Социальная ответственность бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 17:56, доклад

Краткое описание

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСГ.docx

— 30.88 Кб (Скачать файл)

Социальное государство (государство  всеобщего благосостояния, государство  всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран. Теория государства всеобщего благоденствия предполагает, что социальные гарантии обеспечиваются путём государственного регулирования экономики (прежде всего, крупного бизнеса) и налоговой политикой.

Советская общественная система развалилась, а новое государство до сих  пор не создало.

В результате сегодня  мы наблюдаем картину: государство  находится в поисках того, на чьи  плечи можно переложить хотя бы часть  этих обязанностей. В свою очередь, наиболее активная часть нашего общества – предпринимательство - решило не ждать милостей, в данном случае от государства и приступило к  поискам собственных методов решения социальных проблем.

Нужно привлекать бизнес, развивать его, чтобы бизнесмены вкладывали деньги в различные проекты, чтобы люди могли получать достойные  пенсии и иметь достойные зарплаты, а не жить на подачки.

Нельзя навязывать бизнес - сообществу социальную ответственность. Власть своим примером, прозрачностью своих действий должна убедить бизнесменов в том, что необходимо вкладывать деньги в социальные проекты. Но это не значит, что к тому бизнесу, который не захочет заниматься благотворительностью, будут применены какие-либо санкции. А тот бизнес, который будет социально ответственным, кто будет участвовать в благотворительности, тот будет иметь особое к себе отношение со стороны государства. Иметь позитивное отношение такие представители бизнеса будут не со стороны власти, а со стороны общества.

Во властных структурах готовится национальный доклад, в  котором должна быть прописана идеология  социальной ответственности и нормы  российского корпоративного управления.

Это необходимо сделать, поскольку  авторитет российского бизнеса  очень сильно упал в последнее  время. А ведь без союза власти и бизнеса трудно добиться серьезных  экономических успехов. Крупнейшие российские представители бизнеса обращались к Президенту России Владимиру Путину для того, чтобы выстроить систему взаимоотношений власти и бизнеса. По словам представителей бизнеса, они готовы искать новые пути взаимодействия с властью и главным козырем в этом как раз и может проявиться социально ответственный бизнес. Главное на сегодня, чтобы была разработана его идеология.

Основными задачами социальной политики являются:

1. Гармонизация общественных  отношений, согласование интересов  и потребностей отдельных групп  населения с долговременными  интересами общества, стабилизация  общественно-политической системы. 

2. Создания условий  для обеспечения материального  благосостояния граждан, формирование  экономических стимулов для участия  в общественном производстве, обеспечение  равенства социальных возможностей  для достижения нормального уровня  жизни. 

3. Обеспечение социальной  защиты всех граждан и их  основных гарантированных государством  социально-экономических прав, в  том числе поддержка малообеспеченных  и слабо защищённых групп населения. 

4. Обеспечение рациональной  занятости в обществе.

5. снижения уровня  криминализации в обществе.

6. Развитие отраслей  социального комплекса, таких  как образование, здравоохранение,  наука, культура, жилищно-коммунальное  хозяйство и т.д. 

7. Обеспечение экологической  безопасности страны.

Государство старается контролировать вышеперечисленные аспекты социальной политики, но дело в том, что не хватает  денежных средств и возможностей на обеспечение всего чего нужно. Вмешательство большого бизнеса в социальные нужды стаёт всё более и более актуальной задачей для современного российского общества.

\\\Так что же такое социальная ответственность бизнеса. Это ведения бизнеса по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находиться. Это создания рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов помощи различным социальным слоям общества. Это обеспечение защиты окружающей среды своего производства, и многое другое поддерживающие социальный статус в стране.\\\

 

1. Определение социальной ответственности  бизнеса

Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной  практике не существует, что дает повод  понимать термин "социальная ответственность  бизнеса" каждому по-своему.

Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная  социальная ответственность, и социально-маркетинговые  программы, и спонсорство, и филантропия  и т.д.

Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса — это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, и не может быть полностью  претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия  одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность бизнеса — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения.

Социальная ответственность бизнеса  носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

Такой тип социальной ответственности бизнеса был  условно назван «корпоративной ответственностью».

3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда

2. Стабильность заработной  платы

3. Поддержание социально  значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское  и социальное страхование сотрудников

5. Развитие человеческих  ресурсов через обучающие программы  и программы подготовки и повышения  квалификации

6. Оказание помощи  работникам в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности  бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная  благотворительность

2. Содействие охране  окружающей среды

3. Взаимодействие с  местным сообществом и местной  властью

4. Готовность участвовать  в кризисных ситуациях

5. Ответственность перед  потребителями товаров и услуг  (выпуск качественных товаров)

Типы социальных программ:

· собственные программы  компаний;

· программы партнерства  с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;

· программы партнерства  с некоммерческими организациями;

· программы сотрудничества с общественными организациями  и профессиональными объединениями;

· программы информационного  сотрудничества со СМИ.

Мотивы социальной ответственности  бизнеса:

1. Развитие собственного  персонала позволяет не только  избежать текучести кадров, но  и привлекать лучших специалистов  на рынке.

2. Рост производительности труда в компании.

3. Улучшение имиджа  компании, рост репутации.

4. Реклама товара или  услуги.

5. Освещение деятельности  компании в СМИ.

6. Стабильность и устойчивость  развития компании в долгосрочной  перспективе.

7. Возможность привлечения  инвестиционного капитала для  социально-ответственных компаний  выше, чем для других компаний.

8. Сохранение социальной  стабильности в обществе в  целом.

9. Налоговые льготы.

Инструменты реализации социальных программ:

1. Благотворительные  пожертвования и спонсорская  помощь

2. Добровольное вовлечение  сотрудников компании в социальные  программы

3. Корпоративное спонсорство

4. Корпоративный фонд

5. Денежные гранты

6. Социальные инвестиции

7. Социальный маркетинг

 

2. Какова роль государства в  процессе становления бизнеса  на путь

социальной ответственности

Мероприятия по решению  социальных проблем способны консолидировать  усилия самых различных сил –  как политической, так и экономической  направленности. В данной работе объективно заинтересованы и предприниматели, поскольку улучшение условий  жизни способствует решению целого ряда экономических задач – например, расширению внутреннего рынка, повышению  платежеспособного спроса, росту  квалификации кадров и качества труда.

То есть бизнес в этом вопросе – естественный партнер и помощник государства.

Под социальной ответственностью бизнеса во всем мире понимаются как  программы, предназначенные для  сотрудников частных компаний, так  и мероприятия по защите окружающей среды, поддержке социально незащищенных категорий населения, сохранению и  развитию жилищно-коммунального хозяйства  и памятников культуры, спонсорская  помощь образовательным и спортивным организациям, различные благотворительные  акции и т.д. Но если все же отойти от общемирового понимания "соцответственности", то соцответственность по-русски – это реагирование на государственные социальные вызовы. Социальная ответственность бизнеса не может быть равнозначной и единой для бизнеса крупного, среднего и малого. В малом бизнесе социальная миссия заложена изначально, оно по определению самое массовое. Это главный резерв и источник создания рабочих мест, реальный инструмент удовлетворения потребительских и социальных запросов населения. А значит, действенный механизм борьбы с бедностью и насыщения рабочими местами рынка труда.

В нашей сегодняшней ситуации весьма интересна роль государства, которое  повсеместно вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов. "Социальные" инициативы компаний наше общество воспринимает в лучшем случае как нечто должное. А в худшем - местные власти к этому бизнес просто принуждают, причем, зачастую, не выбирая средств. Сегодня особенно актуален тезис о том, что неэффективная система социальной ответственности бизнеса может обернуться глобальной неконкурентоспособностью всей российской экономики. Малое предпринимательство нуждается не в понуканиях на пожертвования, а в стимулах со стороны государства на развитие.

Совершенно очевидно, что сегодня особенно важно заключение своеобразного соглашения между Чиновником и Предпринимателем. От Чиновника требуется только не мешать развитию народной инициативе, инициативе человека, идущего в бизнес. Однако только совместные усилия власти и предприниматель могут привести к решению наиболее острых социальных проблем, стоящих сегодня перед нашим обществом. В этом процессе в равной степени должны быть задействованы и заинтересованы и государство, и бизнес. И лишь в этом случае социальная ответственность перестанет быть элементом политической риторики. Нам необходимы практические действия, а не разговоры.

Социальная ответственность, понимаемая как участие бизнеса в гармоничном развитии общества, на сегодняшний день является определяющей в оценке деятельности менеджеров и работодателей. Многие предприятия разрабатывают и реализуют собственные социальные программы, поддерживают проекты, инициированные общественно-политическими структурами, оказывают благотворительную помощь учреждениям образования, здравоохранения, культуры, общественным организациям.

 

Заключение

В целом патриотически  настроенное предпринимательское  сообщество России понимает, что бизнес не заканчивается с получением прибыли. Есть куда более важная функция –  это его ответственность за состояние  дел в обществе в результате успешности или не успешности того или иного  вида предпринимательства. Именно от того, насколько эффективен бизнес, от того каков его вклад в экономику, зависит количество бедных и число  богатых в стране. Будет сфера  приложения потенциала для 30 миллионов  находящихся за чертой бедности в  нашей стране – будет реализация социальной ответственности малого предпринимательства. Борьба с бедностью  и создание новых рабочих мест в стране – это ли не долг обществу?! То же касается и долга представителей крупных форм бизнеса перед малым  предпринимательством. Идеология "каждый сам по себе" в цивилизованном, а значит, по умолчанию - социально  ответственном, обществе неприменима. Во всяком случае, сегодня это одна из главных целей.

 

Источники

1.  Борисов Сергей, президент  Общероссийской общественной организации  малого и среднего предпринимательства  "ОПОРА РОССИИ" Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru

2.  Шаронов Андрей, заместитель  министра Минэкономразвития и  торговли РФ. Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru

3.  Виноградов Николай, губернатор  Владимирской области. Опубликовано 17 июня 2010 г.http://www.vipopros.ru

4.  http://www.socreklama.ru

3.Социальная ответственность бизнеса в России

Со временем любая  компания в своем развитии достигает  определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни  общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации наверняка помнят пирамиду ценностей. В основании пирамиды находятся более простые ценности, как правило, материальные, например, деньги. По мере удовлетворения материальных ценностей появляются духовные, такие, как удовлетворенность результатами своей деятельности, самореализация, необходимость признания окружающими. Поскольку каждая компания состоит из отдельных людей, то и с ней происходит то же самое. В первую очередь обычно компании начинают проявлять внимание по отношению к своим сотрудникам, затем и к своему внешнему окружению, к различным слоям населения, к экологии. Примеры могут быть самыми разными, начиная от шефства над школами и детскими домами или спонсорской помощи творческим коллективам и заканчивая долгосрочными социальными программами. Все это формирует имидж компании. И, вспоминая старый двусмысленный тезис о том, что бытие определяет сознание, легко догадаться, что бизнес этих компаний становится более прочным и устойчивым, эффективность их работы повышается. В наше время, когда конкуренция очень высока, имидж компании чрезвычайно важен. Ведь именно имидж компании является решающим фактором для потребителя, имеющего возможность выбора между аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми разными компаниями.

Информация о работе Социальная ответственность бизнеса