Состояние потребительского рынка России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:16, доклад

Краткое описание

Состояние потребительского рынка России в современных условиях (общая характеристика экономики страны, основные тенденции развития; характеристика современного состояния отдельных отраслей – розничной и оптовой торговли - проблемы и перспективы развития).
В последние 5 лет потребительский рынок России развивается быстрыми темпами – 10-15% прироста ежегодно. Основу этого роста составляют предприятия розничной торговли, общепита и бытового обслуживания, которые занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики (70-72% прибыльных предприятий), конкурируя лишь с предприятиями трубопроводного транспорта (81%), газовой промышленности (75%) и связи (68-70%).

Вложенные файлы: 1 файл

Состояние потребительского рынка России в современных условиях.docx

— 19.17 Кб (Скачать файл)

Состояние потребительского рынка России в современных условиях (общая характеристика экономики страны,  основные тенденции развития; характеристика современного состояния отдельных отраслей – розничной и оптовой торговли  - проблемы и перспективы развития).

В последние 5 лет потребительский рынок России развивается быстрыми темпами – 10-15% прироста ежегодно. Основу этого роста составляют предприятия розничной торговли, общепита и бытового обслуживания, которые занимают первые места в списке наиболее прибыльных подотраслей российской экономики (70-72% прибыльных предприятий), конкурируя лишь с предприятиями трубопроводного транспорта (81%), газовой промышленности (75%) и связи (68-70%).

Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров. Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения. Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос потребителей в силу недостаточного развития производства или спада производства, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров.

Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента. Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами.

Во-первых, это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки (внешне многие импортные товары превосходят отечественные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсутствия рекламы и других средств информации о товаре, слабо налаженных каналов распределения, повышенных цен.

Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров, закупаемых централизованно через государственные внешне­торговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось.

По данным отдельных контролирующих органов, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров. В 2006 году было забраковано: чая — 65%, мясных продуктов — до 50%, мясо птицы — до 45%, масло растительное — 30%, хлеб — 30%, детские игрушки — 70%.

Наиболее тяжелая ситуация сохраняется в мясной промышленности, а следовательно, в насыщении рынка мясом и мясопродуктами: продолжается снижение производства, рост цен. Важнейшая причина — это неблагоприятное состояние отечественного животноводства, что заставляет перерабатывающие предприятия работать, в основном, на импортном сырье, а это в современных условиях весьма накладно.

Таким образом, с одной стороны, в отрасли происходит падение производства мяса и птицы, с другой — осуществляется значительный импорт этой продукции. Причина объясняется тем, что государство недостаточно координирует взаимодействие самих контролирующих органов и общества в целом по вопросам защиты внутреннего рынка от некачественного товара, это проблема международного характера.

В условиях насыщенного рынка производители товаров начинают осознавать, что качество — это один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производителя, а также социально незащищенных слоев населения.

Наряду с этим, важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок, все это способствует усилению контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.

С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке, важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, обеспечение качества товаров и количества на разных этапах товародвижения.

Решение всех этих задач требует высокой квалификации специалистов в различных областях знаний: в товароведении, экономике, праве, маркетинге и др., а также умения комплексно использовать их в профессиональной деятельности.

В настоящее время с развитием рыночных отношений, с реализацией экономических реформ, с обеспечением законодательных норм и правил, торговля, как оптовая, так и розничная, относится к наиболее прогрессивным видам деятельности, затрагивающим все слои населения.

Первый же взгляд показывает, что закономерности развития отрасли в России мало чем отличаются от общемировых тенденций, хотя и имеют национальные особенности. По скорости развития в сфере розничной торговли сейчас в России нет равных.

Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Система оптовой торговли решила важнейший для нашего общества вопрос - занятость и трудоустройство населения, оказавшегося в связи с поступательным ходом экономических реформ в большинстве своем без работы и средств к существованию.

Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств.

Для повышения научно-технического уровня материальной базы своевременной оптовой торговли необходимо государственное регулирование этих вопросов со стороны Российского Правительства и государственных органов управления субъектов Федерации. Кроме того, даже при довольно высоких тенденциях развития, основной проблемой сектора оптовой торговли в России остается его «столичная прописка» при более скромном развитии в регионах по сравнению с Москвой.

В сфере российской розничной торговли также существуют некоторые проблемы. Борьба за площади остается серьезной задачей как для прочно закрепившихся на рынке сетей, так и для новичков.

Несмотря на общестатистические показатели, недостаток собственных финансовых средств и высокий процент по кредитам также остаются одними из основных факторов, ограничивающими деловую активность розничной торговли.

В то же время уже понятно, что в развитии российской розницы наметились оригинальные пути. Обилие событий на рынке ритейла, неоформленность многих стандартов торговли заставляет предположить, что мы еще будем наблюдать много интересных поворотов истории ритейла на нашем рынке.

Сейчас наблюдается настолько глубокое проникновение информационных технологий в сферу розничной торговли, что практически каждое розничное предприятие может получить информацию о товаре с помощью сканирующих устройств, которыми снабжены электронные терминалы в пунктах продажи. Информация, которую розничные торговцы получают благодаря применению этих технологий, позволяет им рассчитать прибыльность отдельных товаров, отслеживать интенсивность товарооборота разных видов продукции, осуществлять заблаговременные инвестиционные закупки и повысить степень воздействия на поставщиков. Последнее десятилетие XX века стало началом нового этапа в истории розничной торговли, когда розничные торговцы получили более широкий доступ к информации об отдельных товарах, чем их производители.

В скором времени покупатель получит возможность просить свой телевизор показывать те изделия, которые он хочет приобрести, и заказывать их простым нажатием кнопки. Судя по всему, на заре интерактивной эры типичный канал, по которому можно будет совершать покупки «на дому», позволит потребителям «посещать» электронные торговые центры, состоящие из большого количества магазинов и торгующие самыми разными видами товаров. При этом они будут самостоятельно выбирать магазин, который хотят посетить, входить в интересующий их отдел и подходить к товару, который хотят рассмотреть. Получив всю необходимую информацию о товаре, покупатель нажмет кнопку, чтобы передать свой заказ.

Как неоднократно отмечал Президент РФ В.В. Путин, принцип обеспечения высокого темпа прироста ВВП является сегодня приоритетным для нашей страны. Реализация этого принципа на практике должна выражаться в государственном стимулировании не только экспортно-ориентированных отраслей, но изменений всей структуры экономики в интересах производства конкурентоспособных товаров и услуг, создания современного потребительского рынка. Уровень потребления населением товаров и услуг является сегодня объективным условием не только существования и развития общества, как единой социально- экономической системы, но и важнейшим условием конкурентоспособности страны на мировом рынке.


Информация о работе Состояние потребительского рынка России в современных условиях