Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:16, доклад
Потребительская кооперация России прошла трудный путь, на котором познала подъемы и спады, связанные в первую очередь с отношением к ней властей. В царское время правительство неодобрительно относилось к кооперации и всячески сдерживало ее развитие. Тем не менее, она стремительно росла, причем даже быстрее, чем в Англии, которая считается ее родиной.
. Социально-экономическое
развитие потребительской
Потребительская кооперация России прошла трудный путь, на котором познала подъемы и спады, связанные в первую очередь с отношением к ней властей. В царское время правительство неодобрительно относилось к кооперации и всячески сдерживало ее развитие. Тем не менее, она стремительно росла, причем даже быстрее, чем в Англии, которая считается ее родиной.
В первые годы советской власти государство широко использовало потребительскую кооперацию для снабжения населения продовольствием и товарами первой необходимости. Чуть ли не поголовно все граждане считались ее членами. Но затем, хотя и формально, был восстановлен ее организационно-правовой статус, но она была превращена в огосударствленную систему, утратившую присущие ей кооперативные принципы и ценности.
Государство командовало потребкооперацией, как государственной структурой, распоряжалось ее имуществом, как своей собственностью.
В 1935 году по решению Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) деятельность потребительской кооперации была сосредоточена в сельской местности. Все ее имущество в городах безвозмездно было передано госструктурам. Потребкооперация лишилась двух третей своей собственности.
Однако она выстояла, проявила свою жизненность, а накануне радикальных реформ в 1991 году представляла собой мощную, экономически крепкую организацию с развитой материально-технической базой, квалифицированными кадрами, объединяющую более 22 млн. пайщиков.
Но изменение политического строя, всеобщий экономический кризис, охвативший страну, поворот страны к рыночной экономике вызвали огромные потери в потребкооперации, многие кооперативные организации оказались без собственных оборотных средств. Были нарушены налаженные хозяйственные связи. Накапливались огромные долги и убытки, объемы деятельности многократно сократились. Начавшаяся массовая приватизация, господство дикого рынка поставили систему на край гибели. Потребкооперация утратила более половины своей материальной собственности. Существенную роль в деле сохранения потребкооперации сыграло принятие в 1992 году Закона «О потребительской кооперации в Российской Федерации», который при всех его недостатках, определив правовой и социально-экономический статус организаций потребительской кооперации, дал возможность сохранить систему.
В 1997 и 2000 годах вышли еще два закона о потребительской кооперации, направленные на укрепление ее правового положения, демократизацию, повышение роли пайщиков в управлении и контроле, усиление ответственности руководителей.
Всего за годы реформ принято более 30 решений государства по поддержке потребкооперации.
В январе 1994 года, по инициативе Центросоюза вышло всем известное постановление Правительства «Вопросы потребительской
кооперации Российской Федерации», согласно которому кооперативные организации получили право создавать фонд развития потребительской кооперации, привлекать заемные средства обслуживаемого населения, строить свои взаимоотношения с органами власти на основе ежегодно заключаемых соглашений.
Наряду с этим было рекомендовано органам исполнительной власти оказывать организациям потребкооперации соответствующую поддержку, в том числе предоставлять льготы в налогообложении, оплате энергоресурсов, возмещать расходы по доставке товаров в отдаленные сельские магазины и т.д.
Ситуация, сложившаяся к 1998 году в потребительской кооперации, потребовала коренного изменения организации работы кооперативов. Со всей остротой встал вопрос о необходимости новой стратегии – стратегии выживания и поиска новых путей в кооперативной деятельности.
Первый шаг в этом направлении был сделан на 119-м общем Собрании представителей потребительских обществ РФ в 1998 году. Собрание утвердило Программу стабилизации и развития потребительской кооперации на 1998 – 2002 годы, которая предусматривала повышение роли пайщиков, более полное использование имеющихся резервов, обеспечение безубыточной деятельности, возрождение и развитие сферы бытового обслуживания, оптовой торговли. Все эти направления явились основой для разработки Концепции развития потребительской кооперации до 2010 года.
Эффективным рычагом выполнения программы стали научно-практические конференции, первая из них – «Потребительская кооперация – социально ориентированная система» - положила начало новой эры в истории потребительской кооперации. Она дала ответ на вопрос, какой должна быть потребительская кооперация России, чтобы соответствовать требованиям ХХI века, определила кооперативную модель хозяйствования – единство социальной и хозяйственной деятельности.
Конференции стали неотъемлемой частью работы потребкооперации нового тысячелетия, массовым явлением. В 2002 году они охватили 37 регионов, и в них участвовало более 6 тысяч человек.
В 2003 г. Центросоюз Российской Федерации отмечает два юбилея: 105-летие образования Центрального союза потребительских обществ России и 100-летие членства Центросоюза в Международном кооперативном альянсе. Эти этапные события знаменуют собой новый виток в развитии потребительской кооперации в России, ее неразрывную связь с мировым кооперативным движением. 105 лет назад создание Центросоюза – общероссийского кооперативного центра, было вызвано необходимостью защищать интересы российского кооперативного движения, укреплять авторитет и позиции российской кооперации как внутри страны, так и за рубежом.
Сегодня Центросоюз России стал признанным хозяйственным и идейным центром потребительской кооперации, активным членом Международного кооперативного альянса.
Руководство Центросоюза, проявив стойкость и преданность своему делу, профессионализм, новаторство, не только смогло сохранить кооперацию, но и выработало кооперативную идеологию, выдвинув на первое место идею борьбы с бедностью, за социальное благополучие людей. Реализация данного направления позволила потребительской кооперации поднять свой авторитет среди населения и органов власти, повысить эффективность социально-экономической деятельности и позволила занять в экономике России и мировом кооперативном сообществе достойное место, соответствующее ее потенциалу.
Важным шагом в реализации социальной миссии потребительской кооперации стало создание газеты «Российская кооперация». Газета с первого дня была призвана стать проводником кооперативной идеологии, новых мыслей, опыта лучших организаций и новых методов работы. Ее тираж в настоящее время составляет порядка 100 тысяч экземпляров.
Сегодня потребительская кооперация обслуживает более 30 млн. человек, в основном жителей сельских регионов, из них 10 млн. – пайщики. В ее состав входят 3,2 тысячи потребительских обществ, объединенных в 74 республиканских, краевых и областных потребсоюзов.
Для улучшения жизни и быта сельского населения кооперативные организации взяли на себя восстановление в селах и деревнях сферы обслуживания, создали около 20 тыс. предприятий, цехов и пунктов по оказанию бытовых услуг населению, 8 тыс. пунктов по приему и переработке молока; открыто свыше 1000 аптек, аптечных пунктов и киосков, ветеринарных аптек. Сфера бытовых услуг становится самостоятельной отраслью.
Начиная с 1999 года потребительская кооперация России развивается стабильно: растут объемы в отраслях кооперативного хозяйства – торговле, заготовках, производстве, улучшается финансовое состояние кооперативных организаций. Решаются многие социальные проблемы обслуживаемого населения. В организациях и на предприятиях потребительской кооперации за последние годы получили сезонную работу на условиях неполного рабочего дня примерно 140 тысяч человек, создано 80 тысяч новых рабочих мест.
Для активизации и координации работы по решению проблемы занятости населения Центросоюз РФ заключает Соглашения с Министерством труда и социального развития РФ, предусматривающие совместные действия по организации общественных работ в организациях потребкооперации. Аналогичные соглашения заключаются между кооперативными организациями и органами Минтруда по вопросам занятости населения на местах. Как показывает практика, такая совместная работа во многих регионах дает хорошие результаты.
Большие задачи стоят перед потребительской кооперацией в текущем году. Государство намечает создать благоприятные условия для быстрого развития малого и среднего бизнеса, что обострит конкурентную среду для потребительской кооперации. Потребуется задействовать все резервы и преимущества кооперации, чтобы устоять и выйти на новые рубежи.
Опорными пунктами в реализации социальной миссии потребительской кооперации, выполнении рекомендаций научно-практических конференций стали кооперативные магазины, превратившиеся в важную составную часть социальной инфраструктуры села. 2002 и 2003 годы объявлены в системе потребительской кооперации России «Годом магазина». Помимо торговли, магазины осуществляют закупки сельхозпродукции, производимой в хозяйствах населения, способствуют удовлетворению потребностей жителей сел и деревень в услугах, обеспечении работой, выполняют другие функции с учетом требований ХХI века. В соответствии с новыми функциями магазин представляет мини-потребительское общество, становится главным действующим лицом потребкооперации на селе. С учетом этого проводится учеба заведующих магазинами и продавцов, повышение их квалификации, организуется обмен опытом работы, слеты, конкурсы. В 2002 г. в Центросоюзе был проведен Всероссийский слет-семинар работников торговли потребкооперации, в котором участвовали лучшие представители этой профессии из 59 республик, краев и областей России.
Борьба с бедностью многопланова. Это, прежде всего, повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, которые открываются при расширении объемов производства, освоении новых видов услуг. Это закупка всей продукции, предлагаемой с личных подворий, продажа товаров в отдаленных деревнях по единым для района ценам, льготы для ветеранов, инвалидов, малообеспеченных многодетных семей и многоe-многое другое. И что важно: эта деятельность кооператоров имеет не только материальную сторону, она несет еще и высокое духовное, нравственное начало.
Откликаться на нужды людей – без этого кооператор не оправдывает своего гордого имени. Парикмахерские и аптеки, пункты проката и мастерские по ремонту бытовой техники, сепараторы и зернодробилки, ритуальные услуги уже не отдельные эпизоды в работе.
Потребительская кооперация, созданная народом и служащая народу для удовлетворения насущных потребностей, должна каждодневно стремиться создавать все условия для роста благосостояния людей, особенно самой обездоленной части - сельского населения.
Важную роль в повышении доходов селян играет расширение у них закупок сельскохозяйственных продуктов, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов и ягод. Поставлена задача, и она должна неукоснительно решаться, чтобы вся произведенная и предлагаемая населением продукция была закуплена. Особое внимание уделяется организации закупок и переработки молока, выпечке хлеба и булочных изделий в домашних условиях, особенно в глубинных населенных пунктах. Широкое распространение должно получить использование надомного труда, особенно для обеспечения работой инвалидов, домохозяек, престарелых.
Принимаются меры по внедрению малых производств, в том числе мельниц, крупорушек, зернодробилок, цехов по сепарированию молока, производству гвоздей, столярных и других изделий.
Деятельность потребительской кооперации по развитию социальной сферы села была одобрена на парламентских слушаниях Федерального Собрания Государственной Думы в декабре 2002 года.
Большой вклад в дело развития потребительской кооперации России вносят кооперативные учебные заведения, где обучается 160 тысяч человек по 55 специальностям, и Межвузовский ученый совет.
За минувший год удалось установить тесные связи с Русской Православной церковью и другими традиционными религиями. Все религии учат добру и состраданию к ближнему – и это духовное начало роднит их с потребкооперацией, которая работает на благо людей, борется с бедностью.
Очевидным является тот факт, что на любом уровне – национальном и международном – кооперативное движение вносит конкретный вклад, как в экономическое, так и социальное развитие. В настоящий момент гражданское общество и деловой мир активно занимаются созданием новых моделей развития и отношений. Кооперативное движение должно заняться решением проблемы собственного управления, возможного роста. Стратегия и инициативы должны исходить от собственной структуры общих ценностей и принципов таким образом, чтобы улучшить облик кооперативного движения на всех уровнях.
Генеральная Ассамблея ООН в мае 2001 года, рассматривая вопрос «Кооперативы и процесс социального развития», одобрила деятельность Центросоюза РФ по реализации социальной миссии потребкооперации, включая меры по борьбе с бедностью и оказанию помощи малообеспеченным пайщикам.
Кооперативы основаны на таких ценностях, как взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство и солидарность. Опираясь на традиции своих основателей, члены кооперативов верят в этические ценности, среди которых честность, открытость, социальная ответственность и забота о ближних.
Кооперативы имеются во всех государствах. Они объединяются в национальные и международные союзы. Самый крупный из них — Международный кооперативный альянс. Это крупнейшая неправительственная организация. В 1946 году МКА получил консультативный статус при ООН, а теперь он в числе других организаций имеет высший консультативный статус в Совете экономического и социального развития ООН (ЭКОСОС) и является членом Комитета ООН по содействию и развитию кооперативов (КОПАК).
За годы своего существования кооперативы зарекомендовали себя как конкурентоспособные предприятия, не менее эффективные, чем иные рыночные структуры. В основе процветания кооперативной формы деятельности лежит забота о членах, а не личная выгода. Благодаря своей гибкости кооперативы отвечают постоянно меняющимся потребностям людей даже в сложной экономической, социальной и политической обстановке.
Информация о работе Социально-экономическое развитие потребительской кооперации в начале 21 века