Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:18, реферат
Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.
Социально-потребительский комплекс
Социально-потребительский
На предыдущих этапах социально-экономического развития страны производство услуг в отраслях социально-потребительского комплекса осуществлялось преимущественно на платной основе, внедрялся хозяйственный расчет и другие экономические формы. Вот почему адаптация комплекса к рыночным условиям хозяйствования проходит относительно более успешно, чем в отраслях социально-культурного комплекса.
Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны друг с другом и населением, что определяет их территориальную организацию.
Такие отрасли социально-
Розничная торговля Республики Беларусь.
Торговля представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. Торговля является одной из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В 2009 г. общий объем розничного товарооборота составил 54 736 млрд. рублей, на 2010 г. ,по предварительным данным- 69 732 млрд. рублей. По Могилевской области общий объем розничного товарооборота составил 5 236,5 млрд. рублей.
Управление государственной торговлей
Торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную торговлю. Именно розничная торговля завершает процесс товарного обращения, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей.
За 2000—2009 гг. наблюдается постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Вместе с этим с 2004 года появилась тенденция к повышению доли розничного товарооборота торговых организаций в общем объеме товарооборота, если в 2004 число объектов розничной торговой сети насчитывало 32,8 тыс., то на конец 2009- 43,4 тыс. из которых 6,1тыс. приходится на Могилевскую область.
Постепенно в структуре
Стабильно высокой остается доля продовольственных товаров в общем объеме товарооборота. В 1990 г. она составила 44,9 %, в 1995 г.(кризисные годы) значительно повысилась до 62,7 % , в настоящее время — 48,9 % (2009 г.).
Розничная торговая сеть, с учетом особенностей
торгового обслуживания населения, делится на
стационарную, передвижную и посылочную.
Ведущая роль принадлежит стационарной,
к которой относятся магазины и мелкорозничная
сеть. Основная часть товаров реализуется
В условиях развития рыночных отношений число предприятий розничной торговли определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источников финансирования (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий розничной торговли). В городах гипермаркеты, которые дают новые стимулы развитию отрасли.
В перспективе развитие розничной торговли будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассортимента отечественной продукции, развитие инфраструктуры товарных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли. Увеличению объемов продажи отечественных товаров и созданию конкурентной среды предприятий будет способствовать расширение фирменной торговли и совершенствование ее функционирования.
Торговое обслуживание сельского населения,
особенно жителей малых населенных пунктов,
во многом определяется состоянием потребительской
кооперации. Правительством страны принята
Программа совершенствования деятельности
потребительской кооперации на 2005—2010
годы. Главной целью Программы является
повышение качества обслуживания сельского
населения путем создания условий для
устойчивого экономического роста организаций
потребкооперации.
Основой развития отрасли станет взаимодействие
организаций потребительской кооперации
с личными подсобными и крестьянскими
хозяйствами с использованием механизма
товарного кредитования. Через созданные
центры поддержки личных подсобных хозяйств
граждан будет налажено обеспечение населения
семенами и саженцами, молодняком животных,
минеральными удобрениями, сельскохозяйственным
инвентарем и мини-сельхозтехникой, тарой,
строительными материалами. Количество
перерабатывающих предприятий потребкооперации,
их производственные мощности должны
обеспечить полную и качественную переработку
производимой сельскохозяйственной продукции.
На протяжении 2006—2010 гг. намечается дополнительно
открыть 600 заготовительных пунктов, 240
грибоваренных пунктов, установить 180
единиц сушильных установок, ввести в
штаты организаций потребкооперации около
1,8 тыс. разъездных заготовителей.
Общественное питание Республики Беларусь
Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственного производства розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет более 80% и свидетельствует о востребованности услуг общественного питания.
Сеть общественного питания
По оценке Министерства
Активная политика социальных преобразований в республике способствует дальнейшему развитию современных предприятий. В 2010 году в городах республики за счет реконструкции и нового строительства открыто 536 объектов общественного питания на 17,6 тыс. мест.
Министерством торговли
Питание учащейся молодежи
Организациями общественного
Питание обучающихся осуществляется
за счет бюджетных средств и
Оказываемое внимание и
Питание рабочих и служащих осуществляется
в 1,4 тыс. столовых и буфетах, что составляет
11,7% от количества всех объектов питания.
В республике 30% производственных организаций осуществляет
удешевление питания за счет собственных
средств. Для обеспечения доступности услуг по
месту работы снижаются наценки общественного питания
на 5 - 30 % на продукцию собственного производства
и торговые надбавки (ОАО «Брестмаш», РУП «Барановичский
автоагрегатный завод», РПУП «Торгмаш»,
ОАО «Барановичский завод «Санэлектрозаготовок»,
ПРУП «Барановичский комбинат ЖКБ», РУПП
СПОАО «Спартак», УП «Беларусьнефть»,
РУП «Гомельтранснефть «Дружба», ОАО «Коминтерн»,
РУП «Гомельский
Находит внедрение кредитная система расчетов за обеды,
продовольственные товары, что позволяет
увеличить охват питанием до 70-80% (УП «Белкоммунмаш»,
ЗАО «Атлант», ТПРДУП «МТЗТОРГСЕРВИС», «
В результате проводимой
Положительную тенденцию имеет развитие общедоступных объектов общественного питания, сеть которых на 1 января 2011 г. составляет 6247 единиц на 262,8 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни. Это рестораны «Камяніца», «Талака», «Гасцiнный маёнтак» в г.Минске, кафе «Карчма Будзьма», ресторан «Старое время» в г.Гомеле, ресторан «Печерское предместье» в г.Могилеве и др. Наряду с белорусской национальной кухней, развивается сеть предприятий с национальными кухнями народов мира. Например, только в г. Минске представлено более 30 кухонь народов мира. Сегодня 67% общедоступных объектов - это рестораны, кафе, бары. Наблюдается тенденция открытия наиболее демократичных объектов питания (закусочных, кафетериев, баров) при сокращении сети ресторанов (сеть ресторанов сократилась на 4% и число мест в данной категории объектов на 13%). В республике появились новые типы предприятий питания - рестораны быстрого обслуживания, в том числе и с белорусской национальной кухней, кофейни и др. Наряду с ресторанами «Макдональдс» действуют такие сетевые предприятия, как «Sun Cafe», «Эль Помидоро», «Патио Пицца», «Дабл кофе», «Темпо». Развивается сеть специализированных объектов общественного питания, предназначенных для реализации пива отечественного производства. В 2010 г. таких объектов открыто 49 на 2381 место. Это ресторан «История пива» в г.Минске, кафе «Чисто пивной ресторанчик» и ресторан «Жигули» в г.Гомеле, кафе «Хаус паб» в г.Бобруйске, закусочная «Пивной дворик» в г.Малорита, рестораны «Лямус» в г.Витебске и «York Pub» в г.Мозыре и др.