Социально-потребительский комплекс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:18, реферат

Краткое описание

Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 36.68 Кб (Скачать файл)

Социально-потребительский  комплекс

Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения  и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения  и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение  до населения товаров и услуг.

На предыдущих этапах социально-экономического развития страны производство услуг  в отраслях социально-потребительского комплекса осуществлялось преимущественно  на платной основе, внедрялся хозяйственный  расчет и другие экономические формы. Вот почему адаптация комплекса  к рыночным условиям хозяйствования проходит относительно более успешно, чем в отраслях социально-культурного  комплекса.

Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны  друг с другом и населением, что  определяет их территориальную организацию.

Такие отрасли социально-потребительского комплекса, как внутренняя торговля и общественное питание, бытовое  обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство в 2003 г. произвели 15,7 % валового внутреннего продукта страны; еще  выше доля названных отраслей в общей  численности занятых в экономике  страны — почти 18 %. Опыт высокоразвитых стран мира показывает, что без  успешного развития этих отраслей нельзя создать высокоэффективную рыночную экономику.

 

Розничная торговля Республики Беларусь.

Торговля  представляет собой обособившуюся  на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих  потребительские товары путем купли-продажи. Торговля является одной  из крупных  отраслей экономики Республики Беларусь. В 2009 г. общий объем розничного товарооборота  составил 54 736 млрд. рублей, на 2010 г. ,по предварительным данным- 69 732 млрд. рублей. По Могилевской области общий объем розничного товарооборота составил 5 236,5 млрд. рублей.

Управление  государственной торговлей осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, в потребительской кооперации - Белорусский  республиканский союз потребительских  обществ. Они проводят в жизнь  государственную политику в сфере  торговли и общественного питания, осуществляют контроль за исполнением законодательства о торговле и рекламной деятельности. Торговые предприятия и организации действуют также в системе ряда других министерств и ведомств (Министерства обороны, Белорусской железной дороги и др.), местных исполнительных и распорядительных органов. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».

Торговля  делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке  страны. Она охватывает оптовую и  розничную торговлю. Именно розничная  торговля завершает процесс товарного  обращения, так как с ее помощью  товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей.

За 2000—2009 гг. наблюдается постоянный и  устойчивый рост общего объема розничного товарооборота.  Вместе с этим с 2004 года появилась тенденция к повышению доли розничного товарооборота торговых организаций в общем объеме товарооборота, если в 2004 число объектов розничной торговой сети насчитывало 32,8 тыс., то на конец 2009- 43,4 тыс. из которых 6,1тыс. приходится на Могилевскую область.

Постепенно в структуре розничного товарооборота повышается доля частного сектора и снижается доля государственного. Если в 1990 г. доля государственной собственности  в общем объеме розничного товарооборота  составляла 65,8 %, а частной — 34,2 % (в основном потребительская кооперация), в 2009 г. — соответственно 14,5% и 81,9 % ,по предварительным данным  за  2010 г. доля государственной собственности составит 12,2%, а частной — 83,9%. За анализируемый период значительно сократилась потребительская кооперация (в 2000 г. — 13,9 %, в 2009 г.—9,8% , в 2010г. —9,2% ), которая обслуживает в основном сельских жителей; сформировалась иностранная собственность (к 2009 г. — 3,6 %).

Стабильно высокой остается доля продовольственных  товаров в общем объеме товарооборота. В 1990 г. она составила 44,9 %, в 1995 г.(кризисные  годы) значительно повысилась до 62,7 % , в настоящее время — 48,9 % (2009 г.).

Розничная  торговая сеть, с учетом особенностей торгового обслуживания населения, делится на стационарную, передвижную  и посылочную. Ведущая роль принадлежит  стационарной, к которой относятся  магазины и мелкорозничная сеть. Основная часть товаров реализуется через  магазины, которые имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более  широкий ассортимент товаров; имеются  возможности предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения  культуры обслуживания населения. К  мелкорозничной торговой сети относятся  павильоны, палатки, ларьки, киоски, а  также торговые автоматы. Недостатками данного вида торговли являются узость ассортимента, отсутствие удобств для  покупателей при выборе товара, сложность  в создании надлежащих условий для  хранения товаров и быта — для  торгового персонала.

В условиях развития рыночных отношений  число предприятий розничной торговли определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источников финансирования (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий розничной торговли). В городах гипермаркеты, которые дают новые стимулы развитию отрасли.

В перспективе развитие розничной торговли будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассортимента отечественной продукции, развитие инфраструктуры товарных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли. Увеличению объемов продажи отечественных товаров и созданию конкурентной среды предприятий будет способствовать расширение фирменной торговли и совершенствование ее функционирования.

Торговое  обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных пунктов, во многом определяется состоянием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005—2010 годы. Главной целью Программы является повышение качества обслуживания сельского населения путем создания условий для устойчивого экономического роста организаций потребкооперации.  
  Основой развития отрасли станет взаимодействие организаций потребительской кооперации с личными подсобными и крестьянскими хозяйствами с использованием механизма товарного кредитования. Через созданные центры поддержки личных подсобных хозяйств граждан будет налажено обеспечение населения семенами и саженцами, молодняком животных, минеральными удобрениями, сельскохозяйственным инвентарем и мини-сельхозтехникой, тарой, строительными материалами. Количество перерабатывающих предприятий потребкооперации, их производственные мощности должны обеспечить полную и качественную переработку производимой сельскохозяйственной продукции. На протяжении 2006—2010 гг. намечается дополнительно открыть 600 заготовительных пунктов, 240 грибоваренных пунктов, установить 180 единиц сушильных установок, ввести в штаты организаций потребкооперации около 1,8 тыс. разъездных заготовителей.

 

Общественное  питание Республики Беларусь

Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственного производства  розничном товарообороте, который на протяжении последних  лет составляет более 80% и свидетельствует о востребованности услуг общественного питания.

Сеть общественного питания динамично   развивается. Ежегодно открывается   порядка 400-500 объектов. Общественное питание сегодня представлено 11968 объектами, в которых одновременно могут разместиться 741,4 тыс. посетителей. В республике работает 39% предприятий общественного питания государственной формы собственности и 61% - частной.

По оценке Министерства торговли  социальную направленность имеют  50% предприятий общественного питания  республики, в которых на продукцию  общественного питания установлены  предельно низкие наценки, позволяющие  обеспечить доступность услуг  питания для всех категорий  населения. 

Активная  политика социальных преобразований в  республике способствует дальнейшему  развитию современных предприятий. В 2010 году в городах республики за счет реконструкции и нового строительства  открыто 536 объектов общественного  питания на 17,6 тыс. мест.

Министерством торговли совместно  с органами управления торговлей,  услугами первостепенное внимание  уделяется совершенствованию питания  социально значимых слоев населения:  учащейся молодежи, рабочих и  служащих.

Питание учащейся молодежи республике  осуществляется в соответствии  с Рекомендациями по организации  питания детей и учащейся молодежи  в учреждениях образования в  2010/2011 году, утвержденными Министерством  торговли и Министерством образования  14 июня 2010 г.  При учреждениях образования  функционирует более 4,3 тыс. объектов  общественного питания или 36,3% всей сети.  К началу 2010/2011 учебного  года при учебных заведениях  введено 15 объектов общественного  питания на 1878 мест (в т.ч. 6 при  ВУЗах,  2 - СУЗах и  7 – школах), проведены капитальные ремонты  столовых в 21 учебном заведении,  косметический ремонт - практически  во всех общеобразовательных  школах. На проведение ремонтов  учреждениями образования затрачено  9,98 млрд. рублей. Приобретено 1714 единиц  торгово-технологического оборудования  на сумму 4,99 млрд. рублей, мебели  - 3,03 млрд. рублей.

Организациями общественного питания,  включая потребительскую кооперацию,   питание  организовано в   44% школ, в которых обучается около  60% всех школьников. В городах  республики создано 33 комбината   школьного и студенческого питания,  которые служат базовыми организациями  для обеспечения  столовых, буфетов  полуфабрикатами,  кулинарными, булочными   и мучными кондитерскими  изделиями  и другими товарами.  Практически во всех  учебных заведениях республики  организованы буфеты или предусмотрен  отпуск покупных товаров  с  линии раздачи, где можно дополнительно  приобрести соки, молочные продукты, фрукты, овощные салаты, булочно-кондитерские  изделия и другую кулинарную  продукцию. 

Питание обучающихся осуществляется за счет бюджетных средств и родительской оплаты. За счет бюджетных средств (полностью  или частично) питанием обеспечивается более 50% учащихся общеобразовательных  учреждений.  Питание учащихся и  студентов средних специальных  и высших учебных заведений осуществляется за наличный расчет.

Оказываемое внимание и поддержка  на государственном уровне организации  питания учащейся молодежи позволила  обеспечить доступность услуг  общественного питания в школьных, студенческих столовых республики  и обеспечить охват питанием  учащихся общеобразовательных учебных  заведений на уровне 77-95%, учащихся  и студентов средних специальных  и высших учебных заведений  - от 40 до 75%.

Питание рабочих и служащих осуществляется в 1,4 тыс. столовых и буфетах, что  составляет   11,7% от количества всех объектов питания.  В республике 30% производственных организаций осуществляет удешевление питания за счет собственных  средств. Для обеспечения доступности  услуг по месту работы снижаются  наценки общественного питания  на 5 - 30 % на продукцию собственного производства и торговые надбавки (ОАО  «Брестмаш», РУП «Барановичский автоагрегатный завод», РПУП «Торгмаш», ОАО «Барановичский завод «Санэлектрозаготовок», ПРУП «Барановичский комбинат ЖКБ», РУПП СПОАО  «Спартак», УП «Беларусьнефть», РУП  «Гомельтранснефть «Дружба», ОАО  «Коминтерн», РУП «Гомельский станкостроительный завод им.С.М.Кирова», ОАО «Электроаппаратура», ЗАО КСИ, ОАО «Бабушкина крынка», РУПП «Ольса», РУП «Облгаз», ОАО «Бобруйский  комбинат хлебопродуктов» и другие).

Находит внедрение кредитная  система расчетов за обеды,  продовольственные товары, что позволяет  увеличить охват питанием до 70-80% (УП «Белкоммунмаш», ЗАО «Атлант», ТПРДУП «МТЗТОРГСЕРВИС», «Могилевхлебопродукт»,  УП «Минский моторный завод», ОАО «Полимер» г.Витебск, ОАО  «Лакокраска» г.Гродно и другие).  Для ускорения обслуживания применяется  талонная система, устанавливаются  платежные терминалы, продолжается  работа по внедрению электронных  карточек для расчетов за обеды.  Например, только в Могилевской  области платежные терминалы  установлены уже в 26 объектах  общественного питания производственных  организаций. 

В результате проводимой работы  охват питанием работающих в  производственных организациях  составляет в среднем до 60%, а  в ряде предприятий – и до 80-90% (ОАО «Свiтанак» г.Жодино, КПУП  «Брестводоканал», ОАО «Белшина»  г. Бобруйск, ОАО «Гомельский жировой  комбинат», ОАО «Гродно Азот»).

Положительную тенденцию имеет развитие общедоступных  объектов общественного питания, сеть которых на 1 января 2011 г. составляет 6247 единиц на 262,8 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного  питания, основанных на традициях белорусской  национальной кухни. Это рестораны  «Камяніца», «Талака», «Гасцiнный маёнтак» в г.Минске, кафе «Карчма Будзьма», ресторан «Старое время» в г.Гомеле, ресторан «Печерское предместье» в  г.Могилеве и др. Наряду с белорусской  национальной кухней, развивается сеть предприятий с  национальными кухнями народов мира. Например, только в г. Минске представлено более 30 кухонь народов мира. Сегодня 67% общедоступных объектов - это рестораны, кафе, бары. Наблюдается тенденция открытия наиболее демократичных объектов  питания (закусочных, кафетериев, баров) при сокращении сети ресторанов (сеть ресторанов сократилась на 4% и число мест в данной категории объектов на 13%). В республике появились новые типы предприятий питания - рестораны быстрого обслуживания, в том числе и с белорусской национальной кухней, кофейни и др. Наряду с ресторанами «Макдональдс» действуют такие сетевые предприятия, как «Sun Cafe», «Эль Помидоро», «Патио Пицца», «Дабл кофе», «Темпо». Развивается сеть специализированных объектов общественного питания, предназначенных для реализации пива отечественного производства. В 2010 г.  таких объектов открыто 49  на 2381 место. Это ресторан «История пива» в г.Минске, кафе «Чисто пивной ресторанчик» и ресторан «Жигули» в г.Гомеле, кафе «Хаус паб» в г.Бобруйске, закусочная «Пивной дворик» в г.Малорита, рестораны «Лямус» в г.Витебске и «York Pub» в г.Мозыре  и др.

Информация о работе Социально-потребительский комплекс