Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 20:59, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1) проанализировать предпосылки «экономического чуда» в Японии;
2) рассмотреть причины успеха экономических реформ;
3) дать характеристику основным результатам проведенной экономической политики.
Введение………………………………………………………………3
1. Предпосылки японского «экономического чуда»…6
1.1. Преобразования в социально-экономической сфере…6
1.2. Проведение политики в области промышленности……9
1.3. Результаты послевоенных реформ………………………11
2. Содержание «экономического чуда» в Японии…….16
2.1. Причины успеха экономических реформ в Японии….16
2.2. Результаты японского «экономического чуда»……….19
2.3. Влияние специфики японского менеджмента на состояние экономики……………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………30
Библиографический список…………..………………………..34
План
Введение………………………………………………
Заключение…………………………………………
Библиографический
список…………..………………………..34
Введение
Экономика Японии до середины XX века была практически изолирована от основных мировых центров промышленного развития из-за колоссальных расстояний, делавших малорентабельной и даже нецелесообразной транспортировку на острова сырья и готовой продукции, из-за агрессивной внешней политики империалистического руководства страны в межвоенное время, из-за многовековой самоизоляции островов до 1868 года, оставившей глубокую психологическую границу, до сих пор ещё иногда разделяющую т.н. японскую и европейскую цивилизации.
Промышленное производство к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем. Поэтому естественно, что восстановление здесь продолжалось дольше, чем в других странах: довоенный уровень производства был восстановлен только в 1952 г. Но более существенно другое: восстановление происходило на старой технической основе, т.е. того технического обновления, которое совершалось в ходе восстановления в других странах, здесь не было. Японские промышленники надеялись по-прежнему выигрывать на дешевизне труда и восстанавливали отрасли, не требующие больших капиталов и высокой техники, но много живого труда. Но к концу периода восстановления выяснилось, что в новых условиях старые методы социального демпинга неэффективны: Япония всё более утрачивала прежнее положение в мировой экономике.
Казалось бы, в таких неблагоприятных условиях, вынуждающих использовать более дорогие технологии строительства и транспорта, преодолевать огромные расстояния при доставке продукции на основные рынки сбыта, и к тому же, производя и перевозя практически всю продукцию на импортируемом сырье и топливе, японским корпорациям было невозможно добиться конкурентоспособности на мировых рынках и войти в число глобальных экономических лидеров. Однако история промышленного подъёма Японии доказала обратное, использовав такие факторы роста, которым до этого не уделялось достаточного внимания в других странах. Можно сказать, что Япония преподала всему миру великолепный экономический урок, усвоение которого и повторение достигнутого на островах успеха становится сегодня приоритетной задачей для правительств и хозяйственников многих стран.
В этой ситуации, дискуссия о дилемме, возникшей в Японии сразу после окончания войны: с чего начинать выход из послевоенной разрухи – с развития производства (концепция восстановления через производство) или подавления инфляции (концепция денежной реформы), закончилась в пользу первого варианта. Когда лидеры хозяйства Японии резко изменили приоритеты, начался быстрый рост экономических показателей, по темпам которых Япония опередила весь мир.
Подобное превосходство в темпах на протяжении ряда лет породило первую волну публикаций о японском «экономическом чуде», пришедшуюся на конец 60 – начало 70-х годов. В этих работах анализировались причины, существующие темпы сопоставлялись, экстраполировались, и на этой основе давались ошеломляющие прогнозы превращения Японии в мирового лидера.
Поскольку в нашей стране вопрос о способах проведения экономической реформы до сих пор не нашел своего однозначного разрешения, то опыт Японии, которая благополучно вышла из кризиса, может оказаться весьма полезным. В этом плане тему курсовой работы следует признать актуальной.
С учетом сказанного, цель курсовой работы можно определить как анализ основных составляющих экономической реформы, которая привела к возникновению «экономического чуда» в Японии.
Задачи курсовой работы:
1. Предпосылки японского «экономического чуда»
1.1.
Преобразования в социально-экономической
сфере
Довоенное промышленное развитие Японии привело к формированию крупных концернов, напоминавших своей организацией и порядками феодальные кланы средневековья. Несмотря на гигантские масштабы производства, поддерживаемые военными заказами и импортом сырьевых ресурсов из колоний, крупные японские концерны, доминируя на монополизированных рынках внутри страны, в отсутствии реальной конкуренции и соперничества затормозились в своём развитии, и Япония вновь стала отставать от ведущих мировых держав в области новых технологий. Появление новых промышленных предприятий в предвоенные и военные годы являлось в условиях монополизированных рынков и государственных военных заказов экономически рискованным шагом, время первой волны предпринимательства закончилось.
Поражение страны во второй мировой войне в 1945 г. нарушило естественный эволюционный характер модернизационного процесса, но вместе с тем и ускорило проведение решительных преобразований. А именно: главным фактором дальнейших модернизационных изменений во всех сферах японского общества явилась оккупационная американская администрация, осуществлявшая курс на последовательную демократизацию страны1.
Реформирование японской экономики в послевоенный период осуществлялось при активном вмешательстве США и под контролем оккупационной администрации, возглавляемой генералом Дугласом Макартуром, формально подчинявшимся международной Дальневосточной комиссии в Вашингтоне и Союзному Совету в Токио, но фактически несшим ответственность перед президентом и конгрессом США. В первые же месяцы оккупации обнаружилось, что нельзя оставлять экономику во власти старой элиты – правительственного аппарата и местных властей, саботировавших действия оккупационных властей. Одной конверсии военной промышленности оказалось мало, необходимо было разрушить монополистические связи в экономике, создать институт свободных предпринимателей, обеспечить защиту рыночной конкуренции. Для этого – провести массовое перераспределение прав собственности: продумать способы, найти исполнителей, разработать юридическую базу и обеспечить её принятие. Всё это оккупационная администрация взяла на себя, полагаясь на помощь групп американских экспертов, приезжавших в Японию (миссии Эдвардса, Дрейпера, Янга, Доджа, Щоупа).
За шесть лет была предпринята серия системных преобразований: денежная реформа 1946 г., мероприятия по выводу экономики из кризиса (1946 – 1947 гг.); реформа трудовых отношений и форм собственности на землю (1947 – 1949 гг.); демонополизация экономики (1947 – 1949 гг.); конверсия военных предприятий; бюджетная реформа, стабилизация денежного обращения и валютного курса (1949 – 1950 гг.) и налоговая реформа (1949 – 1950 гг.). Разграничение полномочий оккупационной администрации и японского правительства предусматривалось специальными директивами Объединённого комитета начальников штабов ВС США от 29 августа и от 1ноября 1945 г.
Первым в 1945 г. был издан закон о ликвидации дзайбацу (японских корпораций, вдохновителей милитаризма и экспансии), которые подготовил Ясуда, глава одной из групп. Затем этот проект был одобрен остальными и только после этого был принят государством. Этим законом были ликвидированы головные холдинг-компании групп. В результате функции руководства группами перешли к банкам1.
Кроме того, ведущие промышленные компании по закону 1945 г. были «разукрупнены», как и в Германии. Но в дальнейшем с ними произошло то же, что и с разукрупнёнными концернами ФРГ, - путём слияний они стали восстанавливаться в прежнем объёме.
Второй из послевоенных хозяйственных реформ была аграрная реформа 1947 – 1949 гг. Реформа заключалась в том, что государство принудительно выкупало у помещиков землю, причём, если помещик жил в деревне, у него оставляли 3 га, а если он был «отсутствующим», у него выкупалась вся земля. Земля выкупалась за деньги, но в результате инфляции реальная стоимость выкупных сумм к концу проведения реформы понизилась до 5 – 7% действительной стоимости земли.
Выкупленную у помещиков землю государство продавало крестьянам, арендовавшим эту землю, в рассрочку на 24 года. В результате помещичье землевладение было практически уничтожено, из арендаторов крестьяне стали собственниками земли, причём для оставшихся арендаторов арендная плата сократилась вдвое.
Японское правительство, руководствуясь этим проектом, в тесном контакте со штабом генерала Макартура разработало «положение о завершении реформы земельной системы».
Реформа вызвала рост сельскохозяйственного производства. С 1946 по 1970 гг. оно выросло более чем вдвое. Ведь до реформы значительная часть доходов крестьян изымалась из сельского хозяйства и шла на паразитическое потребление помещиков. Теперь эти деньги остаются в хозяйстве и вкладываются в производство. Поэтому стал быстро повышаться технический уровень земледелия, например, в условиях мелкого землевладения стала проводиться «малая механизация»: «ручные» трактора с набором подвесных инструментов, малые универсальные электромоторы и т.п.
Необходимо было коренным образом активизировать предпринимательскую деятельность в стране и на этой основе получить максимальные результаты во всех главных сферах: научно-технической, производственной, а также в сфере обращения, включая выход на мировой рынок. Последнее условие особенно важно для японской экономики, существенным образом ограниченной собственными сырьевыми, топливными, продовольственными и другими ресурсами.
Ключевое и высокоэффективное средство реализации этой цели виделись японской технократии в создании наиболее благоприятных условий для рыночной конкуренции. Такие условия в довоенной японской экономике отсутствовали.
Рыночная
конкуренция была подавлена монополизмом,
причём даже в большей степени, чем в других
капиталистических странах.
1.2.
Проведение политики в области промышленности
Приоритеты промышленной политики в послевоенной Японии последовательно и целенаправленно смещались от преимущественного развития трудоемких отраслей (легкая промышленность), затем материалоемких (металлургия, нефтехимия, автомобильная промышленность, судостроение) к наукоемким отраслям и производствам (электроника, биотехнология, новые материалы)1.
Понимание неизбежности этих процессов пришло далеко не сразу, а смена приоритетов протекала отнюдь не безболезненно. Ведь речь шла об отраслях с весьма высоким мировым рейтингом (черная металлургия, автопромышленность), фактически созданных после войны, имеющих достаточно современные средства труда и сравнительно молодой производственный аппарат.
Н.А. Волгин приводит данные о том, что основная масса инвестиций (из собственных источников и заемных средств) была обращена на развитие обрабатывающей промышленности, особенно тех отраслей, которые были рассчитаны на производство экспортной продукции. Ориентация на экспорт, в условиях жесткой конкуренции на внешнем рынке, потребовала от японской промышленности производить продукцию по самым высоким мировым стандартам, конкурентоспособную по всем параметрам: по цене, качеству, сервисному обслуживанию и т. д. Кроме того, огромная зависимость от импорта энергосырьевых ресурсов сразу же поставила на повестку дня проблему энерго- и ресурсосбережения при развитии промышленности.
В ориентации обрабатывающей промышленности на внешние рынки был еще один положительный момент. На первоначальном этапе послевоенного экономического развития Японии не пришлось вкладывать огромные средства и материальные ресурсы в добывающие отрасли, т. е. замораживать их на долгие годы, ожидая, когда они дадут отдачу. Благо до середины 70-х годов мировые цены на энергосырьевые ресурсы были относительно низки (особенно по сравнению с промышленной продукцией) и стабильны. Крупные вложения в разработку энергосырьевых ресурсов за рубежом Япония стала делать на более позднем этапе своего развития, когда достаточно окрепла в финансовом отношении, накопила солидный «избыточный» капитал.
Важным событием для Японии, в особенности для ее экономического развития, стала корейская война 1950 – 1953 гг. С началом войны в Корее японская экономика стала выполнять военные заказы для войск США. Кроме того, личный состав американских войск в Японии закупал различные товары, главным образом для личного потребления. Резко возросший спрос на вооружение и военные материалы, на военные перевозки и услуги, на продовольствие создал военно-инфляционный бум в японской экономике. Поступления от американских «спецзаказов» в 1950 – 1953 гг. достигли почти 2,5 млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешне торговый дефицит и расширить импорт сырья.
Информация о работе Содержание «экономического чуда» в Японии