и принятии экономических и политических решений.

 Первые подсчеты Национального  Дохода (НД) по СНС осуществили  Германия, США, Япония, Франция еще  в начале 30-х гг. Статистика национального дохода давала возможность определить потенциал страны с помощью таких сводных счетов, как счет национального дохода, счет национального продукта. Однако не было системы замкнутых счетов.

 Переход к замкнутой системе  счетов является значительным  достижением зарубежной экономической  и статистической мысли. В 1951—1953 годах комитет экспертов по  рекомендации статистического комитета  ООН разработал руководство «Система  национальных счетов и система  стандартных таблиц ООН». С 1956 г. Издается справочник ООН  «Ежегодник по статистике национального  счетоводства». Методология ООН  пересматривалась в 1958, 1964, 1968 гг. В 1968—1993 гг. использовалась система ООН68, с 1993 г. - ООН93.

 Система национальных счетов  — это макроэкономическое бухгалтерское  цифровое отображение доходов  за определенный хозяйственный  период (обычно 1 год). Понятие «макроэкономическое»  означает всеобщий анализ экономических процессов на уровне хозяйства страны, «бухгалтерское» подразумевает двойную запись хозяйственных операций по системе бухгалтерских счетов, т. е. по принципу баланса.

 Можно сказать, что система  национальных счетов – это  макростатистическая модель экономики страны, которая строится с помощью статистического метода балансовых построений. Задача СНС – отражение движения общественного продукта на всех стадиях процесса воспроизводства.

 В СНС хозяйство страны рассматривается как:

- конечная единица учета

- увеличенная копия частной  компании с многочисленными подразделениями.

 Система национальных счетов включает следующие подсистемы:

 1. счета внутренней экономики:

1.1. текущие счета

- счет производства

- счет образования доходов

 - счет распределения доходов

- счет использования доходов

1.2. счета накопления

- счет операций с капиталом

- финансовый счет

- счета прочих изменений в активах

1.3. счета товаров и услуг.

 2. счета внешнеэкономических связей:

- счета товаров и услуг

- счета первичных доходов и текущих трансфертов

- счета накопления

Для экономики страны в целом  предусматривается составление  всех счетов – это сводные счета. Они отражают с одной стороны, отношение между национальной экономикой и экономиками иных стран, а с  другой – отношение между различными показателями функционирования национальной экономики.

 В модели национальных счетов отражают такие разделы как:

  • Производство
  • Потребление
  • Капитальные вложения
  • Внешнеэкономическая деятельность.

Методы изложения системы национальных счетов для всех стран едины. В  нее входят:

  • система простых бухгалтерских счетов;
  • балансировочные таблицы;
  • системы уравнений;
  • схемы;
  • матрицы.

Пример.

Предположим, что у нас есть информация, характеризующая потоки доходов  по двум секторам: домашние хозяйства  и предприятия:

 а) сектор предприятий выплатил  сектору домашних хозяйств заработную  плату в размере 100 млн руб.;

6)сектор домашних хозяйств купил  у сектора предприятий товары на 80 млн руб.;

в)сектор домашних хозяйств оставил 20 млн руб. на собственные сбережения;

г)сектор предприятий начислил в амортизационных фонд 10 млн руб.;

д)сектор предприятий осуществил капиталовложения на сумму 30 млн руб. (из них 20 млн. руб. — сбережения домашних хозяйств).

Построим систему национальных счетов пятью приведенными методами.

1. Метод простых бухгалтерских счетов, основанных на принцип двойной записи позволяет каждую операцию записать дважды:

 - в качестве использованных средств;

 - в качестве ресурсов.

 Так дважды происходит отражение каждой операции:

- в счете владельца;

 - в счете получателя.

 В соответствии с методологическим  принципом двойной записи, принятым  в национальном счетоводстве (аналогично  бухгалтерскому учету), каждая операция  отражается в счетах дважды: один  раз в ресурсах — пассиве  (по кредиту), второй в использовании  — активе (по дебету). Итоги операций  на каждой стороне счета балансируются  или по определению, или с  помощью балансирующей статьи, выражающей  разность между величиной ресурсов и их использованием.

 Балансирующая статья служит  для перехода к следующему счету.

 Получение денег, товара и  т. п. регистрируется в правой  стороне счета; предоставление  товаров и услуг другим секторам  — в левой стороне, как использование ресурсов.

 Схематически все эти операции  можно представить в виде таблицы.

Таблица 1.1

Предприятия

Домашние хозяйства

Накопления

Использованные ресурсы

 

 Дебет

Ресурсы. Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

100

80

80

100

 
 

20

   
 

30

     

10

   

110

110

100

100

30

30


 

2. Балансировочные таблицы разрабатываются с помощью применения балансового метода.

Балансовый метод служит для  взаимного сопоставления ресурсов и потребности в них (равенство  или достаточность ресурсов для  покрытая потребностей плюс резерв).

 На уровне внутренней экономики  общественное производство упрощенно  можно представить в виде трех  фаз: производства, потребления и  накопления. Это позволяет свести  принципиальную схему СНС к  трем соответствующим группам счетов.

 Участниками воспроизводства  общественного продукта или экономического  оборота выступают институциональные  единицы, объединенные в секторы  национальной экономики. Одни  из них являются производителями  товаров и услуг (корпоративные  и квазикорпоративные предприятия, некоммерческие учреждения, государственные учреждения), другие — потребителями (домашние хозяйства). Производители реализуют домашним хозяйствам и другим производителям произведенную ими продукцию и услуги. Домашние хозяйства, потребляя услуги производителей, в свою очередь обеспечивают их факторными услугами или живым трудом. За предоставление факторных услуг (рабочей силы) выплачивается вознаграждение — факторные доходы. С точки зрения производителей факторные доходы домашних хозяйств являются факторными затратами, с точки зрения домашних хозяйств их расходы являются выручкой (доходом) предприятий. Факторные доходы (доходы факторов производства) включают три элемента: доходы наемных работников, корпораций и доходы от собственности. Факторные затраты (стоимость потребления факторов производства): затраты рабочей силы, предметов труда и средств труда.

Информация о работе Система национальных счетов