Современное состояние рынка государственных займов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследовать особенности государственных займов и их динамику в рамках финансов Российской Федерации.
Задачи исследования:
выяснить сущность и обусловленность государственных заимствований в экономике;
определить формы и виды государственных заимствований;
перечислить этапы и методы управления государственными заимствованиями;
выявить динамику внутреннего долга России и факторы, влияющие на нее

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ 4
1.1 Сущность и обусловленность государственных заимствований 4
1.2. Формы и виды государственных заимствований 4
1.3. Этапы и методы управления государственными заимствованиями 4
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ В РОССИИ 4
2.1 Динамика внутреннего долга России, факторы, на него влияющие 4
2.2 Анализ состава и структуры внешнего долга Российской Федерации 4
2.3 Проблемы государственных заимствований на современном этапе и пути их решения 4
Заключение 4
Список используемой литературы 4

Вложенные файлы: 1 файл

гос заим.docx

— 575.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ЗАИМСТВОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ 4

1.1 Сущность и обусловленность  государственных заимствований 4

1.2. Формы и виды государственных  заимствований 4

1.3. Этапы и методы управления  государственными заимствованиями 4

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАЙМОВ В  РОССИИ 4

2.1 Динамика внутреннего долга  России, факторы, на него влияющие 4

2.2 Анализ состава и структуры  внешнего долга Российской Федерации 4

2.3 Проблемы государственных заимствований  на современном этапе и пути  их решения 4

Заключение 4

Список используемой литературы 4

 

 

Введение

 

Государственные заимствования —  сложная и непрерывно развивающаяся  категория. Роль заимствований в  функционировании бюджетной системы  страны многогранна, особенно в условиях трансформационного процесса — при переходе к рыночным формам государственного долго в процессе становления современной модели обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета. Для этой модели характерно преодоление дефицита бюджета, одновременное формирование значительного финансового резерва в форме Стабилизационного фонда Российской Федерации, а с 2008 года – Резервного фонда и Фонда благосостояния. Эти фонды активно используются в долговой политике России. Как показал опыт использования резервируемых финансовых ресурсов для досрочного погашения части государственного внешнего долга, не исключено его использование и для досрочного погашения государственного внутреннего долга в рамках мер по повышению эффективности долговой политики государства.

В связи с этим требуется не только научное объяснение обозначившихся тенденций, но и обоснование стратегических ориентировок на перспективу. Особенно важно учитывать то, что глобализация экономических связей и отношений  выводит Россию на современный мировой  финансовый рынок, условия которого не всегда приемлемы, в связи с  чем при сокращении внешних государственных заимствований должное значение придается государственным внутренним заимствованиям.

Обслуживание государственного долга  предполагает соответствующую «нагрузку» на бюджет, что в значительной степени  влияет на все процессы социально-экономической  динамики. В этой связи необходимо исследование условий, факторов и последствий  государственных заимствований, их противоречивого влияния на экономику  страны на разных этапах социально-экономического развития. В результате государственных  заимствований формируются дополнительные финансовые ресурсы бюджетной сферы. Поскольку при этом сроки погашения заимствований могут быть длительными, это, в свою очередь, органически связано с перспективой разработки и реализации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. В зависимости от ее качества, масштаба и сроков эмитированных в разное время долговых инструментов возможны как положительное влияние на экономику, так и негативные последствия. Поэтому чрезвычайно актуальным является исследование взаимосвязей формирования и обслуживания долговых обязательств с одной стороны, и активизации факторов экономического роста — с другой.

В связи с ростом внешнего корпоративного долга и приближением долговой нагрузки на экономику к критическому значению актуально исследование всех составляющих политики государственных заимствований (их структура, функции, динамика, совершенствование  управления), совершенствование методологии  прогнозирования направлений дальнейшего  развития внутренних заимствований, определения  их влияния на процесс создания условий  динамичного экономического роста.

Объектом исследования данной работы являются государственные заимствования  в экономике страны.

Предмет исследования – особенности  и динамика государственных заимствований  на финансовом рынке Российской Федерации.

Цель – исследовать особенности  государственных займов и их динамику в рамках финансов Российской Федерации.

Задачи исследования:

  • выяснить сущность и обусловленность государственных заимствований в экономике;
  • определить формы и виды государственных заимствований;
  • перечислить этапы и методы управления государственными заимствованиями;
  • выявить динамику внутреннего долга России и факторы, влияющие на нее;
  • проанализировать состав и структуру внешнего долга России;
  • обозначить проблемы государственных заимствований на современном этапе и пути их решения.

Для этих целей в ходе исследования были использованы такие общенаучные  методы и приемы, как анализ, синтез, классификация, обобщение, прогнозирование.

 

ГЛАВА 1. РОЛЬ И  ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ  В ЭКОНОМИКЕ

1.1 Сущность  и обусловленность государственных  заимствований

 

Согласно Бюджетному кодексу РФ, государственные заимствования  Российской Федерации – это займы  и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта  погашения займов (кредитов) другими  заемщиками.

Государственные заимствования субъектов  Российской Федерации имеют две  стороны: экономическую и правовую.

С экономической точки зрения государственное  заимствование субъекта Российской Федерации – это кредитное  отношение, опосредующее возвратное движение стоимости в денежной форме,  в  котором данный субъект выступает  в качестве должника.

С правовой точки зрения государственное  заимствование субъекта Российской Федерации – это договор займа, в котором данный субъект выступает  в качестве заемщика. Деньги, полученные субъектом Российской Федерации  посредством государственного заимствования, поступают в его собственность.

Прежде всего, государственные  заимствования необходимы для покрытия государственного дефицита. Дефицит  образуется в результате превышения расходов над доходами государства.

Под заимствованиями (займами) понимают передачу экономическому субъекту денежных средств, которые тот обязуется  возвратить в той же сумме с  уплатой процента (платы) на сумму  займа. В некоторых случаях в  заимствования включают также кредиты  и займы, по которым у данного  экономического субъекта возникают  обязательства как у гаранта  их погашения.

Государственные заимствования –  это займы государственных органов  различных уровней у других секторов народного хозяйства. Сюда также  включают заимствования одного государственного органа у другого. Принято различать  собственно государственные заимствования, формирующие суверенный долг и заимствования  органов государственной власти более низких уровней, образующих так  называемый муниципальный долг.

Для трехуровневой системы государственной  власти, характерной и для России, отдельно выделяют заимствования органов  субфедеральной власти. В условиях федеративного устройства государства  субфедеральными органами являются органы власти субъектов федерации.

Следовательно, государственные заимствования  могут быть определены как совокупность:

    • займов органов центральной власти (суверенные заимствования),
    • займов органов субфедеральной власти (субфедеральные заимствования),
    • займов органов местной власти (муниципальные заимствования).

Признаками государственного заимствования, характеризующими его суть, является следующее:

    • возвратность полученных средств,
    • возмездность,
    • срочность,
    • добровольность.

Таким образом, государственное заимствование  имеет своим назначением обеспечение  денежными средствами, необходимыми для финансирования расходов, которые  данный субъект не считает целесообразным сократить и поэтому не укладывается в доходы, собираемые с помощью  своих других, обычных источников.

Государственные заимствования обеспечиваются государственной гарантией. Согласно статье 116 БК РФ3, государственной гарантией  признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Письменная форма государственной  гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной  гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной гарантии должны быть указаны сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации), наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; и определение  объема обязательств по гарантии.

Срок  гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым  предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются  на конкурсной основе. Гарант по государственной  гарантии несет субсидиарную ответственность  дополнительно к ответственности  должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной  гарантией обязательство гаранта  перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей  объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать  от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии, в полном объеме, в порядке, предусмотренном  гражданским законодательством  Российской Федерации. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний  долг Российской Федерации, могут предусматривать  солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных гарантий подлежит отражению в составе  расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Общая сумма предоставленных государственных  гарантий Российской Федерации для  обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Общая сумма предоставленных государственных  гарантий Российской Федерации для  обеспечения обязательств в иностранной  валюте включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации  как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую  сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения  обязательств в иностранной валюте утверждается в порядке, предусмотренном  для государственных внешних  заимствований в составе Программы  государственных внешних заимствований  Российской Федерации.

При исполнении получателем государственной  гарантии Российской Федерации своих  обязательств перед третьим лицом  на соответствующую сумму сокращается  внешний либо внутренний государственный  долг Российской Федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов Российской Федерации либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных  гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления  государством платежей по выданным гарантиям.

На основании данных этого учета  Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях  по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются  Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации  либо иной уполномоченный орган представляет Правительство  Российской Федерации  на всех переговорах  о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации и  заключает соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.

В случае предоставления государственной  гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового  состояния получателя государственной  гарантии Российской Федерации.

1.2. Формы и  виды государственных заимствований

 

Государственный или муниципальный  долг – это общая сумма задолженности  РФ и муниципальных образований  по непогашенным займам и невыплаченным  по ним процентам [1].

Капитальный государственный долг включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства  на определенную дату, текущий состоит  из платежей по обязательствам, которые  заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Используются два основных признака деления долга на внешний и  внутренний долг: по валюте займа (БК РФ) и по принадлежности кредитора (используется в классификации ЦБ РФ).

В соответствии с долговой стратегией России до 2012 г. предполагается:

    • снижение внешнего долга России и увеличение внутреннего;
    • намечено продолжить досрочный выкуп наиболее дорогого долга;
    • предполагается расширить перечень государственных заемных инструментов для повышения эффективности размещения средств пенсионных накоплений.

Информация о работе Современное состояние рынка государственных займов в России