Современные проблемы экономической безопасности РФ и пути их разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 15:09, реферат

Краткое описание

Экономическая безопасность имеет различные структурные уровни. Речь идет об экономической безопасности государства, общества, предприятия, личности. Все эти уровни образуют усложненную экономическую систему, которая не парит в безвоздушном пространстве, а имеет твердое основание - экономическое пространство.

Содержание

Введение ……………………………………………..3
Глава 1.Сущность и критерии экономической безопасности РФ………………………………………4
Глава 2. Основные меры по укреплению экономической безопасности РФ…………………….8
Заключение…………………………………………...10
Список использованной литературы………………..11

Вложенные файлы: 1 файл

современные проблемы экономической ьезопасноти рф и пути их разрешения (реферат).doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

__________________________________________________________________

ФИЛИАЛ в г. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

Кафедра финансово-экономических  дисциплин

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Национальная экономика»

на тему:

«Современные проблемы экономической безопасности РФ и пути их разрешения».

 

 

 

Работу выполнила:

студентка 4-го курса группы ФИН-Д-4

Зотова Юлия

Научный руководитель:

К.э.н., зав.к. фин.-эк.д.

 Рубан М.С.

 

 

Электросталь

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение ……………………………………………..3

Глава 1.Сущность и критерии экономической безопасности РФ………………………………………4

Глава 2. Основные меры по укреплению экономической безопасности РФ…………………….8

Заключение…………………………………………...10

Список использованной литературы………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследование проблем  экономической безопасности России, по праву, заняло в настоящее время  ведущее место в работе российских научно-исследовательских и аналитических  центров. Этой теме посвящается значительное число авторских статей,  монографий, коллективных исследований. В сущности, современное социально-экономической положение России таково, что, какое бы исследование в той или иной сфере ни предпринимали российские экономисты, они не могут не затронуть проблем экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность имеет различные структурные  уровни. Речь идет об экономической  безопасности государства, общества, предприятия, личности. Все эти уровни образуют усложненную экономическую систему, которая не парит в безвоздушном пространстве, а имеет твердое основание - экономическое пространство.

Экономическое пространство является основанием современной экономической  системы, обладая при этом относительной  самостоятельностью. Экономическая  роль пространства, его неоднородность, дробность и в прежние времена учитывалась при анализе условий образования дифференциальной земельной ренты, что выражалось в конкретных стоимостных величинах.

Как показывает мировой  опыт, обеспечение экономической  безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и    эффективности    жизнедеятельности    общества,    достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Сущность и критерии экономической безопасности РФ

В настоящее время  экономическая безопасность - это  общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и  совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность  государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Проблемы реализации Государственной стратегии экономической  безопасности Российской Федерации, обеспечения  защиты национальных интересов  в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость,  привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

Ряд общих условий  и факторов выдвигает понятие  экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:

  • Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.
  • Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.
  • Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии.

Вот почему возрастание  конкурентоспособности одних стран  другими рассматривается как  предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам.

Сама экономическая  безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

 

  1. Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях  экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
  2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
  3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

Необходимо подробнее  рассмотреть связь между понятиями  развитие и устойчивость экономики.

Развитие – один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то резко сокращается возможность её выживания, а также сопротивляемость и способность к адаптации к внешним и внутренним угрозам. Устойчивость и безопасность, – важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не следует противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики.

Устойчивость экономики  характеризует прочность и надёжность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность  выдержать внутренние и внешние  «нагрузки».

Безопасность – это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Чем более устойчива  экономическая система (например, межотраслевая структура) соотношения производственного и финансово-банковского капитала и т.д., тем жизнеспособней экономика, а значит, и оценка её безопасности будет достаточно высокой. 

Сущность экономической  безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятном условии развития внутренних и внешних процессов. Таким образом, экономическая безопасность – это не только защищённость национальных интересов, но и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.   

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев  и показателей.

 Критерий экономической безопасности  – оценка состояния экономики  с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка включает в себя:

  • Ресурсный потенциал и возможности его развития.
  • Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму.
  • Конкурентоспособность экономики.
  • Целостность территориального и экономического пространства.
  • Суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним угрозам.
  • Социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

В системе показателей-индикаторов  необходимо выделять:

    • Уровень и качество жизни;
    • Темпы инфляции;
    • Норму безработицы;
    • Экономический рост ВВП;
    • Дефицит бюджета;
    • Государственный долг,
    • Встроенность в мировую экономику;
    • Золотовалютные резервы;
    • Деятельность теневой экономики.

Важны пороговые значения – предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному  ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Однако нет однозначного ответа на вопрос, – какими должны быть эти пороговые значения. Мировая  практика показывает, что даже при существенном несоблюдении пороговых значений экономика некоторых стран стабильно развивается, причём темпами, превосходящими те страны, где эти пороговые значения соблюдаются гораздо жёстче. Все эти критерии и показатели должны коррелировать друг с другом, и прежде чем браться за соблюдение данных пороговых значений хорошо бы выяснить, как именно они взаимодействуют между собой.

 Обобщая выше сказанное,  можно сказать, что экономическая  безопасность - это способность экономики  обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать  два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные меры по укреплению экономической безопасности РФ

 

Даже краткий анализ современных угроз позволяет  сделать вывод о необходимости  радикального изменения подходов к  обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Я считаю, что все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы не допустить потери Россией своей национальной и экономической независимости.

В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период экономического кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование.

Экономическая логика развития предполагает диверсификацию рынков сбыта, и в этом случае разумная долгосрочная политика России должна увязывать энергетическую стратегию и модернизацию страны, поскольку экспорт энергоносителей  является основным финансовым источником развития, как это следует из структуры российской внешней торговли.  В долгосрочной перспективе Россия, как и любая страна с достаточными человеческими и природными ресурсами, будет пытаться модернизировать свою обрабатывающую промышленность, особенно машиностроение, при этом задача поиска экспортных ниш будет все более актуальной в условиях продолжающегося экономического роста.

Следует повысить эффективность  управления собственностью – и в  частном, и в государственных  секторах. Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобы приватизированные с крупными нарушениями предприятия, неэффективно управляемые настоящими хозяевами национализировать, а по эффективным предприятиям с прозрачной финансовой структурой урегулировать все небольшие нарушения законодательства и закрыть дела. Таким образом, собственники будут твёрдо уверены в том, что это их собственность и государство больше не предъявит претензий за старые правонарушения.

Уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиа космическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с высокой добавочной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного процесса, для постоянного мониторинга и контроля.

Создавать налоговые  льготы для предприятий, кооперирующихся в своей деятельности с предприятиями из других регионов. После этого другие предприятия просто отказались работать с льготниками, вследствие не возмещения государством НДС.

Информация о работе Современные проблемы экономической безопасности РФ и пути их разрешения