Совокупный спрос и совокупное предложение. Классический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:08, доклад

Краткое описание

Все цены в экономике адаптируются к изменению соотношения между спросом и предложением не сразу.
Поэтому классическая модель – это модель, которая описывается экономикой в долгосрочном периоде. Из положения классической модели следовало, что затяжные кризисы в экономике невозможны, а могут иметь место только временные диспропорции, которые ликвидируются постепенно сами собой в результате действие рыночного механизма, через изменения цен.

Вложенные файлы: 1 файл

Совокупный спрос и совокупное предложение.docx

— 23.17 Кб (Скачать файл)

Совокупный спрос  и совокупное предложение. Классический подход.

  1. Классическая модель. Основные положения и выводы.

Основы классической макроэкономической модели были заложены еще в 18 в., а  её положение развивали Смит, Рикарддо и др.

Основные положения  модели:

  1. На всех рынках имеет место гибкость цен, т. Е. цены меняются адаптируются в изменении спроса и предложения . Гибкие цены на товары и услуги обеспечивают восстановление пар. Равные на товарном рынке причем в условиях полной занятости ресурсов. Гибкие ставки ЗП обеспечивают равновесие на рынке труда. Гибкие % ставки автоматически приводят в равновесие инвестиции и сбережения.
  2. Т. К. цены гибкие, то равновесие на рынках устанавливаются автоматически, т.е. действует выведенная Смитом «принцип невидимой руки».
  3. Т.к. рыночное равновесие обеспечено автоматически, то никакая внешняя сила не должна вмешиваться в регулирование экономики.
  4. Основной проблемой в экономике является ограниченность ресурсов, поэтому ресурсы используются полностью и экономика всегда находится в состоянии полной занятости ресурсов. Поэтому объем национального производства всегда находится на своем потенциальном уровне.
  5. Ограниченность ресурсов делает главной в экономике проблему производства, т.е. проблему совокупного предложения.

Поэтому Классическая модель – это модель описываемая экономикой со стороны совокупного предложения.

В данной модели совокупное предложение порождает адекватный спрос, т.к. каждый человек одновременно является и продавцом и покупателем  и его расходы всегда равны  доходам. Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, т.к. все участники  экономики полностью превращают свои доходы в расходы.

  1. Проблема ограниченности ресурсов, а так же увеличение количества производства продукции решается медленно. Технологический прогресс и расширение производственных возможностей – это процесс длительный.

Все цены в экономике адаптируются к изменению соотношения между  спросом и предложением не сразу.

Поэтому классическая модель – это модель, которая описывается экономикой в долгосрочном периоде. Из положения классической модели следовало, что затяжные кризисы в экономике невозможны, а могут иметь место только временные диспропорции, которые ликвидируются постепенно сами собой в результате действие рыночного механизма, через изменения цен.

 

  1. Совокупный спрос, его ценовые и неценовые детерминанты.

Совокупный спрос – это реальный объем национального производства, которого участники национальной экономики готовы купить при различных уровнях цен (АД).

Совокупный спрос – это сумма всех спросов на товары и услуги, которые предлагаются на товарном рынке.

АД= С+I+G+

Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен обратнопропорциональна, т.е. при росте уровня цен совокупный спрос снижается, а при снижении уровня цен повышается.

Т.к. уровень  цен включает в себя все виды цен действующие в экономике, то его влияние на совокупный спрос проявляется 3-мя эффектами:

1. эффект % ставки

Его суть в том, что рост уровня цен заставляет население  и фирмы брать деньги в долг, обращаясь в банки за кредитами, в результате банки повышают % ставку, что приводит к отказу населения  и фирм от дорогих кредитов и совокупный спрос сокращается.

2.эффект богатства

При росте цен в стране происходит инфляция; в этом случае сбережения населения и фирм теряют свою покупательную способность, что снижает совокупный спрос.

При падении цен наоборот, реальная стоимость сбережений растет, что приводит к увеличению совокупного  спроса.

3.эффект импортных товаров

При росте цен на внутреннем рынке спрос на отечественные  товары падает, а на более дешевые  импортные аналоги этих товаров  возрастает. В результате величина чистого экспорта приобретает отрицательное  значение и совокупный спрос падает.

Все эти эффекты связаны с изменением уровня цен, графически проявляют себя движением вдоль кривой совокупного  спроса.


         Р


       


       


       


 

                                  ВВП реальн.          

 

На совокупный спрос также влияют неценовые  факторы:

  1. Изменение в потребительских расходах связанные с изменением благосостояния потребителя.
  2. Изменения в инвестиционных расходах фирм и предприятий на покупку необходимых ресурсов.
  3. Изменения в государственных расходах
  4. Неценовые факторы смещают саму кривую совокупного спроса вправо, когда растет и влево, когда падает.     

 

 

 

3. Совокупное предложение и факторы его определения  

 

Совокупное предложение  – это общее количество товара и услуг, которое может быть произведено на национальный рынок при разных уровнях цен.

 

При росте цен  – сов. предложение увеличивается, а при снижении цен – уменьшается

Эта зависимость графически изображается в виде кривой сов. предложения


Р                                      


 

 

 

 

 

 

    1            2            3

 

Кривая сов. предложения состоит из отрезков 1, 2, 3

1- горизонтальный – отражает кризисное состояние экономики; в этом случае наблюдается недоиспользование ресурсов, имеются их резервы, которые можно задействовать не изменяя уровня цен. Поэтому, если на данном отрезке объем производства начинает расти, то дополнительного расхода ресурсов не происходит, а значит и уровня цен не будет повышаться.

2 – восходящий (промежуточный) – соответствует периоду оживления экономики и выходу её  из кризиса, в это время увеличение объема производства связано с ростом цен.

Это объясняется тем, что  фирмы начинают использовать больше ресурсов, их издержки увеличиваются, а значит и уровень цен увеличивается.

3- вертикальный – отражает развития экономики на пике экономического цикла. Экономика работает на полную мощность с полным использованием ресурсов. Поэтому, если в этой ситуации произойдет увеличение сов. спроса, то в короткий срок увеличение объема производства достичь невозможно! Это вызовет увеличение уровня цен.

 

Кроме уровня цен  на сов. предложение влияют неценовые факторы:

1. цены на производственные ресурсы. Их повышение роста издержек производства, а значит уменьшение сов. предложения снижение этих цен наоборот увеличивает сов. предложение.

2. изменение производительности труда – рост производительности растет сов. предложение, а снижение производительности его уменьшает.

3. влияние налогообложения:

Налоги растут – сов. предложение уменьшается, и наоборот

Влияние неценовых факторов на сов. предложение проявляет себя смещением кривой сов. предложения  вправо, если они влияют положительно и сов. предложение растет , и влево если они влияют отрицательно и сов. предложение уменьшается.

 

 

4. Взаимодействие  совокупного спроса и совокупного  предложения и установление равновесного  объема и уровня цен. Эффект  ХРАПОВИКА.

Макроэкономическое  равновесие – состояние национальной экономики при котором возникает равенство сов. спроса и сов. предложения.

Графически оно  изображается пересечением кривых AD и AS. Точка пересечения – это точка макроэкономического равновесия.


 

 

                                               


 

 

 

 

Предположим, что уровень  цен – Р1, при таком уровне цен  сов. предложения Q1: а AD = Q2/ Поскольку в этой ситуации спрос превышает предложение, то между покупателями начнется конкуренция, которая приведет к увеличению ровня цен до точки Ре.

Повышение цен будет стимулировать  производство национального продукта и сов. предложен. Возрастет и составит Qе. В свою очередь рост уровня цен вызовет снижение сов. спроса до величины Qе. И наступит макроэкономическое равновесие. Величина Qе – это равновесный   объем национального продукта.

Возможно 3 варианта макроэкономического равновесия:

1. на горизонтальном отрезке кривой AS

2. на прямом

3. на вертикальном

Причем оно может устанавливается, как при росте сов. предложения, так и при его снижении

Если сов. предложения растет на горизонтальном отрезке, то в результате растет национальное производство и занятость, а уровень цен не повышается.

На промежуточном отрезке, рост сов. предложения приводит к росту национального продукта и рост уровня цен, т. К. здесь растет и занятость и расширяется производственные возможности производителей.

 Рост сов. предложен на вертикальном отрезке, приводит к тому, что уровень цен растет, а рост объема производства не произойдет т. К. все ресурсы экономики используются полностью.

2 случай:

Если сов. предложение падает на горизонтальном отрезке, то объем производства снижается, а уровень цен остается прежним.

На промежуточном отрезке снижение сов. предложен приводит к  уменьшению объема производства и снижению уровня цен.

Если сов. предложен. Снижается на вертикальном отрезке, то национальное производство изменится, а снижения уровня цен не произойдет, это связано с тем, что цены в экономике достаточно мобильны и динамичны при росте, но очень консервативны и не имеют тенденции снижения. Эта закономерность в движении цен получила название «Эффект Храповика»

Сущ. 5 видов затрат:

1. материальные затраты

2. расходы на ЗП

3. Амортизация

4. Отчисление на соц.  Нужды

5. Прочие затраты

 


Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Классический подход