Современное геополитическое положение России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 20:05, реферат

Краткое описание

Роль и место России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки зрения своего геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.

Вложенные файлы: 1 файл

современная россия.docx

— 32.37 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ  

 

Реферат

По дисциплине «Россия в условиях глобальных трансформаций современного мира»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса

Заочного отделения

Факультет ЭФ4 спец. 080100


Подпись, дата

 

Преподаватель:


Подпись, дата

Москва, 2012 год.  

Реферат на тему Современное геополитическое  положение России.

Роль и место  России в современном мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с  учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.

Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические точки. Такая способность является производной  от степени самодостаточности (жизнеспособности) геополитического субъекта. С точки  зрения своего геополитического положения  Россия как прямая преемница СССР и Российской империи оказалась  в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате действий определенных геополитических закономерностей.

Со второй половины 1980-х гг. Советский Союз постепенно стал утрачивать контроль сначала над  странами социалистического лагеря, а затем и союзными республиками.

После распада СССР в России осталось 17 из 22 млн кв. км территории. Возможности России в немалой степени определяются транспортно-географическим фактором. Территориальный массив России перестал соответствовать каркасной транспортной инфраструктуре, существовавшей в СССР. Основные магистрали России - Южсиб и Транссиб - проходят через территорию Северного Казахстана (Транссиб в районе Петропавловска), там же оказались участки линий высоковольтных электропередач, связи, трубопроводы.

Новые геополитические  реалии сложились на западных, границах. Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых  государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому  и Черному морям. Крупнейшие порты  на Черном и Балтийском морях стали  для России иностранными. Из крупных  портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном - Новороссийский и Туапсинский.

На западной границе  до распада СССР имелось 25 железнодорожных  переходов, современная же Россия располагает  всего одним - из Калининградской  области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся  на территории Белоруссии, Украины  и Молдовы.

Геополитические изменения  коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня  пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас - 16. Ни у одной  страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.

Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к "допетровским временам". Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над  ключевыми пространствами.

Со стороны новых  геополитических субъектов - Балтийских стран - наблюдалось ужесточение  своих позиций, вплоть до территориальных  претензий; по ряду моментов нарастал российско-украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия - Приднестровье. В начале 90-х гг. на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров.

Обеспечение процессов  формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности  считается приоритетной в области  внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления  в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких  республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая  интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства  наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.

   Для России конца ХХ века примечательным явлением стало выдвижение множества геополитических концепций, по-разному рисующих положение нашей страны в мире. Сложный переходный период после распада Советского Союза -- мощной сверхдержавы -- характеризуется обилием проектов «обустройства России», зачастую слишком идеологизированных и даже совершенно фантастических. Опять заспорили «западники» и «славянофилы», громко заявили о себе евразийцы. Но при жарких спорах о судьбе и будущем России фактически были утрачены академические исследования современной геополитической ситуации и реальных, а не воображаемых прожектерами и идеологами отношений с другими странами.

   Иными словами, пока не сложился нормальный, объективный геополитический анализ, принятый в западной науке. В данной связи актуальным представляется изучение географической конфигурации современных внешних связей страны и ее внешней политики для определения того, насколько реалии отличаются от геополитических проектов и каковы действительные геополитические позиции России.

Геополитика в России сегодня  переживает свой ренессанс. Этот интерес  вполне объясним, т.к. современный этап всемирной истории характеризуется  серьезными сдвигами в сложившемся  равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на мировой арене сопровождается крушением  всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В  этой ситуации самым значимым событием стал развал СССР и социалистического  лагеря, что явилось закономерным фактором исторического процесса. С  распадом СССР произошли качественные изменения в структуре международных  отношений, изменилось геополитическое  и геостратегическое положение  правопреемницы СССР - России.

Мировую геополитическую  ситуацию России следует рассматривать  в двух аспектах:

- военном (военностратегическом);

- геоэкономическом.

Характерной чертой сегодняшней  России как бывшей супердержавы стало  ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после  США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в  отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых  полей. Вот как это выглядит сегодня.

НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство  НАТО объявило Закавказье и Среднюю  Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней  Азии геополитическую активность проявляет  также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для  России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией  как с черноморской державой. Это  необходимо также и потому, что  существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами  Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь  возвратились к доктрине «Черное  море - турецкое море», используя экологический  фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936г., согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.

Другой проблемой, не менее  серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую  границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов  считают, что прогресс Китая в  экономике представляет угрозу для  России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия - 154 млн человек, Китай - 1,3 млрд.). По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии.

Отношения России с Японией  упираются в проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио.

Российско-американские отношения  характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США  и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных  республиках разразился экономический  кризис, распались союзнические связи, начался вывод советских войск  из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США  равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение  к непосредственным границам России, - это, безусловно, давление на нее. Поэтому  все предложения о партнерстве  необходимо рассматривать с точки  зрения необходимости и выгоды для  России.

В последнее время США  занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе, в частности. Россия рассматривает это как  ущемление ее государственных интересов, т.к. необходимо время, чтобы разобраться насколько разумна подобная перестройка, отвечает ли она требованиям государственного суверенитета, праву этнических групп на самоопределение и т.п. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ.

Известно, что вплоть до середины XXв. одним из главных стремлений мировых держав было сохранение их влияния на обширных территориях в целях обеспечения контроля над ресурсами. Это поддерживало существование колониальных империй. Начиная с середины XX в., по мере развития процесса деколонизации стратегия великих держав меняется. Развитые государства стремятся установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния велась в основном с помощью геоэкономических стратегий. Для России геоэкономическая стратегия означает, в первую очередь, переход на обдуманную, преимущественно экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, которая, со временем, даст ей рычаги влияния на мировые процессы. Экспортно-ориентированная модель развития страны предполагает, что страна-экспортер ориентируется в экспорте и импорте на страны-лидеры. Этот путь прошла Япония, и сегодня проходит Китай.

На Россию оказывается  своего рода геоэкономическое «давление», т.к. она находится в окружении  экономической Триады мира - на западе Европейский Союз, на востоке - Япония и тесно связанные с ней  индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на юго-востоке - Китай. Такая  расстановка сил получила название системы Больших пространств (сфер). Обозначенные Большие пространства в начале XXIв. трансформируются и взаимодействуют под влиянием всеобщего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в сочетании с процессами глобализации финансов, транс национализации самых различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т.п. превращается в геоэкономику.

В связи с этим для России актуальна не только реформа армии  для повышения ее боеспособности, но прежде всего принятие серьезных  решений в области геоэкономики. России предстоит решать проблему перевода внешнеэкономических связей на геоэкономические стратегии, основным содержанием которых является транснационализация экономики. Современное мировое хозяйство - это не только совокупность экономик национальных государств, связанных между собой обменом товарами и факторами производства, но и воспроизводственные цепи открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных группировок. У многих высокоразвитых стран, использующих геоэкономические стратегии, все больше стираются грани между внутренней и внешней экономикой. Как и куда впишется Россия, зависит от многих факторов, в том числе от воли и аналитических способностей российских политиков.

Таким образом, геополитическое  влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим  кодом, соответствующим реальному  экономическому, социальному, политическому  и культурному потенциалу страны.

Заключение

Приходится признать, что  по совокупной геополитической мощи на данном этапе Россия уступает практически  всем глобальным центрам силы. Значит, ей остается выбор в пользу позиционной  стратегии, состоящей в конкретном российском случае из двух основных компонентов. Во-первых, удержания максимального  числа стран СНГ в орбите российского  притяжения. Здесь недостаточно политических намерений и деклараций, которые  могут меняться в одночасье. Важны материальные связи и зависимости -- сохранение оставшихся и развитие новых экономических контактов России с государствами СНГ, экспансия российского государственного и частного капитала в ближнее зарубежье, являющееся для него "мягкой", доступной пока еще зоной (в данном случае такая локальная экспансия была бы направлена на сохранение традиционных российских сфер влияния и потому являлась бы частью общей позиционной стратегии), поощрение инвестиций СНГ в России, а также развитие широкой Россия-центристской военной кооперации в пространстве Содружества.

Информация о работе Современное геополитическое положение России