Социально-экономические преобразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:31, реферат

Краткое описание

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к обеспечению профессиональной компетентности специалистов фармацевтического профиля, от которой в значительной степени зависит качество фармацевтической помощи населению. В этой связи профессиональная квалификация специалистов находится под контролем государства и является одним из объектов государственного регулирования отношений в сфере обращения лекарственных средств (ЛС), цель которого — поддержание компетентности специалистов на протяжении всей профессиональной деятельности при изменяющихся требованиях к профессиональным качествам.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.docx

— 22.12 Кб (Скачать файл)

Социально-экономические  преобразования, происходящие в нашей  стране, требуют новых подходов к  обеспечению профессиональной компетентности специалистов фармацевтического профиля, от которой в значительной степени  зависит качество фармацевтической помощи населению. В этой связи профессиональная квалификация специалистов находится  под контролем государства и  является одним из объектов государственного регулирования отношений в сфере  обращения лекарственных средств (ЛС), цель которого — поддержание  компетентности специалистов на протяжении всей профессиональной деятельности при  изменяющихся требованиях к профессиональным качествам.

Действующими нормативными правовыми актами утверждены квалификационные характеристики специалистов [5], квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и

А.В.СОЛОНИНИНА, проректор  по последипломному образованию  и внебюджетной деятельности, зав. кафедрой управления и экономики фармации факультета дополнительного профессионального  образования и факультета заочного обучения Пермской государственной  фармацевтической академии, д.ф.н., проф., soloninina@mail.ru;

И.В.КРУПНОВА, начальник Управления организации государственного контроля обращения лекарственных средств Росздравнадзо-ра, к.ф.н., krupnovaiv@roszdravnadzor.ru;

Н.Ю.ПОРСЕВА, доцент кафедры  управления и экономики фармации факультета дополнительного профессионального  образования и факультета заочного обучения Пермской государственной  фармацевтической академии, к.ф.н., porsiva-nu@pfa.ru

фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения [6], лицензионные требования к фармацевтическим работникам при осуществлении фармацевтической деятельности [7].

Согласно преамбуле Единого  квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», приведенные в приказе квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов, а также  служат основой для разработки должностных  инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских  организаций. При этом (согласно приказу) наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в  соответствии с квалификационными  требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и  фармацевтическим образованием в сфере  здравоохранения, утверждаемыми в  установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Утверждаемые лицензионные требования должны базироваться на действующих  квалификационных характеристиках  и квалификационных требованиях  к руководителям и специалистам фармацевтических организаций.

К сожалению, квалификационные требования утверждены лишь для специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образова-

Таблица 1. Требования к квалификации руководителей и специалистов с  высшим фармацевтическим образованием

Наименование должности  Требования к квалификации Постановление  Правительства РФ №416

Должности руководителей

Директор (заведующий) фармацевтической организации* Заведующий-провизор** Зам. заведующего-провизора** Руководитель организации*** — ВФО — сертификат специалиста по специальности «УЭФ»  — стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет — ВФО — интернатура  по специальности или проф. переподготовка по специальности «УЭФ» — повышение  квалификации не реже 1 раза в 5 лет —  ВФО + стаж работы по специальности  не менее 3 лет либо СФО + стаж не менее 5 лет — сертификат специалиста — повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет

Заведующий медицинским  складом мобилизационного резерва* — ВФО — сертификат специалиста  по специальности «УЭФ» — стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет — —

Должности специалистов

Провизор* Провизор-технолог** Провизор-аналитик** Работники (должности  не установлены)*** — ВФО — послевузовское и (или) доп. профессиональное образование  — сертификат специалиста по специальности  «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая  химия и фармакогнозия» без предъявления требований к стажу работы — ВФО  — интернатура по специальности  «Фармацевт-технолог» (провизор-технолог), «Фармацевтическая химия и фармакогнозия»(прови-зор-аналитик) — повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет — ВФО или СФО — сертификат специалиста — повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет

Старший провизор* — ВФО  — послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование —  сертификат специалиста по специальности  «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая  химия и фармакогнозия» — стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет — —

* Квалификационные характеристики (приказ от 23.07.2010 №541н). ** Квалификационные  требования (приказ от 07.07.2009 №415н). *** Лицензионные требования.

Таблица 2. Дополнительные должности  для фармацевтических работников с  высшим фармацевтическим образованием

Наименование должности  Код по ОКЗ Основное место работы Основное занятие

Провизор-консультант 2224 Аптечные организации Отпуск лекарственных  средств населению, включающий профессиональное консультирование при их выборе населением (в т.ч. при ответственном самолечении)

Провизор-информатор 2224 Центры фармацевтической информации, справочно-информационные центры, лечебнопрофилактические учреждения, аптечные организации Информационная работа среди медицинского персонала учреждений здравоохранения, информирование населения

Провизор медицинской  организации 2224 Медицинские организации  Выполнение фармацевтических работ  и услуг в медицинских организациях

Провизор-товаровед 2224 Аптечные организации, аптечные склады, организации  оптовой торговли лекарственными средствами Выполнение работ по снабжению, приемке, хранению, экспертизе фармацевтической продукции

Провизор-менеджер 2224 Организации  оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные склады Выполнение работ по формированию спроса и обеспечению  сбыта фармацевтической продукции

Рисунок 1. Блок-схема профилирования должностей фармацевтических работников

нием, а для специалистов фармацевтических организаций, имеющих среднее фармацевтическое образование, отсутствуют, поэтому нами проведено сравнение утвержденных квалификационных характеристик и квалификационных требований по руководителям и специалистам, имеющим высшее фармацевтическое образование.

Как показал анализ действующих  нормативных документов (приказов Минздравсоцразвития России), квалификационные характеристики и квалификационные требования не вполне согласованы между собой, содержат разные наименования должностей и разные требования к квалификации лиц, занимающих эти должности (наличие и продолжительность стажа для занятия определенной должности, необходимые этапы профессиональной подготовки специалистов) (табл. 1).

Так, должности руководителей  имеют разные названия: директор (заведующий) фармацевтической организации, заведующий медицинским складом мобилизационного резерва (квалификационные характеристики), заведующий-провизор и заместитель заведующе-

го-провизора (квалификационные требования). Для провизоров, занимающих рядовые должности, утверждены квалификационные характеристики для двух должностей — провизор и старший провизор, а квалификационные требования —  для должностей провизор-технолог и  провизор-аналитик. Различаются также  требования к квалификации руководителей  и специалистов фармацевтических организаций, предусмотрен-

□Е

d

Рисунок 2. Концепция управления профессиональными компетенциями

^ Профессиональные компетенции

I I I I

Квалификацион- . райоты Знания, умения, Профессионально

ный профиль р навыки важные качества

I

Контроль профессиональных компетенций

I

Оценка соответствия конкретного  фармацевтического работника эталонному профилю должности

ные квалификационными характеристиками, квалификационными требованиями, а также лицензионными требованиями.

Так, квалификационными характеристиками установлены требования: к уровню образования (высшее, среднее), наличию  сертификата специалиста по конкретной специальности, стажу работы, в то время как квалификационные требования содержат требования к обязательным этапам профессиональной подготовки (уровень  образования (высшее, среднее), интернатура, периодичность повышения квалификации) без установления требований к стажу  работы и наличию сертификата  специалиста.

Между тем требования к  квалификации персонала, предъявляемые  при лицензировании фармацевтической деятельности, имеют существенные различия как с квалификационными характеристиками, так и с квалификационными требованиями. Так, согласно квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям для занятия должности руководителя фармацевтической организации необходимо высшее фармацевтическое образование, однако согласно лицензионным требованиям для занятия должности руководителя достаточно среднего фармацевтического образования.

Относительно необходимого стажа работы для руководителя требования также существенно отличаются.

Не вполне согласованы  также требования к работникам фармацевтических организаций, занимающим «рядовые»  должности, в части названия должностей и требований к квалификации. К  тому же квалификационные требования установлены лишь для двух «рядовых»  должностей (провизор-технолог и провизор-аналитик), что явно недостаточно при существующем разнообразии фармацевтических организаций  и существенном различии выполняемых  провизорами функций [4, 8, 9].

Изучение показало, что  провизорами выполняется много  видов работ, имеющих существенные различия, что требует разного  названия должностей и установления разного перечня профессиональных компетенций.

Так, значительно различаются  виды работ провизоров, работающих в организациях оптовой торговли ЛС,

выполняющих в основном работы по формированию спроса и обеспечению  сбыта фармацевтической продукции; провизоров, выполняющих работы по снабжению, приемке, хранению, экспертизе фармацевтической продукции; провизоров, занимающихся отпуском лекарств населению; провизоров, занимающихся изготовлением  лекарств в аптеках; провизоров, занимающихся исключительно информационной работой; провизоров, занимающихся вопросами  фармацевтического надзора и  надзора за соблюдением лицензионных условий и др.

Исходя из видов фармацевтических работ и услуг, выполняемых в  фармацевтических организациях, для  специалистов, имеющих высшее фармацевтическое образование, целесообразно введение следующих дополнительных должностей: провизор-информатор (занимающийся информационной работой среди медицинского персонала  в медицинских организациях, выполнением  обязанностей по информированию медицинских, фармацевтических работников и населения  в центрах фармацевтической информации и справочно-информационных центрах); провизор-консультант (осуществляющий профессиональное консультирование населения при отпуске лекарственных препаратов); провизор медицинской организации (выполняющий фармацевтические работы и услуги в медицинской организации); провизор-товаровед (выполняющий работы по снабжению, приемке, хранению, экспертизе фармацевтической продукции и др.); провизор-менеджер (выполняющий работы по формированию спроса и обеспечению сбыта фармацевтической продукции) (табл. 2).

Квалификационные требования к персоналу должны базироваться на профессиональных компетенциях работников, исходя из номенклатуры должностей и  основных обязанностей фармацевтических работников в соответствии с занимаемой должностью.

В связи с этим были разработаны  методические подходы к разработке перечня профессиональных компетенций и профилированию должностей фармацевтического персонала (на примере аптечных организаций).

На основе детальной проработки и обобщения данных об эффективном  управлении персоналом и с учетом результатов проведенных исследований нами разработана блок-схема профилирования должностей фармацевтических работников, имеющих высшее фармацевтическое образование (рис. 1).

Как видно из рисунка, блок-схема  включает:

■ составление каталога ключевых компетенций фармацевтических работников на основе номенклатуры должностей фармацевтических работников и установления их основных обязанностей;

■ разработку эталонных профилей должностей фармацевтических работников;

■ разработку должностных инструкций фармацевтических работников;

■ проведение оценки соответствия конкретного работника эталонному профилю должности.

Под ключевыми компетенциями  понимается набор компетенций, позволяющий  работнику выполнять свои профессиональные обязанности максимально эффективно.

На первом этапе нами был  составлен каталог профессиональных компетенций фармацевтического  персонала аптечных организаций  по следующим критериям:

■ квалификационный профиль;

■ опыт работы;

■ необходимые профессиональные знания, умения и навыки;

■ психологические профессионально важные качества. Под квалификационным профилем понимается соответствие профиля образования содержанию профессиональной деятельности.

Под опытом работы в данном случае понимается необходимый стаж работы (фармацевтический стаж, стаж

работы в соответствующей  должности) в аптечной организации.

Необходимые знания, умения, навыки — набор компетенций, соответствующий  требованиям должности, регламентируемым нормативными правовыми актами, внутрифирменными требованиями, установленными в результате исследований [1, 2, 3].

Профессионально важные качества — индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность  деятельности и успешность ее освоения. Это качества, важные для профессии, безотносительно к той или  иной аптечной организации.

Перечень критериев для  определения должности формирует  профиль должности — структурированное  подробное описание должностной  позиции на основе профессиональных компетенций.

Информация о работе Социально-экономические преобразования